Музыкант Юрий Башмет: «Воронеж живет Платоновым, как Зальцбург Моцартом»
Дирижер дал концерт и пресс-конференцию в рамках Платоновфеста.
Светлана Тарасова, 17 июня 2018, 13:35
Музыкант и дирижер Юрий Башмет со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы» выступил в рамках Платоновского фестиваля в зале Воронежской филармонии в субботу, 16 июня. В зале был аншлаг – заняты оказались даже все приставные места. Звучала музыка Свиридова, Прокофьева, Шостаковича и Стравинского. А концерт Альберта Шнитке «На троих» для скрипки, альта и виолончели музыканты посвятили памяти ушедшего в этот день советско-российского дирижера, пианиста и композитора Геннадия Рождественского. Артисты и зал почтили память музыканта минутой молчания.
О важности памяти Юрий Башмет говорил и за пару часов до своего выступления на встрече в областном Доме журналистов. Также маэстро поделился впечатлениями от открытия чемпионата мира по футболу, рассказал, что его связывает с Воронежем и почему воспитание вкуса считает не менее важным, чем талант. Обозреватель РИА «Воронеж» выбрала шесть ключевых цитат пресс-конференции.
О памяти и Платоновском фестивале
– Я в восторге от размаха вашего фестиваля! То, что вы чтите память такого глубокого писателя как Платонов, делает вам честь. С другой стороны, а кто еще это будет делать, как не его земляки? Так же, как Зальцбург живет Моцартом, так вы – Платоновым. Это правильно, так и должно быть.
О связи с Воронежем
– С Воронежем меня связывает многое. Во-первых, я дружил с вашим бывшим губернатором Алексеем Гордеевым. Во-вторых, в вашем городе есть мой образовательный центр. Их в стране немало, но один из них здесь. Я пока не давал в нем мастер-класса, но обязан это сделать. Отсюда родом Настя Тимошенко, которая является старожилом Всероссийского юношеского симфонического оркестра, которым я руковожу.
О славе самого рок-н-ролльного дирижера России
– Так меня назвала Диана Арбенина, с которой мы несколько раз выступали. Мне нравится все талантливое. Неважно, классика это или джаз, рок. Выступал я не только с Дианой, но и с группой «Браво», с Андреем Макаревичем, да много с кем. К слову, труднее всего мне было работать с представителем бардовской культуры – Сергеем Никитиным. Мы с ним участвовали в концерте, посвященном Булату Окуджаве. Очень трудно объединить музыку и глубокий текст… Но на самом деле, подобные выступления в моем творчестве занимают 0,01%.
То, что она меня назвала рок-н-ролльным, думаю, говорит не о том, что я на сцене хулиганю, а о том, что в моих выступлениях есть драйв. Наверное, Диана это имела в виду. Для любого выступления нужен особый кураж. Но еще более – вкус. Порой это не менее важно, чем талант. У человека должны быть определенные внутренние границы, чтобы свобода не превращалась в вакханалию. Воспитанием вкуса нужно заниматься всю жизнь.
Об открытии чемпионата мира по футболу
– Мы стали одним из участников церемонии открытия чемпионата мира по футболу, где выступили с Всероссийским юношеским симфоническим оркестром. Запись этого выступления происходила почти под дождем, и было очень холодно. Действие разворачивалось на понтоне, который качало. А если мимо проходил пароход, то и вовсе штормило. Все музыканты сидели, а я стоял. Мне приходилось дирижировать, балансируя на воде, держась за пульт, который, к слову, не был закреплен. В общем, впечатления довольно изнуряющие. Но самым сложным было попасть по мячу. Я должен был его отбить по задумке режиссеров. Сзади меня вода, спереди оркестр, а я на крохотном пятачке. Но я же не Зидан какой-нибудь. Это был, видимо, мой первый и последний удар по мячу в жизни.
О футболе
– Я могу рассказать о музыкантах больше, чем о футболистах. Но уж если на то пошло – лучше знаю героев мяча прошлого. Пеле, к примеру. Понятно, что я буду болеть за наших. И мечтать, чтобы свершилось чудо и наши двигались дальше. Но, что касается меня, то в детстве я не бегал с мячом. Мне был ближе хоккей. Очень нравились коньки, фехтование и метание ножей. Тогда вышли на экран «Три мушкетера» и «Великолепная семерка». Мы подражали киношным героям. У меня был даже разряд по фехтованию. Но я был вынужден оставить спорт ради музыки.
Об образовательных центрах своего имени
– В стране сегодня 11 таких центров. Где-то они развиты сильнее, где-то меньше. Нас поддерживает Министерство культуры. Понятно, что это не шоу-бизнес и речь не о миллиардах. Но стоит поддержать Минкульту, на нас начинают обращать внимание местные власти, а бывает, что и спонсоры. Увы, государство пока не создало такую систему, чтобы спонсоры платили меньше налогов. В мире такая практика есть. Но все равно люди помогают. Я считаю, что чем больше будет открываться таких центров в стране, тем лучше. Причем не только моих.