Музыкант Валерий Кипелов в Воронеже: «Не загнемся, не надейтесь!»
Лидер группы «Кипелов» – о новом альбоме, дисциплине и дороге молодым.
Юлия Львова, 19 февраля 2018, 15:35
Российская хеви-метал-группа «Кипелов» представила новый, третий по счету, альбом «Звезды и кресты» в воронежском Event-Hall сити-парка «Град» 18 февраля. Концерт музыкантов совпал с церковным праздником Прощеное воскресенье, о чем лидер коллектива Валерий Кипелов напомнил во время выступления, попросив поклонников простить друг другу прегрешения. А песню «Косово поле» посвятил погибшему в Сирии воронежскому летчику Роману Филипову, отметив, что «он был героем, кто бы что ни говорил».
На пресс-конференции Валерий Кипелов рассказал, почему не читает критику, как он относится к исполнению своих песен детьми и под какую музыку делает зарядку.
– Валерий Александрович, выхода альбома «Звезды и кресты» поклонники ждали шесть лет. Почему работа шла так долго?
– Мне часто задают вопрос, почему мы так редко выпускаем альбомы, другие музыканты штампуют по две пластинки в год. А я не знаю. На что способны, то и получается. Мы просто очень тщательно подходим к выбору музыки, текстов, поэтому так много времени идет на подготовку. Предыдущие альбомы – «Реки времен» и «Жить вопреки» – тоже вышли с разницей в шесть лет.
– В новой пластинке есть баллады и немножко блюза. Что вдохновило вас на такой лиричный настрой?
– Я вам больше скажу: баллада «Ледяной дождь» была записана для предыдущего альбома. Но мы с нашим вокальным художником Маргаритой Пушкиной никак не могли прийти к общему знаменателю по поводу текста. Музыка к этой балладе была готова еще в 2011 году, а с текстом как-то затянули. Когда все сошлось воедино, песню перезаписали полностью. Еще одна необычная композиция – «Косово поле». Для нас это уникальный случай, потому что мы написали музыку уже на готовый текст. Маргарита предложила слова, там еще был небольшой монолог девушки, наподобие «Плача Ярославны». Текст нам очень понравился, но музыка, которую сочинил знакомый композитор Маргариты, нет. В это время как раз был самый пик моего увлечения народным творчеством, казачьей музыкой. И слова этой песни идеально легли на народные мотивы – так родилось «Косово поле». А вот сделать «Жажду невозможного» с блюзовым оттенком придумал не я, и даже не ребята, а мой сын. Он наигрывал на фортепиано сочиненную им пьесу, я услышал и сказал: «Слушай, мне нравится. Давай попробуем что-нибудь из этого сделать». Когда стали придумывать с ребятами аранжировку (в нашей группе это общий труд), решили, что стиль блюз – это оптимальный вариант. Тем более мы этого никогда не делали.
– Когда тексты Маргариты Пушкиной вам не нравятся, как говорите ей, что они не подходят? Как вежливо отказать женщине, чтобы ее не обидеть?
– Рита, как бы так сказать правильно, очень непростая женщина (смеется). Раньше я сочинял музыку, напевал «рыбу», она же на этот набросок писала текст, согласовывая с нами тематику. А в последнее время она пошла по другому пути – стала предлагать уже готовые тексты. Причем делает это исключительно по телефону. И зачитывает так проникновенно, что ты попадаешься в ее сети и думаешь: да, это очень красивый текст, срочно пишем на него музыку. Рита, разумеется, счастлива: текст прошел, скоро выйдет песня. А потом, когда начинаешь предметно вникать, понимаешь, что из этого текста сложно сделать песню, потому что это просто стихи. Поэтому наше сотрудничество с Маргаритой происходит не так просто. Чтобы отказаться от текста и не обидеть ее при этом, надо быть дипломатом. Те, кто не умеют этого делать, с ней не работают.
– Группа «Кипелов» – эталон российской тяжелой музыки, вам все время приходится держать марку. Выпуская новый альбом, испытываете ли страх, как коллеги и критики примут вашу работу?
– Я редко читаю музыкальные рецензии, да и любые комментарии в соцсетях, потому что далек от интернета. Не так давно только освоил планшет, смотрю в YouTube, что мне интересно. А вообще к критике нормально отношусь, когда она обоснованная. Но когда люди, в жизни не написавшие ни одной ноты, берутся критиковать стихи, аранжировки, темы наших песен, это вызывает недоумение. Мне любопытно читать детальный разбор. А если честно, мы для себя самые большие критики. Когда заканчиваем писать альбом, сами видим, что у нас получилось, а что нет. Мы не боимся, делаем то, что считаем нужным. При этом понимаем, в каких рамках работаем, и порой за эти «флажки» пытаемся выйти. Хеви-метал – достаточно консервативный стиль, и очень тяжело выходить из него. Мы иногда это делаем на концерте, исполняя что-нибудь из народного творчества. Некоторые говорят, что народными песнями мы кого-то шокируем, кто-то категорически не приемлет: пришли на металлическую группу, а получили какие-то народные песни. Но я считаю это абсолютно нормальным. Надо уметь людей удивлять, в хорошем смысле слова.
– В какую сторону вам еще хотелось бы выйти за рамки хеви-метала?
– Ой, в разные! В свое время мы прекрасно поэкспериментировали с замечательным произведением Бизе «Искатели жемчуга». Я считаю, арию Надира мы сделали здорово! Потом умные люди, которые в интернете соображают больше, чем я, сообщили, что до нас, оказывается, эту арию уже переработал гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор с каким-то французским певцом. Не люблю хвалиться, но я считаю, наша версия Бизе самая удачная получилась – и ритмически, и с сольными партиями. Это тоже выход за рамки того, чем мы обычно занимаемся.
– Не было желания сделать рок-оперу или метал-оперу, тем более опыт участия в подобном проекте у вас уже был? (В 1992 году Валерий Кипелов исполнил партию Симона Зилота в русскоязычной постановке рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». – РИА «Воронеж».)
– Наша любимая, незабвенная Маргарита Анатольевна как раз этим и занимается. Недавно у нее вышла новая рок-опера «Окситания» из проекта «Династия Посвященных». Я тоже как-то участвовал в одном ее подобном проекте, спел песню «Никто». Сделал это скорее по большой просьбе Риты – друзьям же надо как-то помогать. А «Иисус Христос – суперзвезда» был разовым явлением. Я долго думал, прежде чем пойти на такой шаг. Тем более это была русскоязычная версия, а петь по-русски эту оперу несколько странно. До сих пор не знаю, почему согласился. Коля Арутюнов уговорил. Есть много групп, которым тема рок-опер ближе, – например, «Эпидемия». Для таких произведений нужна центральная идея, требуется собрать массу музыкантов. Это всегда отдельный проект, и надо понимать, готов ты к этому, способен ли сделать так, чтобы было интересно. Чтобы можно было любую арию вытащить из этой оперы и исполнять ее на концерте как самостоятельное произведение. Не у всех это получается. Это серьезный шаг. Вдобавок надо быть суперкомпозитором, чтобы создать такую большую музыкальную форму. Рита сейчас в эйфории от нового проекта: она долго трудилась, сделала замечательные арии. Но для меня это все далековато – все эти темы о тамплиерах, крестоносцах. Мне ближе наша отечественная история. Да и делать рок-оперу должен один человек, а у нас в группе коллективное творчество. Мы себя композиторами не считаем, мы – авторы песен.
– Альбом «Звезды и кресты» вышел на виниле. А вы чью музыку слушаете на этом носителе?
– У нас тут у некоторых участников винил даже не на чем слушать (смеется). На виниле помешан наш директор, это была его идея. Плюс это модно сейчас. Даже когда винил переводят в цифру, все равно ощущается дух пластинки. Это несколько другая музыка, динамика, вторые-третьи планы возникают, чего на цифре не слышно. Я знаю, что для кого-то покупка и прослушивание винила – целый ритуал. Для этого надо удобно сесть, расслабиться, включить и ощутить всю красоту звучания. Но я не располагаю лишним временем, мне интереснее пойти с внучками на ватрушках покататься.
– Какая музыка звучит у вас дома?
– Боюсь вас расстроить. Когда записываемся, слушаю много своей музыки, потому что во время работы всегда какие-то огрехи замечаешь, и хочется переделать. А дома различная музыка звучит. Порой самому страшно становится от того, как сильно увлекаюсь! Могу даже запеть эти песни в магазине, на рынке. Есть такой замечательный певец, гармонист Юрий Щербаков. Он пел песню «Имел бы деньги я большие» у Никиты Михалкова в фильме «Цитадель». Он казак настоящий, обожаю его! Еще очень увлекся Евгенией Смольяниновой, она поет духовные песни, народные. Такая музыка меня вдохновляет. А с утра, когда делаю зарядку, слушаю радио «Вера», там звучит совершенно разная музыка: и духовная, и «Чиж», и прочие рок-произведения с религиозным оттенком – то, что по телевидению не показывают. Такое направление музыки меня в равновесие приводит.
– А что вы думаете, когда слышите свои песни в исполнении других артистов? Сейчас, например, в детском «Голосе» мальчик прошел с вашей «Улицей роз». Пелагея еще назвала его «маленьким Кипеловым».
– Да, я слышал. Мне понравилось, как он сделал эту песню. Маргарита тут же связалась с этим пареньком в соцсетях, потом позвонила мне и предложила пригласить его на наш юбилейный концерт. Посмотрим. Пока к консенсусу не пришли.
– А Данила не планируете пригласить? (Данил Плужников победил в третьем сезоне шоу «Голос. Дети» с песней Кипелова «Я свободен» в 2016 году, в том же году выступил с группой «Кипелов» на фестивале «Нашествие». – РИА «Воронеж».)
– Возможно. Мы думали на эту тему, просто повторяться не хочется. Данил замечательный парень, мы с ним после «Нашествия» еще потом в Адлере вместе пели. Интересуемся им – чем занимается, какие песни сейчас поет. Потрясающий ребенок, с такой харизмой! Данил поет «Я свободен» по-своему, он вкладывает в эту песню совсем другие чувства, это его личное прочтение. Казалось бы: одна песня, одни слова, а можно, оказывается, спеть ее с совершенно разным посылом. Но не всегда мне нравится, как дети поют наши песни. Иногда мне кажется, что зря они их берут. Даже ту же «Улицу роз». Эта песня посвящена подруге Бодлера Жанне Дюваль, а не Жанне Бичевской и не Агузаровой, как многие думают. Песня о девушке, которая зарабатывала непростым трудом. А дети не знают предысторию, сюжетную линию.
– Ваш коллега Дмитрий Борисенков из «Черного обелиска» в интервью РИА «Воронеж» высказал такую мысль: «Есть молодые музыканты, которые считают «Арию» и Кипелова олдскулом, стариками, которым давно место на свалке. Мечтают, чтобы те поскорей загнулись. Они ждут, когда Кипелов умрет и они займут его место. Думают, что у них сразу прорежется голос и попрут песни, ибо кипеловские хиты не дают миллиону их "шедевров" выйти в тираж». Валерий Александрович, вы действительно не хотите уступать дорогу молодым?
– Мне даже как-то в подъезде написали: «Старый козел, когда ж ты уйдешь». По поводу старого – да, а вот насчет козла я не согласен. Знаю, многие критикуют меня за народное творчество. Но я русский человек. Был бы татарином или евреем, пел был татарские и еврейские песни. А я русский, и мне нравятся русские песни. Я слушаю эту музыку с самого детства, моими любимыми певцами были Лидия Русланова, Сергей Лемешев. Поэтому иногда мне хочется что-то народное воспроизвести. Не знаю, насколько хорошо или плохо у меня это получается, но желание такое есть. А что касается хитов, могу посоветовать: пишите хиты, собирайте большие площадки, кто вам мешает? Мы не мафия, никому не препятствуем. Тем более страна у нас большая, рынок рок-музыки позволяет, можно по пальцам пересчитать группы, которые работают в нашем стиле. Так что, ребят, дерзайте, все в ваших руках. Мы даже стараемся кому-то помогать с записью и техническими советами. Поэтому шуруйте, а мы будем делать свое дело. Помирать нам рано. Не загнемся, не надейтесь!
– Говорят, в вашем коллективе жесткие требования к дисциплине. В чем это проявляется?
– Ребята шутят, что розгами их наказываю, в угол ставлю на горох. Но это они перегибают палку, конечно. Мы занимаемся серьезным делом, поэтому и отношение к работе должно быть таким же. Когда люди выполняют свою работу халатно, это заканчивается плачевно. У меня подобный опыт был в «Лейся, песня» и «Арии». В «Кипелове» никто не жалуется, прессинга и давления нет. И потом, все пришли к выводу, что лучше жить по железным правилам: мы не употребляем перед концертом спиртных напитков и наркотиков (последнее вообще никогда не практиковалось в нашей группе). Я не пью алкоголь уже 23 года, курить бросил семь лет назад. А дисциплина в коллективе – очень хорошее качество на самом деле, она мобилизует и дает правильную установку. Мне даже не надо проводить разъяснительную работу, ребята и сами все прекрасно понимают. Люди все взрослые, каждый отвечает за себя.
– Хватает ли у вас времени на посещение театров, кино?
– У нашего гитариста Алексея трое детей, он передовик в этом плане, всем остальным надо на него равняться. При такой загруженности даже у него хватает времени выбираться на разные концерты. Конечно, мы стараемся культурно проводить досуг. У нас много друзей в театре Ермоловой, они к нам часто ходят на концерты. Мы, к сожалению, не всегда отвечаем им тем же. Зато к ним ходят наши родственники. Мои внучки обожают этот театр, «Игроков» недавно там смотрели. А я дважды сходил в кино на замечательный фильм «Движение вверх» – сначала с внучкой, потом с дочкой. Он мне больно понравился, я почувствовал в нем наш неистребимый русский дух. Причем я лично был свидетелем этого матча в 1972 году. Помню все детали, фамилии баскетболистов. Поэтому мне было очень интересно, как же те события интерпретируют в кино. Знаю, что некоторые жены игроков остались недовольны картиной. Но это все детали. Важна сама идея фильма. Я видел, как люди встают после просмотра и аплодируют, – это дорогого стоит! Не все фильмы так заканчиваются. Я видел, как у моей внучки горели глаза, как она засыпала меня вопросами. Вот это самое важное.