Музыкальных дел мастер. Поворинец подарил вторую жизнь 100 баянам и струнным инструментам

Павел Баталин также коллекционирует монеты, фотоаппараты, минералы и насекомых

Анна Вихлянцева, 11 января 2022, 13:43

Анна Вихлянцева

Житель Поворино, 62-летний Павел Баталин, с детства увлекается музыкой. Но не просто игрой на инструментах, а еще их восстановлением. Мужчина делает балалайки и ремонтирует их, а также дарит новое звучание домрам, бузуки, баянам и гармоням. Помимо этого, поворинец коллекционирует монеты, фотоаппараты, насекомых и минералы. Подробнее о своих увлечениях он рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».

Играет с детства

Павел Николаевич родился в селе Хреновое Бобровского района, после школы поступил в Воронежский лесотехнический институт, а затем работал в лесном и сельском хозяйстве в районах области. По распределению переехал в Поворино, где женился на местной девушке Валентине. У мастера две дочери и трое внуков.

Павел Баталин отметил, что играет на музыкальных инструментах с малых лет. Еще в детском саду его первым инструментом стала губная гармошка.

– В нашем селе музыкальной школы не было. Но я тянулся к музыке и брал уроки у директора местного клуба, который окончил Бобровское культпросветучилище и играл на баяне, аккордеоне, гармони, – рассказал Павел Николаевич. – Мой наставник умел и отремонтировать инструмент. Именно тогда я понял, что хочу быть на него похожим: мне интересно не только играть на инструментах, но и понять само их устройство и уметь починить.

В институте Павел Баталин параллельно с основной специальностью окончил еще один факультет – общественных профессий, отделение народного творчества. Там он научился игре на баяне и домре, впоследствии получил диплом руководителя оркестра народных инструментов.

Не расставался с музыкой юноша и в армии. Стал участником ансамбля народного творчества, вместе с другими музыкантами ездил по близлежащим военным частям с концертами. После совмещал работу и семейную жизнь с любимым увлечением.

Балалайку за балалайку

За несколько десятилетий Павел Николаевич отремонтировал сотню музыкальных инструментов. Мастеру ничего не стоит вернуть к жизни любой струнный инструмент, баян или аккордеон.

– У меня много друзей по институту, с которыми поддерживаю связь. У тех есть друзья-музыканты в ансамблях народной песни. Приятели советуют меня, когда требуется починить инструмент. Я охотно соглашаюсь, ведь каждая поломка подобной вещи для меня – новая возможность проявить свои умения, подарить «второе дыхание» баяну или балалайке. Деньги за ремонт не беру, а прошу отдать мне какой-нибудь инструмент. Если он неисправен, его тоже ремонтирую. Так у меня собралось около 25 баянов, балалаек, домр. Я играю на всех, ведь чинить музыкальный инструмент и не играть на нем считаю кощунством.

В музыке – история

Мастеру приходилось чинить не только традиционные балалайки, домры, но и средиземноморский бузуки и казахскую домбру. Поворинец может вернуть звучание любому баяну, аккордеону или гармони. При этом Павел Николаевич старается узнать историю происхождения музыкального инструмента, с которым имеет дело.

– К примеру, русская домра отличается от азиатской тем, что у последней две струны, а не три, – рассказал Павел Баталин. – В разных регионах распространены разные виды домбр: например, в северных регионах Казахстана эти музыкальные инструменты имеют округлую форму, а в южных – грушевидную. А видов балалаек шесть: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Они различаются в зависимости от величины звукового корпуса. Сам инструмент придумали тюркские племена примерно в X веке. На Руси в слегка измененном виде появился в XIV веке, а расцвет «балабайки», как тогда ее называли, пришелся на XVII столетие.

Мастер на все руки

Горожанин не раз делал балалайки сам. По словам Павла Баталина, сложнее всего изготовить головку грифа, так как на эту часть инструмента приходятся самые сильные нагрузки при игре.

– Поэтому головку грифа я делаю из самых твердых пород дерева, в том числе из индийского палисандра. Куски древесины из заграничных поездок мне привозят друзья, – пояснил поворинец. – В выборе дерева мне пригодились знания, полученные в лесотехническом институте. Для изготовления других частей балалайки подойдут акация и полевой клен. В своем инструменте я могу сделать звук мощнее, чем в покупном, за счет более тонкой передней стенки, которая называется дека.

У мастера уходит больше года на изготовление балалайки. Все дело в просушке дерева: на разных этапах она должна проходить в естественных условиях, а потом в тепле. Недосушенное дерево может треснуть и испортить работу.

Аранжировка от Павла Баталина

Недавно мастеру передали на восстановление две гармони, которым более ста лет. По словам Павла Николаевича, их уникальность в том, что это переходные модели от гармошки к баяну.

– У гармоней западают клавиши, проржавели голосовые резонаторы. Это плохо: звук в таком инструменте не настроишь. Предстоит не только заменить старые детали, но и правильно настроить гармошку. В этом мне помогает специальный тюнер, – рассказал Павел Баталин.

Пока сушится заготовка для новой балалайки, мастер параллельно работает над восстановлением нескольких музыкальных инструментов. Сейчас, например, помимо двух гармошек, собирает баян «Пионер», которому столько же лет, сколько и мастеру. Пока инструмент в разобранном виде, но и он скоро сможет зазвучать вновь.

Павел Баталин не только играет, но и сочиняет собственные аранжировки популярных советских песен. Например, он сделал авторский проигрыш в песнях «Вот кто-то с горочки спустился», «Уральская рябинушка».

Счастливый человек

Увлечения поворинца не ограничиваются музыкальными инструментами. С детства он любил радиоэлектронику, поэтому знает все о ремонте телевизоров. Горожанин коллекционирует фотоаппапараты. Самая старая модель, немецкий «Стандарт», датируется 1931 годом.

Любовь к электронике привела к увлечению нумизматикой: Павел Николаевич сконструировал металлоискатель, с помощью которого нашел на территории Поворинского района около тысячи монет.

– Самые старые я нашел между селами Мазурка и Кардаиловка. Они могут датироваться временами Золотой Орды, примерно серединой XIV века, – пояснил Павел Баталин.

Поворинец также имеет коллекции редких насекомых и минералов, увлекается садоводством и огородничеством. По словам Павла Николаевича, близкие относятся к его хобби по-разному, но в основном поддерживают. Сам же горожанин уверен, что именно эти увлечения помогают ему чувствовать себя счастливым человеком.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.