«Мы все равно друзья». Что изменилось для турок в Воронеже и воронежцев в Турции
Два взгляда на последствия конфликта России и Турции.
Ольга Бренер, Оксана Кириллова, 8 декабря 2015, 19:12
Отношения между Россией и Турцией ухудшились после того как 24 ноября турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик в Сирии. Однако в Воронеже по-прежнему живут турецкие граждане, а некоторые воронежцы не покидают Турцию. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, что изменил для них конфликт между странами.
Взгляд из Турции
Для Ирины из Воронежа, живущей в турецком курортном городе Аланье, «ничего не изменилось». Ее сын продолжает бесплатно учиться в турецкой школе, на улицах Ирина ежедневно встречает туристов, в том числе из России.
– Отношение к русским здесь доброжелательное: турки в основном любят и уважают Россию, восхищаются ее президентом. Пропагандистам и русскому правительству придется приложить много усилий, чтобы это изменить. В Анталье идет ежегодный фестиваль российско-турецкой дружбы – мероприятие не свернули, – рассказала Ирина.
Она добавила, что ее знакомые озабочены происходящим и надеются на скорое разрешение конфликта между Россией и Турцией.
Выпускница журфака Воронежского госуниверситета (ВГУ) Елена Баки, которая вышла замуж за гражданина Турции и несколько лет живет на две страны, подтвердила, что русские в Турции «по-прежнему живут нормально».
– Никто их не трогает и не оскорбляет – ни власти, ни простые люди. Нет никаких проблем ни в аэропорту, ни в других учреждениях. Нас все равно считают друзьями. А Эрдогана не любят и многие турки, – рассказала Елена.
Некоторые россияне после конфликта все же покинули Турцию. Татьяна Мигулева из Воронежа, жившая в стране полгода, после крушения российского бомбардировщика «испугалась и сразу уехала». При этом подруга Татьяны, недавно вышедшая замуж за турка, осталась в Турции.
Взгляд из России
Для многих уроженцев Турции жизнь в Воронеже осталась прежней. Гекер Кизилер, приехавший в город на учебу в 2013 году, сообщил, что у него «с русскими друзьями все хорошо».
– Отношения у нас сохранились, недавно русский друг помогал мне с курсовой работой. Не знаю, что будет дальше между нашими странами – по этому поводу мы, конечно, переживаем, но политика на дружбе не отразится, – рассказал Гекер.
Отношение к туркам в основном не изменилось и в воронежских вузах – как отметил студент ВГУ Онур-Джан Копруджу, «проблемы не у людей, а между государствами».
– В ВГУ турецкие студенты учатся на договорной основе. Вуз создает комфортные условия для их обучения, и речи об их отчислении по политическим мотивам нет, – рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» в пресс-службе госуниверситета.
О конфликтах, связанных с турецкими студентами, не слышали и в политехе. Не было их, по словам руководства, и в Воронежском институте высоких технологий (ВИВТ), откуда 7 декабря отчислили семь турок. Официальной причиной исключения стали «академическая задолженность и невыполнение условий договора». Однако в ВИВТ отметили, что у студентов «наблюдается сложная ситуация со съемным жильем – их просят освободить съемные квартиры».
Такая проблема возникла и у учащихся других вузов Воронежа. Турок Ахмет (имя изменено), учащийся в ВГУ, рассказал, что его знакомых турецких студентов попросили за три дня освободить съемное жилье в Воронеже. А некоторые его товарищи хотят уехать домой на новогодние праздники, но боятся, что их не пустят обратно.
Переездов опасается и русско-турецкая семья Елены и Зии Баки. До конфликта между странами супруги хотели пожить в России, но теперь Елена планирует получить в Турции вид на жительство, «потому что жить на две страны будет невозможно».
На следующий день после крушения российского самолета Зию Баки, направлявшегося в Россию к жене, не выпустили из транзитной зоны Шереметьево. По словам Елены, Зию продержали в там пять часов и в итоге отправили назад в Турцию.
– Сотрудники погранслужбы даже не подали ему стакан воды, когда он просил. А мне не дали возможности прилететь в Москву с кучей подтверждающих документов, – вспомнила Елена Баки.
Семья пытается добиться возвращения денег за неиспользованный билет.
– Тех, у кого из турецких граждан оформлен в России вид на жительство, вроде бы в аэропорту пропускают. А таких, как мой муж, кто прилетает в соответствии с безвизовым режимом, теперь сажают на первый самолет и отправляют обратно, – посетовала Елена.
Контекст
Президент России Владимир Путин 28 ноября подписал указ о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Документ ограничил ввоз в Россию отдельных видов товаров из этой страны. Санкции коснулись и туризма: кабмин запретил продажу путевок в Турцию и отменил чартерное авиасообщение в средиземноморскую страну. Дополнительная мера воздействия — введение специальных разрешений на работу в России для турецких строителей (также будет действовать с 2016 года; не касается тех, кто трудился в РФ до введения санкций).
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов пообещал, что конфликт между странами не скажется на турецких студентах, учащихся в России.