Монах, архиерей, учитель. Каким мы видим святителя Митрофана Воронежского на иконах
Спецпроект к 400-летию со дня рождения первого воронежского епископа
Инна Шульгина, 16 января, 19:00
Почему на иконах святитель Митрофан часто изображается вместе со святителями Тихоном Задонским и Антонием (Смирницким)? Как духовное завещание Воронежского епископа повлияло на его образ в иконографии? И каким образом в 1903 году праздновали 200-летие со дня преставления святителя?
Ответы на эти и другие вопросы – в новом выпуске спецпроекта РИА «Воронеж», посвященного 400-летию со дня рождения первого воронежского Архипастыря.
Иконография святителя Митрофана
Как рассказал клирик Благовещенского кафедрального собора Воронежа протоиерей Владимир Чернышев, иконография святителя Митрофана непосредственно связана с его духовным завещанием. Священнослужитель напомнил, что воронежский епископ писал свое завещание примерно за 10 лет до кончины, много раз его дополняя и редактируя. В завещании он просил, чтобы его похоронили в монашеском одеянии по примеру почитаемого им Патриарха Иоакима, который возвел его в сан епископа. В свою очередь, Патриарх Иоаким воспринял этот обычай от греческой Церкви, там архиереев хоронили не в святительском, а в монашеском одеянии.
Но, когда обретали мощи святителя Митрофана, архиепископ Антоний (Смирницкий), весьма его почитавший, из лучших побуждений решил все-таки обличить нетленное тело святителя в архиерейскую мантию. Тогда ему приснился сон, в котором он услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Проснувшись, святитель Антоний не придал этому особого значения. Но, когда он подошел к шкафу, чтобы достать архиерейское облачение для честных мощей святителя, ему стало плохо. Тогда епископ Антоний понял, что сам святитель Митрофан напомнил ему о своем завещании. Кроме того, он вспомнил, что накануне некая странница подарила ему монашескую мантию. Архиерей воспринял это как знак свыше и облачил тело святителя так, как тот завещал.
– В связи с этим на множестве икон святитель Митрофан изображен в монашеском одеянии, есть изображения и в одеянии епископа, принявшего схиму. Иногда его изображают с жезлом, а иногда – со Смоленской иконой Божией Матери, которую епископ Митрофан сильно почитал. Это была его келейная икона, дар и благословение Патриарха Иоакима, врученная при архиерейской хиротонии, – рассказал отец Владимир.
Как было принято в то время, икона новопрославленного писалась с прижизненного портрета. Образам святых на иконах старались придать портретное сходство, и если не сохранялось изображений святых, то иконы писались со словесных портретов, описаний свидетелей жизни подвижников.
В 1830 году купец Гарденин, получивший помощь по молитвам святителя Митрофана, попросил государственного деятеля Швецова, увлекавшегося живописью, снять копию со старинного портрета первого воронежского святителя. Портрет этот нашли в ризнице Благовещенского собора Митрофановского монастыря, и он был настолько ветхим, что Швецов не решился взяться за эту работу, решив, что ничего не получится. Тогда к художнику-любителю обратился святитель Антоний со словами: «Не сомневайся: ты увидишь святителя наяву или во сне».
Швецов стал молить Господа, чтобы Он дал ему увидеть святителя Митрофана. Когда художник уснул, то явственно увидел святителя во сне. Проснувшись, он смог написать портрет, с которого впоследствии писались иконы.
На рубеже XIX-XX веков иконописцы стали очень вольно изображать святителя, в том числе в архиерейском облачении. Но священноначалием было указано, что нужно возвратиться к истокам и писать икону святителя так, как он завещал. Обычно епископ Митрофан изображается в монашеском одеянии, в монашеском кукуле (головное покрывало схимонаха. – Прим. РИА «Воронеж») и очень редко в мантии со знаками архиерейского достоинства. Иногда его изображают со свитком в руке – его духовным завещанием.
Часто встречаются иконы, где вместе со святителем Митрофаном Воронежским изображены святители Тихон Задонский и Антоний (Смирницкий). Причина в том, что святитель Тихон и святитель Антоний являются преемниками епископа Митрофана на Воронежской кафедре.
Нередко можно встретить картину, изображающую святителя Митрофана и царя Петра Великого при спуске на воду корабля «Гото Предестинация». Император представлен преклонившим колено, а святитель – благословляющим.
– Почему святитель Митрофан так широко известен? Отчасти потому что имел общение с императором. Светские люди, увлекающиеся историей, знают его как одного из сподвижников Петра, помогавшего царю в деле строительства Российского флота. Но люди воцерковленные знают, что это всего лишь один из эпизодов жизни святителя: основная его деятельность была связана не с флотом, а с утверждением христианства, духовным просвещением, заботой о пастве и его многолетние подвиги и труды были направлены на это, – подчеркнул отец Владимир.
Как праздновали 200-летие со дня преставления святителя
В 1903 году, по случаю 200-летия со дня преставления святителя Митрофана, в Воронеже было устроено множество праздничных мероприятий. По форме организации это напоминало современные Митрофановские церковно-исторические чтения. На протяжении нескольких дней в разных учреждениях Воронежа читались доклады о житии и прославлении святителя, проходили торжественные заседания, звучали духовные песнопения. Параллельно с этим совершались молебны святителю и раздавались о нем брошюры. На мероприятиях присутствовало духовенство, в частности архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин). Организацией празднования занималось православное Братство святителей Митрофана и Тихона.
– Одним из направлений деятельности братства было духовное просвещение. Святителей Митрофана и Тихона, помимо Воронежской архиерейской кафедры, объединяло миссионерское служение. Первый воронежский епископ трудился для просвещения людей, епископ Тихон тоже известен своими богословскими и проповедническими трудами, – рассказал отец Владимир.
Чтения, посвященные святителю, проходили в Алексиевском монастыре, в городской думе, где собирались полные залы слушателей, в духовной семинарии, епархиальном женском училище, мужском духовном училище Воронежа. Были публичные чтения жития святого и для простого народа в местных городских читальнях, а также в церковно-приходских школах.
Также в рамках празднования 200-летия со дня преставления святителя Митрофана в Воронеже открыли приют для хронических больных. «Святитель своим милосердием облегчал тяжелое настроение населения, обремененного и трудом и лишениями, – отмечалось в «Воронежских епархиальных ведомостях» того времени. – Поэтому и празднование его юбилея должно быть прежде всего делом милосердия».