«Молодым нужно регулярно проверять зрение». В Воронеже делают новую операцию на роговице
Хирург Дмитрий Тихонов – о необходимости ранней диагностики кератоконуса.
Галина Саубанова, 18 марта 2020, 19:00
В декабре 2019 года хирурги Воронежской областной клинической офтальмологической больницы впервые провели кераринг – операцию по установке интрастромальных сегментов, помогающих исправить деформацию роговицы при кератоконусе. Всего на данный момент прооперированы семь пациентов. Все они чувствуют себя хорошо, отмечают улучшение зрения.
О том, кому поможет эта операция, чем опасен кератоконус и как вовремя диагностировать это заболевание, рассказал Дмитрий Тихонов – врач-офтальмолог отделения лазерной микрохирургии, владеющий новой методикой. Он признан лучшим врачом года Воронежской области в номинации «Офтальмология» в 2019 году.
– Дмитрий Владимирович, кератоконус – распространенное заболевание?
– Редкое (встречается примерно у одного из 2 тыс. человек), но довольно опасное. Кератоконус – локальное истончение роговицы: на одном участке она принимает коническую форму. Заболевание прогрессирует, и без лечения могут начаться осложнения, вплоть до потери глаза. Пациент с кератоконусом должен пожизненно находиться под наблюдением специалистов и регулярно обследоваться. Сейчас у нас на учете состоят более 50 таких пациентов.
– Как человек может заподозрить, что у него кератоконус?
– Каких-то специфических симптомов нет. Человек замечает, что у него ухудшилось зрение и требуется его коррекция, через некоторое время коррекция перестает помогать, человек понимает, что такое быстрое падение зрения ненормально. Кератоконус в равной степени поражает и мужчин, и женщин. Как правило, он развивается у молодых людей от 18 до 35 лет. И если у человека с детства было нормальное зрение, а в 14–18 лет вдруг начало резко падать, не корректируется на 100% очками и линзами, то это повод заподозрить кератоконус.
– Кераринг возвращает хорошее зрение?
– В результате операции в роговицу имплантируются сегменты, и ей придается правильная сферическая форма. Прогрессирование заболевания прекращается, зрение улучшается, и при желании его можно далее корректировать с помощью склеральных линз.
Но кераринг – не единственный метод лечения при кератоконусе. Когда пациент обращается в отделение лазерной микрохирургии, мы определяем алгоритмы лечения индивидуально для каждого: наблюдаем, прогрессирует ли заболевание, направляем на консультацию по подбору линз в лабораторию контактной коррекции зрения. При прогрессировании заболевания без необходимости коррекции зрения предлагаем кросслинкинг – операцию, направленную на остановку прогрессирования заболевания. Эта операция делается по ОМС. При необходимости коррекции зрения проводим кераринг в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. То есть обе операции бесплатны для пациентов.
– Как лечили кератоконус, когда таких методов не существовало?
– Еще 10–15 лет назад в арсенале врачей была или жесткая контактная линза, которую очень некомфортно носить, и многие пациенты просто от нее отказывались, или (это крайний случай) приходилось дожидаться пересадки роговицы.
Кераринг тоже делали раньше, но разрезы в роговице выполняли механическим способом и с непредсказуемым результатом. К тому же это было довольно болезненно для пациента. В 2014 году у нас появился современный фемтолазер, который позволил формировать тоннели в толще роговицы с большой точностью.
Раньше пациентов, которым требовалась такая операция, приходилось направлять в федеральные учреждения. Сейчас не надо никуда ехать, у нас все делается на высоком уровне, и есть все необходимое для высокотехнологичных операций.
– Сейчас кераринг – болезненная операция?
– Абсолютно безболезненная. Операция проходит под местной анестезией, и через три дня пациент выписывается из больницы. Сначала вновь поступивший пациент проходит диагностику – специальное оборудование позволяет исследовать все параметры роговицы, необходимые для диагностики, за несколько минут. Все данные по сети передаются на компьютер, за которым происходит планирование операции. Этот план поступает в операционную, загружаются нужные параметры, и мы начинаем работу.
Операция длится от пяти до десяти минут. Улучшение зрения ощущается уже на следующий день, в течение двух – трех недель происходит стабилизация. Если необходима докоррекция, в дальнейшем можно подобрать контактную линзу.
– Возможна ли профилактика кератоконуса?
– Поскольку причины возникновения этого заболевания неизвестны, не существует и профилактики. Но чем раньше оно будет выявлено, тем больше возможностей для лечения. Поэтому нужно регулярно проверять зрение, и чем моложе человек, тем тщательнее надо следить за динамикой остроты зрения, соблюдать сроки осмотра. Если есть хоть малейшие сомнения, лучше проверить глаза в Воронежской областной офтальмологической больнице, так как у нас есть все необходимое для этого оборудование.
Справка РИА «Воронеж»
Дмитрий Тихонов окончил Воронежскую государственную медицинскую академию (сейчас это университет) имени Бурденко в 2005 году. С момента окончания учебы работает в Воронежской офтальмологической больнице, с 2008 года занимается лазерной хирургией.
Прошел обучение в Московском институте имени Гельмгольца и в Уфе, в НИИ глазных болезней республики Башкортостан, где впервые в России начали заниматься лечением кератоконуса.