Мусульмане Воронежской области начали отмечать Курбан-байрам
В Панинском районе православные прихожане поздравили с Днем жертвоприношения турок-месхетинцев, исповедующих ислам.
Ольга Бренер, 16 октября 2013, 00:49
Воронежские мусульмане 15 октября начали отмечать свой самый важный праздник года в исламе - Курбан-байрам. Корреспондент РИА «Воронеж» побывала в Панинском районе, где уже около двух десятков лет живут изгнанные из Узбекистана турки-месхетинцы, и увидела, как взаимное уважение обычаев и традиций позволяет создать уникальную для России модель сосуществования последователей разных религиозных течений.
Между Месхетией и Узбекистаном
Все семьи турок-месхетинцев, поселившиеся здесь больше двадцати лет назад, в свое время нашли на воронежской земле спасение от массовой резни в Узбекистане, куда этот народ был депортирован в 1944 году из родной Месхетии. Последние годы после принятия Грузией обязательств перед Советом Европы по возвращению всех желающих турок-месхетинцев на историческую родину эта перспектива для воронежских месхетинцев превратилась в настоящую «турецкую ромашку». Выбор: ехать или не ехать - с учетом достаточно мирной и благополучной жизни в Панино и полной непредсказуемости в Грузии – оказался слишком трудным и напряженным для изгнанников.
Пока никто из всех пятидесяти турецких семей в Месхетию не уехал. Как рассказал журналисту РИА «Воронеж» один из лидеров турок-месхетинцев региона Байрам Азизов, в Панино гости наладили дружеские отношения с коренными жителями и нашли взаимопонимание с муниципальной властью.
- Я просто не представляю, где еще мы сможем жить так мирно и тепло. Но где гарантия, что завтра все это не исчезнет? 45 лет наш народ жил мирно вместе с узбеками, стал наконец основательно строиться, а потом в считанные дни побросал свои дома и бежал. Потому что узбеки стали нас вырезать. Мусульмане – мусульман. Моя мама похоронена в Узбекистане. Отец и дедушка, который только и твердил все последние годы «Родина моя – Месхетия» - похоронены здесь, в Панинском районе. И до каких еще пор нам своих покойников раскидывать по всеми миру? Байрам Азизов, один из лидеров турецкой общины в Панинском районе.Но и в Грузии, считает он, месхетинцы сейчас никому не нужны – несмотря на все ее международные обязательства. Дилемма «ехать – не ехать» остается до сих пор.
Модель для сборки
В последние годы Панинский район Воронежской области становится все более удивительным примером для российской национальной политики. Дружба между местными русскими, армянами, азербайджанцами, турками-месхетинцами, между православными и мусульманами – это не пустая политическая декларация, а быт десятков семей. Буквально – дружба дворами. В понедельник 14 октября мусульмане шли в русские дома, где отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня уже коренные жители сел Сергеевка и Тойда поздравляли соседей-месхетинцев с началом Курбан-байрама. По словам молодого местного муллы Бексара Асламова, настоятель Панинской церкви Казанской иконы Божией матери отец Николай регулярно навещает местных месхетинцев, «чтобы сблизиться», а на днях пригласил мусульманского служителя к себе на чай.
- Отец Николай нас очень поддерживает и делает много для мира в районе. И за двадцать с лишним лет у нас здесь не было ни одного инцидента, Бексар Асламов, панинский мулла.По словам Асламова, в тех землях, где духовные лидеры различных конфессий дружны между собой и постоянно взаимодействуют – там и народы живут в мире и согласии, и это доказано историей. Вот и панинские месхетинцы к российским бедам относятся как к своим: год назад они собрали средства для пострадавших от наводнения в Крымске, а нынешней осенью отправили помощь в дальневосточный Благовещенск.
Дань традициям
После утреннего намаза турки-месхетинцы - только мужчины - отправились в село Михайловское на мусульманское кладбище. Приходить на могилы предков, а также вместе с духовными лидерами навещать пожилых, больных и тех, у кого кто-то недавно умер – главные заповеди Курбан-байрама. А вот резать барана, что так раздражает в исламских торжествах жителей крупных городов, по словам Бексара Асламова, вовсе не обязательно. Делать это должны лишь богатые люди и только – в закрытом месте. Лучше всего – на своем личном дворе. При этом треть жертвы они обязаны отдать беднякам. Совершать курбан публично, по словам панинского мулы, – грех, и такая жертва Небесами не засчитывается.
Мусульманское кладбище в Панинском районе – старейшее в Воронежской области. В 1989 году рядом с местным православным кладбищем был похоронен первый турок-месхетинец. Теперь за забором образовалась мусульманская часть местных захоронений. Не только живые, но и мертвые здесь мирно соседствуют невзирая на разные религии.
Молитва мусульман на могилах предков на своей стороне сегодня случайно совпала с посещением православного кладбища местными русскими женщинами.
– Я уже 15 лет хожу сюда на могилу дедушки. Мусульмане сюда приходят к своим с 90-х годов. Все это время мы живем очень мирно. Это очень трудолюбивый доброжелательный народ, наши местные относятся к ним хорошо. Единственное, заметила, что в то время, когда они приходят на свое кладбище, их смущает, если могилы на нашей стороне убирают женщины. У них женщины и мужчины приходят строго в разное время, – рассказывает местная жительница Наталья Махрова.
После кладбища все мужчины-месхетинцы поехали в село Сергеевка навестить семью, где у хозяина недавно умер тесть. Здесь за празднично накрытым столом сначала читали отрывки из Корана, потом угощали корреспондентов РИА «Воронеж» пловом, чаем, домашней восточной выпечкой. Плов, лагман, самса, чай, сладости на низком праздничном столе или на скатерти, расстеленной прямо на полу, - традиция гостеприимства в каждом мусульманском доме Панинского района, куда может зайти любой, независимо от национальности и вероисповедания.
После совершения курбана - забоя жертвенного барана на одном из дворов в селе Тойда- пожилые и молодые мужчины пошли поздравить старейшую турчанку-месхетинку Панинского района 88-летнюю бабушку Султан.
Султан хорошо помнит родную Месхетию и тот день в 1944 году, когда к ним в дом пришли три военных и дали три часа на сборы. Мужчины их деревни в это время были на войне, собираться пришлось женщинам, старикам и детям. Солдаты пожалели людей и дали еще немного времени, чтобы те порезали мясо в дорогу, собрали крупы и хлеб. Затем всех посадили в товарные вагоны и отправили в Узбекистан и Казахстан. 17 тысяч турок-месхетинцев погибло в дороге. Трупы прятали в вагонах, как умели, чтобы уже на месте похоронить по своим законам. Умерший уже в Панино муж бабушки Султан все-таки успел на склоне лет съездить в Месхетию и привезти оттуда пакет с родной землей. Горсти этой земли теперь кидают в могилы во время похорон на местном мусульманском кладбище. Сегодня молитву за праздничным столом бабушка Султан читала вместе с молодым муллой Бексаром, дочерями, невестками, внуками и правнуками. В том числе вместе с внуком Байрамом Азизовым.
Байрам уверен, что если бы лидеры диаспор несли перед обществом ответственность за своих земляков, воспитывали их в духе Корана, то трагедии в Бирюлево никогда бы не случилось.
– Если я вдруг начну себя как-то некрасиво и провокационно вести у себя в Сергеевке – мне никто из земляков просто не позволит это сделать! А если я все-таки сделаю, значит, это было кому-то еще в общине выгодно, - говорит Байрам.
По мнению местного муллы Бексара Асламова, межнациональный мир в России наступит, когда каждый гражданин вернется к своим духовным истокам.
– Глубокое, правильное осмысление своей религии – это главное условие уважения к людям других вероисповеданий. А наша молодежь, к сожалению, стала отходить от ислама. Так же, как другие жители страны не посещают православные храмы, костелы, синагоги. И в этом – главная причина всех бед в стране и в мире, – говорит мулла Бексар.