«Могу сама макароны отварить или яичницу пожарить». Как живет 102-летняя Анисья Сергеева из воронежского села Верхняя Тишанка
Бабушка всю жизнь работала медиком
Ирина Кожанова, 20 мая, 15:45
Познакомиться с человеком, который прожил больше 100 лет, – настоящая удача. Такие люди видели многое и могут поделиться своими воспоминаниями. Жительница села Верхняя Тишанка Таловского района Анисья Сергеева в этом году отметит свой 103-й день рождения. Как ей удалось прожить больше века, невзирая на тяжелые военные годы, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказала сама бабушка.
«Мне самой уже тяжело убираться»
Узнав о том, что в Верхней Тишанке живет женщина, которой более 100 лет, мы тут же отправились к ней в гости. Маленький домик с покосившимся крыльцом и много зелени – так выглядит жилье Анисьи Сергеевой. Пройдя по тканым половикам, раскинутым на скрипучих половицах, увидели и саму бабушку. Хрупкая, маленькая старушка в цветастом халате и белом платочке суетилась на кухне.
– Да вы проходите, проходите, – встретила нас Анисья Ивановна. – Я вот только палочку свою найду. Каждый день ее теряю.
Несмотря на столь почтенный возраст, в доме у долгожительницы идеальный порядок. Диваны застелены яркими покрывалами. Кровать как из краеведческого музея: взбитая перина, подушки башенкой, накрытые белоснежным тюлем.
– Мне самой уже тяжело убираться, – продолжила бабушка. – Но частенько внучка приезжает и помогает. Кушать наготавливает на несколько дней, пол моет и стирает. А так, когда давление у меня хорошее, то я и сама могу макароны отварить или яичницу пожарить.
На почетном месте в зале расположился деревянный сундук. Его Анисья Ивановна бережет как память. Когда-то давно сундук ей подарил свекор. Так что, вполне возможно, он старше своей хозяйки. Хоть и есть у бабушки шкафы, но сундук она хранит и складывает в него вещи. Еще одна интересная вещь привлекала наше внимание – настоящая радиола, которой около 80 лет.
Всю жизнь лечила людей
Оглядывая дом долгожительницы, мы с нетерпением ждали рассказа о ее жизни. Она села поудобнее, выключила телевизор и начала свою историю:
– Я жила как все. Родилась в Бирюче в 1921 году 27 декабря. Семья у меня была очень хорошая, мама и папа трудились в колхозе. Я была единственным ребенком, потому меня очень любили. После школы уехала в Липецк, поступила в медицинское училище. Мне всегда хотелось стать фельдшером. Когда Анисья Ивановна получила специальность, ее направили на стажировку в Верхнетишанскую больницу. Там сообщили, что она будет акушеркой. Как ни противилась наша героиня, сетуя на то, что ничего в этом не понимает, от ее мнения мало что зависело. Но в итоге прилежная Анисья всему научилась.
– А потом началась война, и меня вместе с другими девушками призвали на фронт, – вспоминает бабушка. – Страшно было и непонятно. Помню, нас везли на повозках, а сбоку шли наши матери и рыдали в голос. Я думала, что меня отправят лечить раненых, ведь у меня медобразование. А нас привезли в один из районов области, где надо было работать.
К счастью, в боевых действиях они не участвовали. Сначала копали окопы с утра до ночи, потом перед девушками поставили новую задачу. Им выдали ножовки и велели пилить деревья. Так пролетело несколько недель.
– Еда закончилась, а за нами так никто и не приезжал, – со слезами говорит бабушка. – Пришлось пешком добираться до дома. Так я снова оказалась в Верхней Тишанке и продолжила работать в больнице.
Семья нашей героини – из тех редких, в которых никто не погиб в годы Великой Отечественной. Отец не попал на фронт: он четыре года трудился на оборонном заводе в Воронеже, куда его специально направили. Будущий муж Анисьи Ивановны тоже вернулся с фронта. Несмотря на ранения, выжил. После войны пара поженилась, и у них родились двое детей. Бабушка до сих пор не может сдержать слез, когда говорит о дочке, которая умерла в 36 лет от онкологии.
– Позже меня перевели из акушерок в приемное отделение больницы, – продолжает долгожительница. – Там я проработала больше 40 лет. Вот так и жили: днем – работа, вечером – домашние дела. Я в молодости любила печь. Такие булочки у меня получались, что нигде таких не попробуешь. Огород сажали и обрабатывали. У меня всегда все по струночке росло и ни одного сорняка не было. А теперь уже и огорода нет, зарос совсем. Меня с малых лет приучили содержать и дом в чистоте. Поэтому и сейчас стараюсь, чтобы все было красиво.
«Много работала, не пила и не курила»
Долгожительница до сих пор знает названия всех лекарств и охотно рассказывает, какая таблетка от чего и какие побочные эффекты могут наступить.
– Я всегда старалась всем помогать, – говорит Анисья Ивановна. – Никогда ни на кого из больных не поднимала голоса. Хотела, чтобы все люди были здоровы. К тому же иногда лечить надо не лекарствами, а добрым словом.
После разговора с Анисьей Ивановной остается самый главный вопрос: в чем секрет ее долголетия? На это она пожимает плечами и говорит, что у нее и мама больше 90 лет прожила.
– Меня, наверное, Господь Бог полюбил и отметил за доброту к людям, – размышляет героиня публикации. – А еще я много работала на земле – это лучше всякого спорта. Ну и, конечно, не пила и не курила. Да что там говорить, и экология другая тогда была, и еда тоже. Сейчас все из магазина, а раньше только свое было, вот и не болели столько.
Анисью Ивановну можно по праву назвать уникальным человеком. Ведь дожить до такого возраста не каждому по силам. От всей редакции РИА «Воронеж» мы желаем этой милой бабушке здоровья и сил. Пусть рядом всегда будут родные и близкие, а каждый день приносит только радость.