Московские художники показали в Воронеже фотографии городских «подозреваемых»
Однодневная выставка урбанистичесих арт-проектов прошла в ВЦСИ.
Ксения Аносова, 19 декабря 2015, 15:26
Выставка «Подозреваемые» открылась в Воронежском центре современного искусства (ВЦСИ) в пятницу, 18 декабря. Экспозиция разместилась в двух залах и стала продолжением серии еженедельных однодневных вернисажей в ВЦСИ. Свои работы представили на ней художники Аня Ротаенко, Саша Мороз и Виктор Коханюков.
«Подозреваемые» – результат наблюдения и художественного осмысления городского пространства и современной действительности. Проекты демонстрируют не преобразование и вмешательство, а момент, когда урбанистические объекты и сам городской пейзаж перестают быть просто декорациями, а становятся действующими субъектами.
У входа в большой зал документация перфоманса Ани Ротаенко – слайды с фото, проецируемые на белую кафельную стену зала. На них запечатлены перемещения человека с тряпичной куклой по городу, разные ситуации из жизни куклы и реакции случайных прохожих на это.
– Этот проект феминистичен, но здесь не встает вопрос только о женщине как личности. Очень сложно понять, что такое отношение к женщине. Кукла, которую я сшила, очень реалистична. Это кукла выступила как мое альтер-эго: везде моя одежда, моя фотография в виде лица. Объект получился очень антропоморфным, поэтому он провоцирует ситуации, когда «что-то» играет во «что-то». Объект as such говорит сам за себя. Проект занял полторы недели. Мы воплотили разные ситуации, в том числе и те, в которых я хотела бы побывать сама. Ситуации не были срежиссированы. Прохожие по-разному реагировали, некоторые воспринимали куклу как труп, вызывали полицию. Ситуации в метро, в примерочной... Когда люди сталкивались с этим, это вызывало у них раздражение: это что-то, очень похожее на женщину, но ей не являющееся. Очень удачно, что перфомативность удалось перевести в документальность. Мы не меняем реальность, она сама взаимодействует с нами, – объяснила свой замысел Аня Ротаенко.
В этом же зале – манекен, замотанный в зеленую техническую сетку. Аня проводит параллель с еще одной композицией – картами, наклеенными на стену. Некоторые из них повернуты лицевой стороной, другие скрывают, что на них изображено. На полу также лежит горка карт лицевой стороной вниз.
– Сетка – это случайный предмет, кем-то оставленный на улице. Здесь такая же идея, как в картах, которые изображает подозрительные объекты, условно подозрительные. Мы можем предположить, как тот или иной объект будет действовать. Уличный материал самый правдивый: он говорит про себя, не изображая ничего, – рассказала Аня о взаимосвязи объектов.
– В «картах» я работала с «известным-неизвестным». Если вступить в роль художника, он не знает какой объект откроет завтра. Это как вечный пасьянс. На картах изображены московские объекты, которые потенциально могут быть опасными. Я рассказываю об объектах, которые выпали из цепочки человеческой деятельности и остались на улице. Они выпали и застряли, как частицы. Поднимается также вопрос о художнике в городе. Когда он останавливается на улице, наблюдая за объектами и начиная рефлексировать, он тоже становится подозреваемым. Художник не считается чем-то легитимным – он подозрителен. Если художник становится активистом, он фактически превращается в преступника. Внутри художественной среды художник тоже становится подозрительным. Наступило новое время молчания, когда мы не можем сказать, что это неправильно, а только показываем свои наблюдения за этим. Карты специально повернуты обратной стороной, чтобы показать, что мы не знаем, что будет на следующей, может быть сумка, а в ней бомба, – так художник конкретизировала свои идеи, воплощенные в композиции «карты».
По словам создателей проекта «Подозреваемые», в нем есть не только политическая и эстетическая составляющая, но и исследовательская. О ней подробнее рассказала Саша Мороз. На выставке она представила серию городских фото, ключевым объектом которых является желтая газовая труба. Она выходит за рамки фот о и опоясывает «пространство».
В соседнем зале – «Глоссарий» того же автора. Это небольшого формата фотографии фрагментов городской среды – улица, кусочек кирпичной кладки, здание, – которые иллюстрируют различные термины.
– Мои объекты – это часть исследовательского цикла, которая касается многослойности пространства и несвязанности слоев, которые вступают в дискуссию или даже конфликт. С человеком происходит чудо перцепции. Это чудо – основа для вдохновения, с одной стороны; с другой стороны, это одна из вещей, которые могут высвобождать человека. В нынешней арт-ситуации проблемно поставлен поиск классификаций элементов, которые становятся художественными понятиями. Есть необходимость найти язык и дать название элементам пространства, в котором мы находимся после постмодерна, – поясняет цели своих проектов Саша Мороз.
Как «микрообъект влияет на структуру целого», Саша показала своими фото с желтой трубой.
– Это как приглашение к разговору. Трансформация из объекта в субъект: труба сама начитает действовать, она становится поверхностью. Этот микрообъект влияет на структуру целого, становится предложением и обнаруживает язык. Городское пространство становится тем маркером, с помощью которого можно уловить движение социальной среды, ее дыхание. Трубы не та вещь, которая подвластна кому-либо, кроме газовиков, в ней нет эстетики. Но трубы опоясывают пространство, входят в эстетическое пространство человека. Мой интерес к урбанистическим пейзажам, недостроенным зданиям, бетону, металлу продиктован тем, что я нахожу в этом жизнь, неограниченную ничьей властью. Я знакома с техникой «рамки», преображения и так далее, но это не нужно в моем проекте. Это не препарированная среда, а наблюденная. Это наблюдение представлено игровым способом, – рассказывает Саша Мороз.
Виктор Коханюков представил в Воронеже свой интерактивный проект. Сайт pobegi.tilda.ws на выставке показан в форме псевдорекламного видео.
Автор предлагает приобрести цветы, находящиеся в российских полицейских участках. На сайте представлена галерея фото. Цветы в понимании художника – это символ мирного протеста. Виктор Коханюков дает отсылки к событиям, происходившим в 60-е годы прошлого столетия в США, когда студенты искали мирную форму протеста против войны во Вьетнаме. Ее символом стал цветок, воткнутый в дуло автомата полицейского.
– Основной прием, который я использовал для своего проекта, – это ирония. Речь идет об общественной протестной практике в 2010 году в Москве и других городах. Я был свидетелем того, как все это развивалось. Поначалу у самого кровь вскипала, были какие-то романтические надежды. Но их пафос ни во что не вылился, все закончилось ничем. Толпа на улице ничего не может сделать, может сделать только страна вместе. В то время как одни выходили митинговать на улице, другие ездили в «Ашан», покупая товары для своего комфорта. В своем проекте я задаюсь вопросом: можно ли с помощью современных средств потребления выразить свой протест, можно ли его купить? Мой проект не носит никакого дидактического характера, я просто выражаю свое отношение, – пояснил Виктор Коханюков.
Справка РИА «Воронеж»
Саша Мороз – переводчик, антрополог и художник. Родилась 9 января 1990 года в Москве. Выпускница Русской антропологической школы в РГГУ (специальность – историческая культурология). Участник и соорганизатор нескольких поэтических и художественных фестивалей, а также музыкальных мероприятий Москвы и Санкт-Петербурга.
Аня Ротаенко – студентка курса «Новые художественные стратегии» в Институте проблем современного искусства. Родилась в 1990 году в Грозном, с детства много переезжала, любит путешествовать, в том числе автостопом. Считает себя гражданином мира. Живет и работает в Москве. С 2014 года активно участвует в групповых выставках в Москве и других городах России, в июле 2015 года прошла первая персональная выставка «Зал ожидания» в галерее Триумф. Окончила школу современного искусства Свободные Мастерские при ММСИ.
Виктор Коханюков – студент Института проблем современного искусства. Родился в 1987 году в Куйбышеве. Занимался уличной фотографией, изучал графику и живопись. Несколько лет работал фотографом и графическим дизайнером.