«Мы сохранили русский мир». Жители ЛНР рассказали корреспондентам РИА «Воронеж» о жизни в прифронтовой зоне

Волонтеры доставили гуманитарный груз в Луганскую Народную Республику

Тамара Мотаева, 17 августа 2023, 19:00

Тамара Мотаева

«Счастье не за горами» – гласит надпись при въезде в город Счастье Луганской Народной Республики. «С юмором», – отметили мы, направляясь с гуманитарным грузом в ЛНР. На обратном пути эта надпись воспринималась уже совсем по-другому.

У меня давно было желание побывать в Донбассе и своими глазами увидеть, как живут наши соседи, как они противостоят украинской агрессии. Такая возможность появилась благодаря атаману станицы Ольховатской Виктору Свертокину. Он является волонтером СВО и в очередной раз организовал поездку в ЛНР, чтобы передать гуманитарную помощь. Еще одна цель поездки – поучаствовать в памятных мероприятиях в честь защитников Донбасса.

Вместе с Виктором Петровичем отправились в путь несколько человек: ольховатские казаки Олег и Максим Гулые, кантемировский атаман Николай Нестеренко, ольховатские священнослужители протоиерей Владимир Бирюков, иерей Михаил Гусарев, алтарник Покровского храма в ольховатской слободе Шапошниковке Сергей Богонос и автор материала.

Посылки и гостинцы

– Выезжаем в четыре утра, – предупредил накануне Виктор Свертокин.

Атаман с зимы этого года возит гуманитарную помощь военнослужащим и мирному населению Донбасса. В ЛНР ездит как в одиночку, так и с казаками, волонтерами и просто единомышленниками. В последние месяцы занимается волонтерской деятельностью в режиме нон-стоп – делает по две-три поездки в неделю. К нему обращаются с просьбой доставить посылки не только ольховатские, но и острогожские, лискинские, белгородские волонтеры. Кроме этого, есть благотворители из разных точек нашего региона, которые доверяют Виктору Свертокину и через него передают помощь бойцам и мирному населению ЛНР. На многочисленных контрольно-пропускных пунктах военнослужащие уже узнают ольховатского атамана.

В этот раз необходимо было доставить гуманитарную помощь в два города Луганской Народной Республики – Первомайск и Кировск.

Микроавтобус загрузили в основном продуктами питания: мукой, крупами, сахаром, детским питанием, тушенкой, печеньем. Сбор сделали благодаря волонтерам из группы «Острогожск – фронту», благотворителям из Лисок и Воронежа, ольховатской семье. Также для Свято-Петропавловского храма города Первомайска из Острогожска передали в дар иконы. Для детей Первомайска от Ольховатской централизованной библиотечной системы подготовили большую коробку с новыми книгами.

В добрый путь

Ранний старт в таких поездках нужен по нескольким причинам. Одна из них – меньше транспорта в пункте пропуска. После прохождения всех процедур, оформления документов мы двинулись дальше.

Показались первые населенные пункты Луганской Народной Республики. С этого момента журналистское внимание особенно заострилось.

По наблюдениям, дома в основном имеют скромный вид. На некоторых из них – российские флаги и Знамя Победы. Кстати, в поселках и городах сохранили памятники воинам Великой Отечественной войны. Заметно, что за ними ухаживают, подкрашивают. Транспорт – больше отечественного производства, иномарок мало, но если встречаются, то с разными номерами, даже с польскими. Много велосипедистов – не только в самих населенных пунктах, но и между ними на трассе, благо расстояния между селами и городами небольшие.

Заправлять машину есть возможность не у всех, бензин здесь экономят, поэтому за одну поездку стараются сделать как можно больше.

Дороги – или уже хорошего качества, или в состоянии ремонта. Спецтехника работала с раннего утра. Я увидела знакомых россошанских дорожников. «Все свои, родные», – по-доброму посмеялись мы.

В ремонте также бесчисленное, как нам показалось, количество мостов. На самом деле их около десяти. Дальше – еще строительство. Специалисты укладывали новые водопроводные трубы.

В этих реалиях – тоже борьба за мир. Вот военная техника, вот контрольно-пропускные пункты, и военнослужащие со строгими и внимательными взглядами тут же восстанавливают территорию. Местные жители рады этим преобразованиям и благодарны за поддержку. Надписи на плакатах «Спасибо Воронежской области!», «Спасибо Калужской области!», которые мы видели по дороге, – не просто слова. На территориях, где мы проезжали, кипит работа.

Один из терриконов, который мы повстречали на пути

За Луганском пейзаж непривычный для нас – горы из отработанных пород (терриконы). На пути следования – шахтерские и промышленные города Алчевск, Стаханов, Ирмино. На некоторых зданиях и жилых домах видим следы от прилетов снарядов. Следы – заметные издалека и устрашающие.

Храм

Атаман станицы Ольховатской передал гуманитарную помощь настоятелю Свято-Петропавловского храма отцу Ярославу

В Свято-Петропавловском храме города Первомайска гостей встретили очень радушно. Как выяснилось, с 2014 года здесь все время кого-то встречают и провожают – переселенцев, бегущих от украинского режима, обездоленных первомайцев, спасающихся от постоянных обстрелов.

Виктор Свертокин познакомил нас с настоятелем храма протоиереем Ярославом и его супругой Зоей.

– Несколько месяцев в 2022 году мы принимали переселенцев из Попасной и близлежащих к городу поселков, – рассказала матушка Зоя. – Готовили обеды для всех нуждающихся, это примерно 100 человек в день. С продуктами помогали добрые люди из всей России. Сейчас мы готовим обеды каждое воскресенье и в православные праздники. Принимаем гуманитарную помощь и раздаем ее нашим прихожанам. В городе много нуждающихся. Люди часто спрашивают, нет ли в гуманитарных посылках подгузников для взрослых и детей. Этих средств для ухода особенно не хватает.

В списке потребностей – детское питание, лекарства, средства гигиены, одежда, обувь и продукты.

Под обстрелами

Дом в Первомайске

Отец Ярослав показал следы от снарядов на здании храма. Несколько раз осколки попали внутрь, посекли стены и икону. Но по сравнению с другими зданиями в городе, сказали наши собеседники, храм – будто под покровом.

Едем в город: там уже разбитые тяжелым вооружением многоквартирные дома и социальные объекты. На многих зданиях окна заколочены стройматериалами, стекол в них нет.

Прошу Наталью Михайлову из Первомайска рассказать о жизни города с 2014 года.

– Мы с ужасом восприняли события 2 мая 2014 года в Одессе, – сказала Наталья Михайлова. – В мае к нам везли детей из города Славянска, где уже начались бои. В мой город Первомайск беда пришла 22 июля 2014 года. В этот день самолет ВСУ летал над городом и делал обстрелы. Гудела сирена, жители были в панике. Мирный город в одну секунду оказался внутри бойни. После этого дня многие начали ночевать в подвалах, уезжать с детьми, больными и старыми людьми.

Осколки снаряда

Обстрелы города были прицельными. Появились разрушения, первые раненые.

– Меня лично это коснулась 26 июля, – уточнила Наталья Николаевна. – В соседний дом прилетел снаряд. Была тяжело ранена женщина. У нас вылетели окна на всех лестничных маршах. Мы побежали в подвал и с этого дня жили там два месяца. Обстрелы велись безостановочно. Поражение инфраструктуры города составило 85−90%. Фактически каждый дом пострадал – были прямые попадания в крыши и фасады. В моем доме несколько попаданий снарядов в крышу. Я проживаю на первом этаже. У нас после очередного прилета были вырваны окна вместе с бетоном.

Не было электричества, газа, воды, банки и магазины не работали. Не было связи. Люди не знали, где их родные и близкие. Через некоторое время первомайцы получили другие карты для мобильной связи.

За водой ходили за пару километров к знакомой женщине, у которой была скважина.

Бегали к скважине с двумя ведерками в четыре утра. По дороге молились, ибо обстрелы не прекращались, а не ходить за водой мы не могли – нам надо было принести ее для 30 человек, находящихся в подвале нашего дома. Сосед разводил костер, я и моя подруга Ирина готовили для всех еду. Жили впроголодь. За два месяца я сбросила 14 кг.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

В конце июля погиб сосед Натальи Михайловой.

Дедушка вышел покурить и погиб от снаряда. Два дня он так и лежал возле подъезда, потому что из-за обстрелов нельзя было даже выйти и забрать тело. Потом мужчины своими силами похоронили дедушку около дома. Таких захоронений между домами по всему городу по три-четыре.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

Наталья Николаевна уверена, что они выжили благодаря молитвам.

Моя мама и соседка читали наизусть молитвы. Кто не знал, говорили: «Господи, помилуй!» Люди научились креститься сами и крестить друг друга в спину.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

Не упасть духом: 2014-й

В сентябре обстрелов стало меньше. Люди навели порядок возле своих домов. В городе восстановили электроснабжение.

А в декабре 2014 года снова начались тяжелейшие обстрелы. Украинские террористы целились в детские сады, школы, котельные, электроузлы, криницы, где люди брали воду, рынок. К нам начали возить гуманитарный хлеб. Видимо, какие-то ждуны, диверсанты, сообщали, во сколько и куда привозят хлеб. И туда целенаправленно били снарядами. В один из дней ударили по людской очереди – шесть человек погибли, несколько получили ранения. Мы ночевали в подвале при температуре воздуха 5 градусов. Утром поднимались в квартиры, быстро приводили себя в порядок и бежали на работу. Мы еще и работали! Зарплату получили первый раз в апреле-мае. Будучи руководителем образовательного учреждения, я смогла подать ведомость только на уборщиц и сторожей.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

При этом люди старались не упасть духом.

Помню, декабрь 2014 года, бомбежки и обстрелы. Добрые люди, гуманитарщики, привезли сладкие подарки. Их надо было как-то выдавать. Решили, что в городском киноконцертном зале «Заря» проведем показ сказки. За две ночи я написала сценарий. Распечатывать было негде, побежала с флешкой в комендатуру, распечатала, раздали роли. Состоялись два показа в зале на 500 мест. Это была классическая сказка, в финале добрые силы победили. Дети радовались добру и красочным персонажам. Родители рыдали – они верили в победу русского мира, света над тьмой.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

«Каждый из нас борется за русский мир»

С 2016 года наступило некоторое затишье. В это же время по периметру города шли бои.

– Наш город с 2014 года – форпост русского мира, – сказала Наталья Михайлова. – Мы находимся на острие, самая западная точка ЛНР. С трех сторон Первомайск был окружен укронацистами. И только с четвертой стороны мост Ирмино-Стаханов соединял город с цивилизованным миром. Частичная блокада. Все это время город защищали наши первомайские мужчины. Там находился мой сын и его товарищи. Денежного довольствия у военных тогда не было. Но бойцы не уходили с позиций. Это был порыв мужского населения защитить город. Все первомайцы, кто не уехал, были готовы костьми лечь, но отстоять нашу землю от нацистов. Мы не могли попрать память предков, сорвать георгиевские ленты и кричать нацистские воззвания, предать себя и Родину.

Наталья Михайлова вспоминает, каким был город до 2014 года:

– Наш город имени Первого мая. Это город трудящихся, шахтеров, заводчан. У нас градообразующие предприятия – это несколько шахт, Первомайский электромеханический завод, Первомайский машиностроительный завод. Есть малые предприятия. Жителей было около 45 тыс. человек в городе, а с поселками – 90 тыс. человек. Такова статистика на 2013 год. Город трудоголиков, романтиков. Многонациональный город: 102 национальности представляли рабочую силу Первомайского машиностроительного завода. Смешанные браки. Все – родня. У нас никогда не было в менталитете, что надо не платить налоги, собирать клубнику в Польше, выносить горшки в Италии. У нас всегда пахали. Зарплаты у шахтеров всегда были высокими. Они могли позволить себе покупать машины, возить детей в санатории, кормить, растить, радоваться. Город был хорошенький, игрушечный, весь в розах. Было много новых магазинов, детей, звучала веселая музыка по вечерам, били фонтаны. Я уверена, мы восстановим мирную жизнь. Каждый из нас борется за русский мир: воины защищают Родину с оружием в руках, учителя и журналисты в этой борьбе используют правдивое слово, волонтеры поддерживают фронт мирным трудом. Мы победим!

Новые испытания

ВСУ начали активно обстреливать Первомайск и близлежащие поселки за несколько дней до объявления Владимиром Путиным начала специальной военной операции.

17 февраля 2022 года мне звонили из всех детских садов и школ и сообщали об обстреле. Люди вновь спустились в подвалы. Эвакуация населения началась 19 февраля. Вывозили на автобусах в первую очередь многодетные семьи, беременных женщин, маломобильных стариков.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

Затем – объявление о начале спецоперации.

Мы с замиранием сердца слушали слова Владимира Путина о том, что начинается СВО и защита русского мира и Донбасса. Многие спешили на работу в то утро, но не могли оторваться от экранов телевизоров. Мы плакали. Были счастливы, что Россия не бросила нас. Я уверена, что Верховный Главнокомандующий начал СВО за шаг до нападения на нас противника.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

И снова первомайцев и их соседей ждали испытания.

С февраля по июнь прошлого года из-за обстрелов мы ночевали в подвалах. Утром шли на работу. С марта принимали переселенцев из Попасной. За предыдущие восемь лет этот город был сильно укреплен укронацистами. Встречали российских военных с надеждой. Женщины кланялись бойцам, крестили их и говорили: «Ребятушки, спасибо!» И хоть нас не освобождали, мы с 2014 года независимы от укронацистов и считаем город российским (к слову, я блестяще владею украинским языком, но пользоваться им не хочу), но с воодушевлением, а потом с терпением принимали исторические события.
Наталья Михайлова

Жительница Первомайского, ЛНР

Когда линию фронта отодвинули от города, стало спокойнее жить.

– Работают учреждения сферы образования, медицины, жилищно-коммунальной службы, социальной защиты населения, – сказала Наталья Николаевна. – Плюс Центр занятости трудоустраивает желающих подсобными рабочими, которые закрепляются за организациями и выполняют покос травы и другие простые работы.

К сожалению, беда не обошла и семью нашей собеседницы – в июле этого года во время боевых действий по освобождению Донбасса погиб единственный ее сын.

– Дополнительная поддержка для меня сейчас – это посещение Свято-Петропавловского храма, – призналась Наталья. – Мой сын с малых лет ходил сюда. Это мой храм, моя земля. Надо жить.

Защитники

Часть гуманитарного груза доставили казакам города Кировска – для семей погибших воинов. Нас встретили ветераны ополчения. Вместе посетили Аллею Славы в память о погибших защитниках Донбасса. Мемориал установили по инициативе ополченцев на средства кировчан и благотворителей из России.

Почтили память воинов у памятного знака на месте первого блокпоста.

– Здесь в 2014 году местные мужчины организовали блокпост из мешков с песком, автомобильных покрышек, досок и остановили националистов, – рассказал Олег, житель Кировска, ополченец с 2014 года.

Ополченец Олег рассказывает свою историю корреспонденту РИА «Воронеж»

Все эти годы Олег и его товарищи оставались на боевом посту, защищая город и ЛНР.

На вопрос, как добровольцы выстояли, ведь их служба, без довольствия и прочего, основывалась только на личном мужестве, Олег ответил так:

– Те, кто остались, не могли поступить по-другому. Мы прекрасно понимали: если националисты обстреливают и превращают в руины наши мирные города, то, придя на нашу землю, они растерзали бы всех нас. Задача противника – уничтожить русский мир. Наша – сохранить.

Не так давно Олег получил тяжелое ранение. Сейчас он восстанавливает здоровье. Пока лечится, занимается гуманитарной помощью – доставляет посылки бойцам и мирным жителям. Кроме этого, Олег много лет ведет общественную работу. Он является членом Общественной палаты ЛНР.

Еще один пункт нашей поездки – поселок-призрак Новотошковское. ВСУ не пощадили его – не осталось ни одного уцелевшего здания. По дороге мало машин, а если кто-то и проезжает, то очень быстро. После фразы Олега в наш адрес: «Если бы я ездил так медленно, как вы, меня давно бы убили», кажется, что воздух потяжелел. В Новотошковском задерживаться не стали, сделали фотографии как доказательство преступных действий противника и все, домой.

На обратном пути мы больше молчали. Возможно, просто устали, возможно, осмысливали увиденное и услышанное.

Вот и надпись «Счастье не за горами». Я поняла, что в этих словах не юмор, а намного большее – надежда местного населения на спокойную и благополучную жизнь, терпение людей, усилия воинов защитить эту землю и народ от националистов и разгрома, надрыв, жизнь и смерть бойцов и мирных граждан, борьба за русский мир.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.