«Мне сразу сказали, что Лидочка никогда и ни в чем мне не уступит». Как супруги из Воронежской области счастливо прожили 65 лет

Юбиляров поздравил глава региона Александр Гусев

Светлана Ярцева, 9 мая, 13:00

Светлана Ярцева

В четверг, 9 мая, супружеская пара из Новохоперска отмечает 65 лет со дня свадьбы. Железную дату Лидия Матвеевна и Евгений Тихонович Будаевы встречают на своих ногах, рука об руку, с огромным багажом жизненного опыта, мудрости и семейных историй. Полушутя-полусерьезно супруги в один голос утверждают, что они – две противоположности, которые притянулись на всю жизнь.

В свои почти 90 лет глава семейства все такой же осанистый, как и в молодости, у него четкая и уверенная походка, а в руках по-прежнему спорится любое дело. Миниатюрная Лидия Матвеевна под стать своему мужу – ни в чем ему не уступая, в свои без малого 86 лет старается со всеми домашними заботами справляться сама.

– Мы всегда много работали, приучили к труду детей и трех внуков, – говорит пенсионерка. – Никогда не делили обязанности на женские и мужские, были друг у друга на подхвате. Сейчас силы, конечно, не те, что были раньше, но привычка работать осталась.

Модница Лида

То, что она всегда была «жадная до работы», Лидия Матвеевна объясняет так: в их роду все такие. В 30-е годы семью ее матери раскулачили, а потом и часть большого дома забрали – приспособили под начальную школу. В нее-то и ходила Лида первые два года, пока неподалеку не построили новое здание.

Будучи школьницей, героиня публикации научилась шить на машинке. Настоящее богатство – зингеровская машинка с ножным приводом – досталась ее маме от родителей. Эта машинка, кстати, предопредила всю дальнейшую судьбу Лидии Матвеевны.

Это потом она будет шить изысканные и сложные модели из дорогих тканей, а сначала это были простенькие купальные костюмы для себя и «оформившихся» подружек, незатейливые по крою юбки и платья. Молва о девушке, которая хорошо шьет, вскоре долетела до начальницы городской швейной мастерской в Новохоперске. Лиду позвали на работу. Каждой швее предоставлялось место, руководство снабжало заказами. А вот работали мастерицы на своих машинках. Старательную, аккуратную и дотошную девушку сразу заметила закройщица, она поручала ей пошив одежды для самых требовательных клиентов.

–  Я буквально горела работой, был какой-то азарт, – вспоминает собеседница. –  Хотелось делать все безукоризненно, быстро, чтобы клиенты оставались довольными.

Про себя тоже не забывала. Одевалась всегда безупречно и со вкусом, слыла в Новохоперске одной из самых модных девушек. На танцах от кавалеров не было отбоя.

Мореман Женька

Спокойная, уравновешенная, радушная натура Евгения Будаева мирно уживается с абсолютно другим Будаевым – взрывным, рискованным и азартным. А все потому, что среди его предков – русские, украинцы и осетины.
Герой публикации родился под Ленинградом и хорошо помнит, как почти в самом начале войны отца забрали на фронт, а его вместе с мамой, младшей сестрой, бабушкой и тетей срочно эвакуировали из совхоза «Кобралово» в Калининскую (сегодня Тверскую) область.

–  Мы попали в поселок, который захватили немцы, в этой местности находились их тыловые части, госпитали, хлебозавод, – рассказывает собеседник. – Переселенцы здесь были на особом контроле. Местный старик, которого назначили старостой, поселил нас в небольшой избе.

А еще Евгений Тихонович помнит, как семилетним пацаном ходил в школу, которую для местной детворы на первых порах пытались организовать немцы. Но дело не пошло – детей некому было учить.

В конце 1942 года советские войска потеснили захватчиков из поселка.

–  Мама и бабушка решили ехать на родину отца, в Новохоперский район, – рассказывает пенсионер. – Нашу семью приютила тетка отца. Здесь мы жили до осени 1943 года. Когда же с фронта начали приходить сообщения о скором освобождении Киева, мама решила вернуться на свою родину.

В 1946 году с двумя орденами Красной Звезды с фронта вернулся красноармеец Тихон Будаев. Из Киева глава семейства перевез семью в Новохоперск, поближе к своим родителям. Здесь Евгений отучился в школе рабочей молодежи на столяра.

–  Мама противилась тому, чтобы я всю оставшуюся жизнь «делал гробы», поэтому отправила меня обратно в Киев, – вспоминает собеседник.

До призыва на срочную службу Евгений Будаев работал на железной дороге – обслуживал светофоры. При воспоминаниях о службе лицо Евгения Тихоновича светлеет, и на нем появляется улыбка. Говорит, что всегда хотел служить во флоте. Туда и попал, правда, не сразу. Вначале «купцы» сватали парня в авиацию. Но он отказался, мол, мечты не предаю. С призывного пункта в Черкассах парня в числе других новобранцев отправили в Ленинград, а потом – в Кронштадт. После обучения в школе радиометристов, которое длилось одиннадцать месяцев, Евгений Будаев попал служить в Эстонию, на Ирбенский пролив. Говорит, что это была интересная и «привилегированная» служба. Но как бы ни было на чужбине хорошо, а домой все равно тянуло.

Из армии Женя вернулся в Новохоперск. Отучившегося на механизатора парня отправили в село Каратуз Каратузского района Красноярского края на уборку хлеба. В Сибири это делали раздельным способом. Скашивая хлеб, оставляли высокую стерню. Хлебную массу же укладывали в валки для дозревания. Работали до поздней осени, застав не только дожди, но и снег с лютым ветром.

«У Черного моря»

–  Трудно было не заметить на танцах крепкого, статного и веселого парня, – говорит Лидия Матвеевна, вспоминая о том дне, когда она впервые увидела Евгения Будаева.

Пара познакомилась на одном из танцевальных вечеров. Как-то Евгений предложил проводить Лиду, она согласилась. Вспоминает, как на пути по шаткому мостку, робко держа ее за руку, он затянул песню «У Черного моря». Сильный и красивый голос гулким эхом отражался от склонов оврага. А она в этот момент подумала: «Как было бы хорошо прожить с этим человеком жизнь, он всегда бы пел для меня песни». Лидия Матвеевна говорит, что сначала она влюбилась в голос мужа, а уже потом – в него самого. Евгений Тихонович признается: для него Лидия Матвеевна и тогда, и сейчас остается «крепким орешком», тем, наверное, и взяла. О крутом нраве дочери и умении настоять на своем будущего зятя сразу предупредила мама Лидии Матвеевны.

–  Она сразу мне сказала, что Лидочка никогда и ни в чем мне не уступит! – говорит Евгений Тихонович. – Но это меня не отвернуло, а, наоборот, я еще больше укрепился в мысли, что это – мой человек.

Встречались Евгений и Лидия чуть больше полугода. А в мае 1959 года решили расписаться. Рассказывают, что пышной свадьбы у них не было, все по-семейному, в узком кругу. Но как же хороша была невеста в этот торжественный день в своем небесно-голубом крепдешиновом платье, которое сшила сама! Это платье Лидия Матвеевна бережно хранит уже 65 лет. Призналась, что нет-нет да примерит свадебный наряд. Но делает это так, чтобы муж не видел. Вот уже воистину: и у сильных женщин есть свои слабости.

Папа-мама

Почти сразу после свадьбы Лиду отправили в Воронеж обучаться на закройщицу. На этом настояла начальница швейного цеха, разглядев в молодой швее большой потенциал. Не ошиблась. Со временем имя закройщицы Лидии Будаевой было на устах у каждой новохоперской модницы, да что там новохоперской – Лидию Матвеевну знали во всем районе. Собеседница рассказывает, что работала, не считая часов. В составе группы коллег из комбината бытовых услуг объезжала села, принимала заказы. Зачастую кроила ночами, чтобы в срок выполнить заказы. Такой же отдачи требовала и от работниц своего цеха.

–  Муж часто говорил мне, что я – деспот, сама работаю на износ и от других требую того же, – вспоминает Лидия Матвеевна. – Но мне очень нравилось видеть результат и довольные лица клиентов, когда они получали готовые изделия. Это меня еще больше раззадоривало.

И тут же добавляет, что если бы не муж, который взял на себя большинство обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства в то время, пока она руководила коллективом и билась за высокие производственные показатели, то ничего бы у нее не получилось.

Евгений Тихонович готовил, стирал, содержал в чистоте и порядке дом, учил с детьми уроки, ходил на родительские собрания, а когда был сезон – успевал работать в огороде и заготавливать сено для 30 коз. А она, приходя домой без сил, садилась за швейную машинку, чтобы еще чуть-чуть подработать. Иногда дети, Галина и Андрей, в шутку называли отца «папа-мама». Она не обижалась, мысленно благодарила судьбу за посланного ей надежного мужа.

Впрочем, с Евгением Тихоновичем было надежно не только в семье, но и в рабочем коллективе. Одно время Будаевы трудились вместе. Когда комбинату бытовых услуг потребовался мастер по ремонту швейных машин и оверлоков, Лидия Матвеевна пришла к директору и попросила устроить на это место своего мужа. Ловкий и сообразительный, Евгений Тихонович быстро обучался любому делу. Справился и с этой задачей. А вскоре, оценив хорошие организаторские способности Евгения Будаева, умение ладить с людьми, директор комбината вверил ему в управление хозяйственную часть комбината.

С юбилеем супружества Евгения Тихоновича и Лидию Матвеевну Будаевых 9 мая поздравил глава Новохоперского района Виктор Королев. От лица губернатора Воронежской области Александра Гусева и администрации Новохоперского района он вручил паре поздравительный адрес, отметив, что супруги – пример прочных семейных отношений, на которых держится любое государство.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.