Московский художник-примитивист показал в Воронеже евреев на Луне и деревенского йога
Андрей Карпов привез картины и серию рельефов.
Анастасия Сарма, 20 мая 2016, 16:47
Персональная выставка московского художника Андрея Карпова «От себя» открылась в воронежской галерее Х.Л.А.М. в четверг, 19 мая. Художник и иллюстратор, который выставляется в России и за рубежом с 1986 года, привез 28 картин и несколько серий художественных рельефов. Выставка продлится до 15 июня 2016 года.
В стиле Андрея Карпова сочетаются приемы архаического и наивного искусства. На картинах – фантасмагорические лыжники и стоящие на голове русские деревенские йоги, дерущиеся деревенские мужики и жители Стамбула, милиционеры-великаны и крестоносцы. Мужчины и женщины с толстыми руками и ногами написаны как будто под копирку. А между лошадями и собаками, в сущности, нет особенной разницы.
Особый интерес детей на выставке вызвали художественные рельефы, которые хочется потрогать руками. На рельефах – ушедшие реалии советского быта: женщина с бочкой кваса, телефон с вертушкой, проигрыватель, очереди.
– Развешивать картины Карпова – одно удовольствие. Чувствуешь, будто снимаешь кино, – признался известный воронежский художник Сергей Горшков, знакомый с Андреем Карповым с 1987 года. Тогда у Карпова было арт-агентство «Попугай», которое издавало книги и организовывало выставки. В 1993 году агентство сделало в Москве выставку с инсталляцией Сергея Горшкова «Фанера, море, Рита» с корабликами и фанерными звездами.
Андрей Карпов был другом и воронежского художника Александра Ножкина, ушедшего из жизни в 2000 году. Говорят, когда друзья встречались в Москве, начиналась череда разгульных «перформансов» в виде «вина, драк и провокаций». Как признается сам Карпов, сюжеты и персонажи его работ автобиографичны.
По мнению директора галереи Х.Л.А.М. Алексея Горбунова, Андрей Карпов изображает «метафизическое пространство, в котором живут огромные, инфантильные персонажи», а каждая его работа – «живописное стихотворение».
Сам Карпов любит подписывать свои картины белыми стихами или философскими размышлениями. Репродукцию картины «Евреи на Луне» в художественном альбоме Карпова сопровождает подпись: «Попытки отселить евреев делались несколько сот лет подряд. По-моему, дело это безнадежное».
Добрая часть работ Карпова – «ремейки» на шедевры: «Шоколадницу» Жана Этьена Лиотара, «Завтрак на траве» Мане, «Влюбленных над городом» Шагала, «Девочку на шаре» Пикассо и «Черный квадрат» Малевича. Переосмыслил Андрей Карпов даже сюжеты на старинных гобеленах (например, работа «Открытие Тихого океана»). Как и у Шагала, персонажи Карпова не ощущают гравитации – они летают и парят в воздухе. Вместе с ними притяжению планеты не поддаются и предметы – рыбы и фрукты.
Как объясняет Карпов, висящие в воздухе предметы на фоне деревенских зимних пейзажей – воспоминания о фруктах и игрушках, висящих на новогодних елках.
– В творчестве Андрея Карпова живет невыразимая тоска живущего среди заводских окраин человека по морю и пальмам, – отметил художник Сергей Горшков. – Как-то раз клуб «Петрович» заказал ему написать задник для сцены. Андрей изобразил отдыхающих, прибывающих на юг. Пальмы, балюстрады, плывущие по лазурному морю корабли, женщин с мороженым он написал в своей мастерской в мрачном подмосковном поселке Долгопрудный.
Корреспондент «РИА Воронеж» задала наивному художнику несколько наивных вопросов.
– Что вас вдохновляет, когда вы пишете свои работы?
– Вообще я стремлюсь к традиционной, жанровой картине. Чтобы ее было интересно рассматривать, чтобы там происходило действие. Взять того же Брейгеля – его можно рассматривать часами, там все время что-то происходит. Я традиционалист. В последнее время меня вдохновляют работы художников XVI-XVII веков, начиная с Эль Греко. Когда смотришь на шедевры этих титанов, возникает ощущение, что ты – зайчик, а из картины на тебя, как будто волк смотрит, который тебя сейчас съест. В этих картинах – потрясающая энергия и сила.
– У вас довольно много примет разгульной русской жизни. К примеру, деревенские драки.
– Все это – истории, которые происходили со мной в разные моменты жизни. Знаете, как появилась работа «Адам и Ева»? Я встретил знакомого милиционера, который рассказал мне, как влюбленная парочка устроила в скверике на глазах у всех «Адама и Еву». И ничто не могло их остановить.
– Многие ваши персонажи «кочуют» из одной работы в другую. Вот, например, человек, пьющий воду из колонки.
– Это, в принципе, автопортреты. Что касается мужика, то это воспоминания из детства: деревня, мороз в -20 градусов, и вдруг видишь, как какой-то мужик пьет воду из колонки. Видимо, с похмелуги.
– Удивительно, что на фоне русских пейзажей вдруг, откуда ни возьмись, появляются мандалы (сакральные схематические изображения, используемые в буддийских и индуистских практиках – РИА «Воронеж»).
– После путешествия в Непал у меня возникла целая серия работ с мандалами. Обычно все, кто возвращается оттуда, говорят, что у них открылся «третий глаз». У меня же не открылось ничего. Мне странно видеть русских людей, которые начинают говорить о «третьем глазе» и мандалах.
– Почему у вас так много милиционеров?
– Историй с милиционерами было много. Это все – пережитое. В свое время меня забирали в вытрезвитель. О милиционерах я говорю без всякой ласковости. Не люблю я их.
– Как появилась ваша работа «Евреи на Луне»? Почему евреи и почему на Луне?
– Решил проиллюстрировать стихотворение Игоря Губермана: «Евреям доверяют не вполне/ и в космос не пускают, слава Богу;/ евреи, оказавшись на Луне, /устроят и базар, и синагогу». На эту тему я сделал восемь работ. Луна – новое пространство, которое можно обживать.
– Вы привезли не только картины, но и художественные рельефы. Насколько я поняла, они пользуются большой популярностью среди коллекционеров?
– Действительно, их коллекционируют. Как-то мой приятель, который занимается продажами земельных участков, попросил его выручить – нужно было продать 25 га земли. Я выехал на место и посоветовал сделать забор с советскими рельефами. «Ты будешь показывать забор, и у тебя все купят», – сказал я ему. Так и случилось. Я сделал для него серию рельефов, участок купили. Рельефы стали пользоваться популярностью. Я сделал серию работ «Советская археология», после чего один человек из Германии заказал мне серию о евреях. Позже футбольный клуб ЦСКА заказал серию рельефов о спорте.