Московский режиссер научил воронежцев снимать пластилиновые мультфильмы на смартфон
Мастер-класс Сергея Меринова прошел в книжном клубе «Петровский».
Анастасия Сарма, 1 марта 2015, 12:24
Авторский мастер-класс художника и режиссера, заведующего отделом пластилиновой анимации студии «Пилот» Сергея Меринова прошел 28 февраля в рамках Большого фестиваля мультфильмов в книжном клубе «Петровский». Режиссер рассказал о пластилиновых розыгрышах на анимационной студии «Пилот» и показал детям, как снимать мультфильмы из пластилина в домашних условиях.
Пластилиновые мультфильмы Сергея Меринова знает, пожалуй, каждый маленький зритель, который хоть раз смотрел мультфильмы из серии «Гора самоцветов». Он – автор фирменной «самоцветовской» заставки, горы пластилина и бисера, он же – режиссер таких мультфильмов, как «Петушок и кошечка», «Куйгорож», «Егорий Храбрый», «Теремок» («Терем мухи»). Самые маленькие зрители наверняка видели его проект «Пластилинки-Азбука», который был признан лучшим обучающим сериалом для детей. По словам Сергея, на создание каждой буквы у аниматоров ушло два месяца.
Мастер-класс Сергей Меринов вел вместе со своей ученицей, нашей землячкой Марией Чайка. Мария – художественный руководитель детской анимационной студии «Чайка стайка», которая находится в селе Урыв-Покровка Острогожского района. Здесь же, дома, девушка создает мультфильмы для анимационной студии «Пилот». Интернет позволяет работать на Москву, живя в Воронежской области.
– Одновременно мы делаем международные проекты, один из которых – «Мифы народов мира глазами детей», – рассказала художница. – Мы приезжаем в какую-нибудь страну и там с местными детьми снимаем сказки. Мы уже побывали в Италии, Германии, Сербии, Абхазии и других странах.
Как снять мультфильм «на коленке»
Сергей Меринов и Мария Чайка показали, как снять небольшой мультфильм за 30 минут. Героем его стала гусеница, поедающая клубнику и превращающаяся в бабочку.
Над рабочим столом аниматоров, где разворачивается сюжет мультфильма, закрепляется фотокамера, которая подключается к компьютеру. Каждый шаг пластилиновых персонажей фиксируется покадрово. Но можно поступить и проще. Снимать мультфильмы можно на смартфоны и планшеты. Их обладателям в поисковой строке достаточно набрать название программы – Stop Motion. Для тех, у кого мобильное устройство производства Apple, подойдет программа «Кукольная анимация».
А вот какие профессиональные секреты пластилиновой анимации раскрыл Сергей Меринов:
– Чтобы снять свой мультик, нужно придумать сценарий. В мультфильме они, как правило, про чудеса, превращения. Мы заранее слепили клубнику и придумали сюжет: червяк проглатывает ее и от этого превратится в куколку, а потом в бабочку.– Нас часто спрашивают, из какого пластилина мы делаем персонажей мультфильмов. Называется он Jovi. Он часто продается в книжных магазинах, магазинах для творчества. Чем он интересен? Он мягкий, его легче разминать, а еще он яркий и красивый.
– Знаете ли вы, что перед рабочим столом каждого аниматора висит зеркало? Оно необходимо для того, чтобы художник, глядя на свою мимику, мог перенести ее на лицо персонажа. Чтобы персонаж «ожил», аниматору нужно сыграть за него роль. Поэтому все профессиональные аниматоры знают основы актерского мастерства. Представьте, что вам нужно изобразить червяка, заглатывающего клубнику. Хочешь проглотить большую ягоду – широко открой рот и зажмурь глаза.
Сергей Меринов
Режиссер, художник
Мультфильм из барахла
– Многие дети, когда начинают снимать мультики, говорят: пластилиновые герои падают, и их приходится поднимать. Открываю секрет: наши герои не стоят, а лежат на плоскости. Поэтому они не падают.
– Снимаем мы обычно на стекле, а под него подкладываем зелёный или синий фон, который при компьютерной обработке исчезает. Каждого персонажа снимаем отдельно, а потом совмещаем с другими персонажами и подкладываем фон. Это называется композитинг. Но в простых мультфильмах достаточно пластилинового фона.
– Клип «Часики» на песню «Фиксиков» снят в технике предметной анимации. Для этого клипа мы собрали кучу сломанных часов – больше 150, а еще – кучу барахла. В момент съёмок наша студия напоминала лавку старьевщика. Задача, которая стояла перед нами – сделать часы из непредназначенных для этого предметов: например, из рабочих инструментов (гаек, шурупов, винтиков). Вначале снимали вилки и ложки, а когда их надо было сломать, мы их подменили на пластилиновые. Момент подмены зритель не замечает, ведь в секунде помещается 25 кадров. Некоторые называют это обманом, а я считаю, что это чудо.
Пластилиновые розыгрыши
С нами на студии работает девушка, по первой профессии – палехский миниатюрист, а еще – иконописец. Она в свободное время делает пластилиновые иконы. Представляете, какая тонкая работа? Эти иконы благословлены епархией. То есть с пластилином можно делать всё, что угодно. Надо мной, например, девчонки шутят: делают из них разные продукты, а потом подкладывают мне на тарелку. Любимая их шутка – подложить мне в вазу с зефиром пластилиновый зефир. Лепят так хорошо, что на вид ее отличить нельзя. У на студии есть целая стена, на которую мы развешиваем предметы пластилиновых розыгрышей: надкушенные маринованные грибы, котлеты… А однажды мы подарили на День рождения одной девушке большой пластилиновый торт весом 4 килограмма. Оставили его на столе. Приходим утром – нет торта. Пропажу нашли в холодильнике: уборщица приняла его за настоящий и поставила туда. Выставили обратно на стол. Но уборщица еще целую неделю продолжала его ставить в холодильник.Сергей Меринов
режиссер, художник
КСТАТИ
Когда актёры становятся куклами
Сергей Меринов тесно сотрудничает с группой «Несчастный случай», для которой снял уже два клипа на песни «Шла Саша по шоссе» и «Суета». Второй создан в технике пикселяции, «превращающей» живых актёров в мультипликационных кукол. Для этого живых актёров снимают подкадрово. «Куклами» в клипе «Суета» стали актриса Чулпан Хаматова и лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев. Покадровая съёмка позволяет актёрам летать в воздухе. Но для этого фотограф фиксирует их во время прыжков. Клип снимался в общей сложности четыре месяца и был создан из 10 тысяч фотографий.
«Аниматорам нужно надеяться не на государство, а на себя»
После мастер-класса Сергей Меринов ответил на несколько вопросов корреспондента РИА «Воронеж».
– Сергей, планирует ли студия «Пилот» и дальше делать мультфильмы из серии «Гора самоцветов»?
– Над проектом «Гора самоцветов» мы работаем с 2005 года. Да, мы снимаем, но, к сожалению, государственного финансирования мы получаем уже меньше, чем раньше. Если еще несколько лет назад мы снимали по 10-16 мультфильмов в год, то сейчас – по одному-три фильма.
– Что нужно, чтобы государство поддерживало отечественную анимацию?
– Государство поддерживает анимацию. Но хотелось бы, чтобы поддержка была более адресной, более целенаправленной. Анимации я желаю не надеяться на государство, а учиться зарабатывать самим. Государство финансирует дебюты, авторские проекты, на которые не найти денег, а коммерческие проекты индустрия формирует сама.
– Существует ли конкуренция среди аниматоров разных направлений?
– Нет, аниматоры – они как родственники, братья. Причем не только в России, но и в мире. Я встречаюсь с аниматорами из других стран и, даже не зная языка, мы находим общий язык. Мы из одной компании, мы – одной крови. Это настолько особенные, сумасшедшие люди, что, когда попадаешь в другую компанию, все удивляются: как вы дружите?
– Сергей, в серии «Гора самоцветов» много мультфильмов, персонажи которых пришли из язычества. Как на это смотрит церковь?
– Вообще я – православный человек. Я не очень люблю, когда делают слащавые канонизированные сюжеты, потому что это, скорее, отталкивает от церкви. Мне бы хотелось, чтобы с нами было как можно больше людей. Поэтому стараюсь снимать интересно, для души, для простого зрителя. Поэтому все священники, с которыми я общался, в восторге от «Куйгорожа» и «Егория Храброго».
– Вы работаете над очередным пластилиновым проектом «Безумная планета». Расскажите о нем подробнее.
– Сейчас проект в стадии разработки сценария и персонажей. Это фильм о пластилиновой планете, куда попадают два чудака-космонавта, которых поджидают различные приключения. Фильм получил высокую оценку профессионалов из Фонда кино. Нам рекомендовали обратиться за поддержкой в Минкульт. Надеемся, что или Минкульт, или Фонд кино поверит, что этот фильм будет иметь успех на большом экране. Полнометражные фильмы финансируют с одним условием – фильм должен окупить часть своей стоимости в прокате. Почему-то считается, что пластилиновые мультфильмы в прокате не окупаются. Но я думаю, что я сломаю этот стереотип.