Мутная история. Как проходит суд по делу о выстреле в 4-летнего воронежца
Что возмущает адвоката обвиняемого и почему запись с камеры – ненадежная улика
Светлана Тарасова, 31 марта 2021, 14:06
В суде Советского района рассмотрение дела по резонансной истории лета 2019 года, в которой четырехлетний мальчик получил пулю в живот, выходит на финишную прямую. Разбирательство длится уже почти полтора года. Очередное заседание состоялось во вторник, 30 марта. Сторона обвинения представила свои аргументы в суде, адвокат и супруга обвиняемого поделились своим видением ситуации за его пределами.
Подробности – в материале РИА «Воронеж». Имя и фамилия подсудимого, а также имена его жены и матери пострадавшего ребенка изменены.
Сделали крайним?
Около 21:00 20 июня в гаражно-строительном кооперативе в микрорайоне Тенистый дети бегали по крышам построек. Полуподземные гаражи возвышались над землей всего сантиметров на 20−30. По версии следствия, поведение детей разозлило ранее судимого Андрея Смирнова и он выстрелил в ребенка из пневматической винтовки. Мужчину задержали по горячим следам. Уже почти 1 год и 9 месяцев он находится под стражей.
Адвокат Смирнова Геннадий Камихин настаивает на его невиновности. По мнению защитника, его клиента просто сделали крайним, это доказывают многие нестыковки в деле – в частности, результаты экспертизы.
Мать мальчика Олеся ходит на каждое судебное заседание. Женщина уверена в вине Смирнова и хочет, чтобы он ответил за то, что совершил.
– Мотив, конечно, у него был странный – стрелять в ребенка только потому, что тот побегал по крыше его гаража... К слову, оружия, из которого стреляли, правоохранители так и не нашли. Но, по словам соседей, оружие у него было, в его доме правоохранители нашли также охотничий билет. Возле гаража у него видели даже мишень, по которой он стрелял, – рассказала Олеся.
По словам женщины, их со Смирновым дома находятся напротив друг друга, но до этой истории она не была с ним знакома.
Пуля пробила ребенку кишечник в двух местах. По словам матери, мальчик пять дней пролежал в реанимации и еще две недели с трубочками и катетерами – в отделении хирургии. С момента несчастья прошло почти два года, но последствия травмы сказываются до сих пор: ребенок каждый день глотает таблетки, с трудом ходит в туалет, его часто тошнит. В феврале мальчику исполнилось шесть лет.
Сменились семь прокуроров
Заседание привычно задержалось, на этот раз – на 40 минут.
– Прошло около 20 заседаний, и почти каждый раз приходится ждать. А порой его просто отменяют: осенью два месяца прошли впустую – ни одного заседания! А человек меж тем сидит, вон похудел вдвое, – поделилась с корреспондентом РИА «Воронеж» супруга Смирнова Нина.
С потерпевшими, по ее словам, ее семья не общается.
– А что я им скажу? Если бы Андрей был виноват – другое дело. А так?..
Женщина в суд ходит как на свидания – другой возможности увидеть супруга нет. Обвиняемый спокоен, разговаривает с женой через «кордон» судебных приставов. Говорят про детей, их у пары двое.
– Мой муж почти два года сидит ни за что. Никаких доказательств его вины нет, – уверена Нина. – Ни знакомые, ни просто свидетели, приходившие в суд, не верят в то, что он причастен к этой истории. Какая-то видеозапись, на которой толком ничего не видно, стала главным доказательством его вины. Он просто последним закрывал гараж, и это стало решающим.
– Три свидетеля, на чьих показания строилось обвинение, в суде заявили, что следователь написал отсебятину. Они не видели, как мой клиент целился в ребенка, а в протоколах дела написано именно это, – возмутился адвокат. – В материалах дела указывается, что рана от пули была круглой, а это доказывает, что стреляли на одном с ребенком уровне. Если бы снизу, дырка была бы эллипсовидной. Согласно обвинению, пуля вошла снизу вверх, а согласно выводам эксперта – под углом 45 градусов, сверху вниз. Это же полностью переворачивает обвинение – мой-то подзащитный находился внизу! За то время, что идет суд, поменяли уже семь прокуроров, и ни один не доложил руководству, как идет рассмотрение. Виновного уже назначили, и никого не интересует, что было на самом деле.
«Не представляется возможным»
Прокурор Екатерина Зайцева зачитала выводы эксперта, на которые так рассчитывал адвокат Камихин. Но выводы оказались не в пользу Смирнова:
– Экспертным путем достоверно установить направление выстрела не представляется возможным, так как в представленной документации не указано направление раневого канала (...). Установить, находился стрелявший выше или ниже потерпевшего, на каком он от него находился расстоянии, тоже не представляется возможным.
Адвокат позже пояснил журналисту, что прокурор озвучила лишь вывод эксперта, а то, о чем он рассказывал раньше, якобы находилось «внутри экспертизы». Правда, в таком случае странно, что вывод оказался таковым.
У представителя обвинения оказалось три тома уголовного дела. Екатерина Зайцева зачитала главное из него – в частности, информацию о судимости Смирнова. Сидел он, как выяснилось, за наркотики – три года, – вышел в 2015-м. В ИК, где отбывал наказание, имел пять поощрений от начальства и освободился условно-досрочно. Соседи и знакомые отзывались о нем только положительно. Судебно-психиатрическая экспертиза вынесла заключение о вменяемости Смирнова и отсутствии у него психических отклонений.
В протоколах много раз фигурирует запись с камеры видеонаблюдения. Но изображение на ней мутное, некачественное (это зафиксировано и в протоколах), и утверждать что-то категорично, опираясь на эту запись, нельзя. Но, судя по ней, в момент выстрела Андрей Смирнов действительно находился на месте преступления.
Изначально Смирнова подозревали в покушении на убийство малолетнего (ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ), но в ходе судебного разбирательства статью переквалифицировали в нанесение тяжкого вреда здоровью (п. «в» ч. 2 ст. 111 УК РФ). Обвиняемому грозит до 10 лет лишения свободы.
Следующее заседание назначили на 8 апреля, на нем намечен просмотр той видеозаписи.