«Моя мечта сбылась». Тренер по бочча – об общении с особенными детьми и зарождении этого вида спорта в Воронеже
Интервью ко Дню тренера в России
Инна Шульгина, 30 октября 2023, 13:30
Учитель физкультуры по образованию, воронежец Илья Исаев всю жизнь мечтал работать с детьми. Мечта осуществилась, хотя и не сразу. Сейчас Илья тренирует «особенных» детей по необычной дисциплине бочча, которая входит в спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Ко Дню тренера, который отмечается в России 30 октября, педагог рассказал РИА «Воронеж» о том, как он пришел в профессию, как в областном центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями открылась секция по бочча, в чем специфика этого спорта и почему бочча – это больше, чем спорт.
Путь в профессию
– Илья, расскажите, как вы стали тренером?
– Моей мечтой была работа с детьми. Почему учитель физкультуры? Я занимался легкой атлетикой с 6 класса, метал копье. Это было мне близко. После окончания Воронежского института физической культуры (ныне Академии спорта) не сразу получилось стать педагогом. Пошел сначала работать на завод, потом оператором видеонаблюдения – туда, где больше платили.
Но Господь видит наши мечты и желания. В Воронеже открывался частный бассейн для грудничков, шел набор персонала. Я пришел на собеседование, и мне предложили обучение за их счет, так как я не пловец. Отучившись в Москве, начал работать с грудничками. Пока достраивался бассейн, преподавал детский фитнес и занимался с грудными детьми на дому, в условиях домашней ванны. Когда бассейн открылся, стал работать там. Потом в Воронеже открылся второй корпус центра «Парус надежды», тоже с бассейном. Увидел объявление о наборе персонала, пришел попробовать, и мне понравилось. Работал на двух работах, потом супруга родила первого ребенка, ей нужна была моя помощь. Так я ушел из частного бассейна и остался в «Парусе». Здесь стал развиваться: сначала был инструктором по физической культуре, потом мне предложили должность заведующего отделением адаптивно-физической культуры, которое я возглавлял с 2013 до 2021 года. Сейчас работаю обычным педагогом дополнительного образования, веду секцию по бочча, занятия в спортивном зале и занимаюсь с ребятами в бассейне.
Не просто игра, но и способ реабилитации
– Вы первым стали развивать бочча в Воронеже. В чем суть игры?
– Есть белый мяч и два вида мячей – синие и красные. Играют две стороны – одна синими, другая красными. Основная задача – подкатить мяч своего цвета как можно ближе к белому мячу.
– С чего все началось?
– С фестиваля адаптивного спорта в Липецке. Команда «Паруса надежды» приехала поучаствовать. Были заявлены бег, прыжки, упражнения на тренажерах и в том числе бочча. На тот момент мы не знали, что это. Я предложил ребятам попробовать поучаствовать. Игра проходила на грунте металлическими шариками – сейчас я понимаю, что это не бочча, а петанк. Наши ребята попробовали и даже заняли призовые места. По приезде в Воронеж мама одного из детей сказала: «Илья Валентинович, давайте у нас бочча развивать». У нас был набор металлических шаров, и мы начали ими тренироваться. Так занимались около полутора лет, после чего я начал искать, на какие соревнования можно поехать. Нашел чемпионат России по бочча, который проходил в городе Алексин Тульской области. Сел в свой личный автомобиль и поехал на эти соревнования, чтобы понять, как туда попасть, какие критерии отбора и так далее. Приехав, понял, что мы занимаемся совсем не тем видом спорта. Мячи должны быть кожаными, гораздо легче, чем те, которыми мы играли, и немного большего диаметра. Кроме того, я выяснил, что существует классификация по бочча. Есть несколько классов спортсменов, которые различаются по тяжести основного заболевания.
По возвращении в Воронеж убрал все металлические мячи и достал кожаные – начали работать заново. Тогда я понял, что этот вид спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. На тот момент у меня были набраны и лица с интеллектуальными нарушениями, и с расстройством аутистического спектра, и с синдромом Дауна. Группа была разношерстная. Я сказал: вы можете ходить дальше тренироваться, но на соревнования поедут только вот эти и вот эти. Они какое-то время походили, но потом перестали. Остался костяк ребят, которые могут выезжать на соревнования. Потом мы поехали на Парафест в Москву, заняли там призовые места. После я привез на чемпионат России четверых ребят, но по итогам функциональной классификации никого из них не допустили до соревнований. Все они были с легкой степенью поражения, недостаточной для соревнований в этом виде спорта. С одной стороны, мы обрадовались, что дети не такие тяжелые, какими могли бы быть, с другой – не смогли поучаствовать. Нам дали поиграть на отдельном корте, раз уж мы приехали. Чтобы понимать, кто подходит для соревнований, а кто нет, я прошел курсы классификатора. Сейчас я классификатор всероссийского уровня. Научившись правильно определять критерии годного поражения и диагнозы, с которыми могут участвовать ребята, я стал набирать в группу уже тех ребят, которые подходят. Я сразу говорю: вы подходите, а вы – нет, но никого не выгоняю с тренировок. У меня есть ребята, которые не ездят на соревнования, но для себя достигли определенных успехов.
– Вы имеете в виду, успехов в плане улучшения состояния здоровья?
– Да. Допустим, у мальчика правая рука хорошая, а левая поражена сильнее, и он ей практически ничего не делал. На тренировках я ему говорил играть левой рукой, чтобы ее развивать. Мама стала наблюдать, что он этой рукой начал держать ложку и вилку, завязывать шнурки. Она стала участвовать в работе. Я считаю это достижением, потому что не всегда работа строится на цели стать паралимпийским чемпионом. Это довольно высокая планка, туда дотянутся единицы. Да, есть одаренные ребята, кто может работать и стремиться туда. Но есть те, кто никогда, даже если будут усердно работать, не достигнут этой высоты в силу своего тяжелого поражения. Соответственно, мы ставим более реальные цели: облегчение основного недуга. Чтобы он меньше мешал в их жизнедеятельности. Спортивный класс сейчас имеют четыре человека. Два из них – самый тяжелый класс бочча, ВС3, когда ребята играют с рампой (устройство, с помощью которого спортсмены бросают мячи на площадку) и с участием ассистента. Они имеют тяжелое поражение и не могут самостоятельно удерживать мяч и выбрасывают его на площадку. Еще два спортсмена имеют классы ВС1 и ВС2. Это классы для ребят с ДЦП, но по степени поражения, ВС2 чуть полегче, ВС1 – потяжелее. ВС1 тоже играет с ассистентом, который помогает выставить коляску и подает мячи, чтобы совершить бросок. ВС2 сам ставит коляску и берет мячи. Это различие между нами. С четырьмя выезжаем на соревнования.
Горящие глаза и мотивация
– Назовите спортивные достижения ваших воспитанников.
– В этом году мой подопечный Самвел Матевосян (класс ВС-1) завоевал бронзовую медаль на Всероссийской летней спартакиаде инвалидов в Раменском (Московская область). Это серьезные соревнования, они проводятся раз в четыре года, как Паралимпиада. При этом возрастной критерий – от 14 до 18 лет, то есть ребята могут принять участие в них раз в жизни. Занять там какое-то место – большой успех.
Кроме того, в группе есть парень Кирилл Собинов, который был победителем первого этапа Кубка России по бочча, и девочка Анастасия Симонова, которая стала второй на этих соревнованиях. В марте у нас планируется чемпионат области.
На прошедшем первенстве России наш воспитанник Иван Колесников выступал впервые. Он занял четвертое место. Для него это был прекрасный результат. Ему 12 лет, и он выполнил норматив первого взрослого разряда. Ему был присвоен первый взрослый разряд, и для него это колоссальная мотивация, у него глаза горят. Я вижу, как он относится к тренировкам, к каждому броску, пытается улучшить свое мастерство. Это дорогого стоит, для этого мы и работаем, когда видим эти горящие глаза, заряженные желанием достичь чего-то. Это основное, что хочется получать от работы.
– Какую поддержку получают спортсмены от государства?
– В 2022 году в школе паралимпийского резерва в Воронеже официально открылась дисциплина бочча. До этого мы существовали исключительно как секция в «Парусе надежды», где бочча и начала развиваться. На соревнования выезжали либо за свой счет, либо благодаря поддержке спонсоров. Помню, я возил их на своем автомобиле и еще одна мама активная. На базе соревнований есть гостиница, она дорогая, мы за свой счет снимали квартиру. Сейчас нас официально отправляют на соревнования, командируют, все оплачивает Министерство спорта. Ребятам помогают с экипировкой: в этом году были закуплены две рампы, два комплекта мячей. Чтобы вы понимали: одна рампа стоит 90 тыс. рублей, один комплект мячей – 148 тыс. рублей. На следующий год планируется покупка еще двух комплектов. Руководство школы оказывает нам очень большую поддержку.
Как дисциплина бочча входит в спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Чтобы открыть новую дисциплину в этом виде спорта, нужно было подготовить нормативную базу – это дело не одного дня, а многих месяцев. Тонкостей много, но мне не отказали, и для меня это было хорошим мотивационным фактором. Для меня это было важно, чтобы ребята могли официально получать разряды, выступать на соревнованиях, представлять регион и не тратить на это свои личные средства. Слава Богу, это позади. Мы работаем, продолжаем тренироваться. Приходят новые ребята, они тоже тренируются, развиваются. И думаю, с такой поддержкой мы будем достигать хороших результатов, занимать призовые места.
– Сложилось впечатление, что ваши отношения с родителями и детьми выходят за пределы просто сотрудничества...
– Не только в Воронеже, но и во всей России существует выражение «семья бочча». Это очень теплый, семейный вид спорта. Когда ребята приезжают на соревнования, они все обнимаются: «Ой, привет, как мы давно не виделись!» Наши спортсмены дружат с Краснодарским краем – переписываются в соцсетях, обмениваются новостями. На всероссийских соревнованиях все живут в разных номерах, но мы ходим друг к другу в гости, общаемся в холле. Это не просто соревнования, но социализация.
Я точно могу сказать, что внутри региона мы – семья. В любых тяжелых ситуациях, которые происходят в жизни, мы поддерживаем друг друга, если нужна помощь, оказываем ее. Когда какой-то праздник, отмечаем его все вместе. Ребята чувствуют, что они здесь не просто звено в цепи, а то звено, без которого эта цепь порвется. Каждый важен – и кто пришел две недели назад, и кто занимается несколько лет. Как-то был такой интересный момент: пришли новые ребята, и дети, которые занимаются давно, спросили: «Тренер, а ты что, выгонишь нас теперь, да? Будешь с ними заниматься?» Я говорю: «Нет, конечно! Наоборот: вы давно тренируетесь, и они будут тянуться за вами, стремиться совершенствовать свои навыки, чтобы к вам приблизиться». Они успокоились, но к тренировкам стали относиться более сосредоточенно.
«Это просто дети»
– Уже 12 лет вы работаете с особенными детьми. Бывают ли сложные моменты?
– Когда меня пригласили в «Парус надежды» и я прошел собеседование, многие мои друзья, знакомые, родственники говорили: «Тебе будет морально тяжело, справишься ли ты с этим?» Но когда я начал работать, то не почувствовал этой тяжести. Я отношусь к ним как к детям – просто детям. Да, у каждого из них свои особенности – как и у любого другого человека, просто их особенность в состоянии здоровья. Но они обычные дети, которые хотят получать положительные эмоции, радоваться, веселиться. Если им плохо, они также расстраиваются, грустят, плачут. Они более открыты, быстрее выдают свои эмоции. Наши ребята не научились врать, они более чистые и светлые. Мне с ними легче работать. Но нужно помнить про тонкую грань – нельзя им показывать своего сожаления и сострадания. Во-первых, так мы их поставим в неудобное положение, заставим чувствовать себя ущербными, не такими, какие они есть. А во-вторых, бывает, что если ребенок почувствует к себе такое отношение, то он быстро начинает этим пользоваться, меньше старается. Например, при тяжелом поражении опорно-двигательного аппарата тренер будет помогать с разработкой мышц, но ребенок должен прикладывать собственные усилия. Если он не будет этого делать, польза от занятий сократится в разы.
Моя мечта сбылась. Работа с детьми доставляет удовольствие. Имея своих троих детей, я не перестаю радоваться и благодарю Бога за то, как сложилась моя жизнь. Я отдаю здесь всего себя, вкладываю душу и сердце и получаю отдачу в виде эмоций ребят и их достижений.