Музыкант Рома Зверь в Воронеже: «Раздражают глупые комментарии в соцсетях»
Лидер рок-группы «Звери» – о назначении Instagram, подражании в музыке и семье.
Наталья Трубчанинова, 12 ноября 2017, 16:25
Рок-группа «Звери» сыграла акустическую программу из кавер-версий собственных хитов в воронежском Event-Hall сити-парка «Град» во вторник, 7 ноября. Любимые поклонниками композиции обрели новое звучание благодаря неожиданным аранжировкам и нестандартным для рок-музыки инструментам: трубе, саксофону, балалайке. В эксклюзивном интервью корреспонденту РИА «Воронеж» основатель и фронтмен коллектива Рома Зверь рассказал, почему современная музыка стала предсказуемой, с кем хотел бы оказаться в одной больничной палате, как помогает дочке учить уроки и что не может доделать в новой квартире.
– В сентябре 2017 года «Звери» выпустили мини-альбом «Друзья по палате». С кем из коллег российского шоу-бизнеса вы смогли бы нескучно провести время в одной больничной палате и кого, наоборот, не хотели бы видеть соседями?
– Я бы с молчаливыми людьми хотел бы побыть в палате, не люблю болтунов. Поэтому это были бы не рэперы точно. Скорее рок-музыкантов я хотел бы видеть. Может быть, Сашу Васильева из «Сплина», Женю Федорова из Tequilajazzz, еще каких-то питерских ребят.
– Вы уже 15 лет на музыкальном рынке России. Видели, как менялась эта индустрия. Какие, на ваш взгляд, есть положительные и отрицательные моменты в развитии отечественной музыки? Вот, например, телеведущая Ольга Бузова вдруг запела и, что самое странное, собирает полные залы.
– Ничего странного в этом нет. По-моему, все закономерно и логично. Индустрия развивается, она не может стоять на месте. Что хорошего появилось? У музыкантов, авторов теперь есть возможность выкладывать свои произведения в соцсети самостоятельно, без лейблов. Хорошо, что лейблы канули в Лету. Теперь у каждого артиста есть отдельный YouTube-канал, который можно считать его персональным лейблом. Хорошо, что многие артисты сами создают лейблы и берут под крыло молодых исполнителей. В этом плане доступности коммуникаций с аудиторией, конечно, соцсети и интернет помогают. А плохо то, что все настолько глобализировалось, и музыка в том числе, что ты видишь, как многие артисты используют одинаковые биты, сэмплы, программы и одинаково подражают американизированному стандарту музыки. Таким образом перед нами рождаются реплики автора и человека, его вторая, пятая, десятая копирка. И эта музыка становится плоской, очень предсказуемой, стандартной. Это плохо, потому что мало осталось самобытных групп, которые делали бы звук оригинально, текст подавали новаторски. Все вокруг превратилось в какое-то подражание некоему мейнстриму. Обидно за молодых музыкантов, что они подражают, копируют, обезьянничают вместо того, чтобы создавать свое. Копия не может быть лучше оригинала. Вот это немножко пугает. Но если так живет весь мир, такова мировая тенденция, значит, так и должно быть.
– В шапке вашего Instagram есть достаточно жесткая фраза: «Подумайте дважды, прежде чем писать комментарий! С большим удовольствием блокирую идиотов». А какие комментарии способны вывести вас из себя? И могут ли негативные сообщения испортить вам настроение?
– Настроение испортить не могут, я просто блокирую такие сообщения. И, когда происходит блок, искренне радуюсь, у меня настроение сразу поднимается. А комментарии пишут разные. Просто сейчас все считают своим долгом комментировать чужие труды, и все это делают повсеместно. Для меня достаточно странно, почему человек из ниоткуда и никто мне вдруг начинает что-то комментировать: как ты выглядишь, что поешь, делаешь. Это, конечно, раздражает иногда. Но раздражает недолго: две секунды – и заблокировано. Была гадость – и нет больше! (Смеется.) Для меня не проблема нажать кнопку «Блок». Я это делаю часто и с удовольствием. У меня в Instagram нет ботов, троллей и тому подобного. А если они появляются, я их тут же удаляю. Я веду Instagram не для того, чтобы спрашивать у людей их мнения, а для того, чтобы люди могли посмотреть, как я живу, чем интересуюсь, что меня тревожит, радует, забавляет. Для этого необязательно писать какие-то свои комментарии.
– Вы любите просматривать свои старые посты?
– Ой, да нет, вы что! Если мне захочется посмотреть какие-то свои старые фотографии, я зайду в Google Photos. Там же все снимки хранятся – и с телефона, и с других гаджетов.
– Вы дважды проводили персональные выставки своих фоторабот. А что стало с этими фотографиями после окончания экспозиций?
– Часть работ купили, часть подарил друзьям, коллегам. После выставки так и сказал ребятам: «Забирайте, кому что нравится». Ребята разобрали по домам. Ну там не все, конечно, забрали. Еще часть работ первой экспозиции на складе лежит. Вторая часть была посвящена мобилографии: там были просто огромные стенды с фотографиями – зачем их хранить, просто уничтожили, и все.
– У вас дома висят ваши фотографии?
– Нет. Мы недавно купили новую квартиру и только обустраиваемся в ней. Я еще не занимался развесом фотографий. Пока только картины повесил. Но и для фотографий оставил несколько голых стен, со временем заполню их. Процесс подбора и развеса фотографий – очень трудоемкая работа. Это не просто взять первые попавшиеся фотографии, поместить их в абы какие рамочки и как-то прибить к стене. Это целое искусство. Они ж будут все время висеть у тебя перед глазами. Нужно потратить много времени на оформление композиции, а у меня его пока нет.
– Роман, перед концертом в Воронеже вы с супругой Мариной и старшей дочерью Ольгой устроили мини-каникулы в Париже. А кто в вашей семье принимает решение, куда отправиться на отдых?
– Кому куда хочется, туда и едем. Но в принципе это обоюдное решение. Просто есть любимые места, и мы их иногда посещаем. А так как Оля никогда раньше не бывала в Париже, мы решили совместить ее школьные каникулы с отпуском. Да и просто пришло время: ребенок уже подрос, в 9 лет может оценивать, сравнивать, анализировать, понимать что-то. С ней уже в музеи вдумчиво можно ходить, архитектуру показывать, знакомить с культурными традициями.
– Раньше дочка с вами путешествовала по курортным местам: отдыхала на Тенерифе, каталась на серфе. В Париже уже было больше пеших прогулок. Что ей особенно понравилось?
– Вид с колокольни на Нотр-Дам – там потрясающая панорама! После Парижа супруга с дочкой улетели в Лондон, я не смог с ними поехать из-за начавшихся гастролей. Поэтому пока не могу сказать, что Олю впечатлило больше – Париж или Лондон. Но вообще, мне кажется, ей понравилось абсолютно все в этой поездке.
– В вашей семье есть система поощрений ребенка за хорошие оценки?
– Нет. Да и зачем? Оля и так учится на пятерки. Если чего-то не понимает, спрашивает у нас с мамой. Я иногда тоже не понимаю, если честно, некоторые задания – они, мягко говоря, странноваты. (Смеется.) Мне проще объяснить Оле математику. А вообще, думаю, это ребенку в первую очередь нужно разбираться в домашних заданиях, это же он учится, а не мы. Родительская помощь должна быть чисто символической. Я, например, даже не помню, какие предметы мне легче давались в школе, и вообще с трудом помню свою школу.
– Вы записали в студии песню Ольги «Уж вы мои ветры, ветерочки» и сняли на нее клип. Как сейчас продвигаются ее успехи на вокальном поприще? Не хотите включить голос дочки в какую-нибудь композицию «Зверей»?
– Все зависит от желания человека: хочется ему петь – он поет, не хочется – не поет. Тем более у Оли после записи той песни изменился голос. Я даже иногда не узнавал ее, когда приходил на школьные концерты, – просто не понимал, мой ли ребенок поет. У нее была операция по удалению аденоидов – видимо, это как-то повлияло на голосовые связки.
– Ей вообще нравится петь, она хочет этим заниматься?
– Она поет в хоре на школьных праздниках, но на большую сцену не рвется, во всяком случае я за ней такого не замечал. Дочь же видит, как папа выступает: в принципе, она знакома со сценой, поэтому какого-то особого желания петь у нее нет. Мне кажется, ей еще рано что-то придумывать, много чего предстоит узнать о жизни.
– А что ей интересно?
– Она увлекается мультипликацией, книги очень любит читать, прямо запоем читает.
– Вашу новую книгу «Солнце за нас» прочла?
– Нет. Там маркировка 18+. Она вообще даже не спрашивала, о чем книга, мало интересуется моим творчеством. Для нее это как «ну выпустил папа книгу – молодец», «ну выпустил папа альбом – молодец». Для нее папина работа не что-то сверхъестественное, а такое простое, понятное, будничное. Она не раз была за сценой на моих концертах, много раз присутствовала в зале, так что знает, как это все устроено. Поэтому она очень спокойно относится к моей работе.