«Мне еще правнуков женить надо». Заслуженный учитель РСФСР из Воронежской области Анна Попова отметила 100 лет

Долгожительница смотрит телевизор, занимается садом и огородом

Ирина Ур, 14 января, 12:30

Ирина Ур

Каково это – прожить век? Видеть, как меняются люди, исчезают одни и рождаются другие поколения, а на карте появляются новые города... Мало кому выпадает шанс стать свидетелем столь грандиозных перемен, и еще меньше тех, кто способен сохранить в себе свет, доброту и любовь к жизни, пройдя сквозь все испытания.

Анна Емельяновна Попова – одна из таких редких людей. Коренная жительница рамонского села Айдарово, она прожила целую эпоху, которая вместила в себя радость и боль, труд и победы, непростые военные годы и долгие десятилетия, отданные любимому делу.

В воскресенье, 12 января, ей исполнилось 100 лет. Долгожительницу лично поздравил глава Рамонского района Николай Буренин.

– Ваш жизненный путь – пример для всех нас, – отметил Николай Буренин, обращаясь к юбилярше. - Ваши труд, мудрость и доброта вдохновляют. Сегодня Вы не просто именинница, Вы – наша гордость.

Среди поздравляющих было и молодое поколение. Дмитрий Пономарев и Мария Хаустова, ученики 10-го класса Рамонской средней школы №2, передали теплые слова и поздравления от своих педагогов и сверстников. Ребята спросили Анну Емельяновну, что она могла бы пожелать или посоветовать молодому поколению.

– Берегите друг друга, учитесь и трудитесь, а главное – любите свою Родину. Только так можно построить достойную жизнь, – с улыбкой ответила она.

После официальной части Анна Емельяновна начала делиться воспоминаниями о своей жизни. А рассказать ей действительно было о чем.

Рождественское чудо

Анна Емельяновна, 1940-е годы

Шел 1925 год. Совсем недавно образовался Советский Союз, крепли и множились коллективные хозяйства, а в деревнях и селах кипела жизнь – семьи были большие, многодетные. В одной из таких семей рождественским утром родилась девочка, которой предстояло прожить долгую и интересную жизнь, – героиня нашей публикации. Когда ребенка регистрировали, то днем ее рождения обозначили 12 января.

– Мама говорила, что я – рождественское чудо! – вспоминает Анна Емельяновна. –  Появилась на свет 7 января, но записали меня на пять дней позже. То ли потому, что дни были праздничные и нерабочие, то ли отец промедлил... Да какая разница! Мы с семьей всегда празднуем оба дня – и настоящий, и официальный.

Анна Емельяновна росла в большой, дружной и трудолюбивой семье. Родители, Надежда и Емельян Бобрешовы, простые крестьяне, не знавшие грамоты, но обладавшие несгибаемым духом и неиссякаемой любовью к своим детям. Всего в семье было девять ребят, Анна родилась шестой.

Надежда Ефимовна, рано овдовевшая, успевала и за хозяйством следить, и за детьми присматривать, и работать в поле. Жизнь в то время была тяжелой: трудодни не приносили ощутимого дохода, а в доме часто не хватало даже самого необходимого. Поэтому дети помогали маме всем, чем могли, вместе переживали все невзгоды.

– Мама нас с самого детства приучала к труду, – с теплотой говорит Анна Емельяновна. – У нас в семье без дела не сидел никто. Даже самые маленькие находили себе занятие: кто-то помогал чистить картошку, кто-то таскал воду, а старшие уже занимались серьезной работой в поле. Мама была неумолимой в этом вопросе, но и доброй, справедливой.

Со школьного двора – в эвакуацию

Анна Емельяновна (слева) в окружении учеников и коллег, 1952 год

Шумные 1930-е годы Анна Емельяновна провела в школьных трудах и заботах. Она с усердием училась, не позволяя себе лениться, стараясь преуспеть во всем – от арифметики до письма. До сих пор ее каллиграфический почерк вызывает восхищение: буквы ровные, будто выведенные линейкой, каждая строчка аккуратна.

– Нас в школе учили, что почерк – это лицо человека, – рассказывает героиня публикации. – В Айдарово школа была хорошая, но программа была рассчитана на восьмилетнее обучение. Чтобы продолжить учебу, я перевелась в Рамонскую школу. Правда, проучилась там всего три месяца – началась война.

Жизнь разделилась на до и после. Мальчики, еще вчера мечтавшие о будущем, пошли на фронт. Туда же ушел и брат Анны Поповой. Вернуться ему было не суждено.

Осенью 1941 года, когда линия фронта вплотную приблизилась к Воронежу, семья Бобрешовых, как и многие, вынуждена была покинуть свой дом и отправиться в эвакуацию. Их путь лежал в Усмань Липецкой области, где местные жители, несмотря на собственные трудности, приютили переселенцев.

– Хозяева оказались добрыми людьми, не отказали в помощи. Нас и еще несколько эвакуированных семей поселили в деревянный сарай, – вспоминает Анна Емельяновна.

Временное пристанище было небольшим – спали кто где мог.

– А потом я осталась одна. Семья вернулась обратно, а я решила времени не терять и поступила в Усманское педагогическое училище, – продолжает Анна Попова. – Меня приютила семья, у которой мы жили в эвакуации. Они делили со мной последний кусок хлеба, за что я благодарна им до сих пор.

Учеба далась ей непросто. Не сам процесс обучения, а путь до образовательного учреждения: ходить до училища приходилось 9 км в одну сторону, столько же – обратно. Обувь изнашивалась очень быстро, заменить ее было нечем.

Анна Попова вспоминает:

– Однажды мама привезла мне солдатские ботинки, огромные, тяжелые. Но подошва у них оторвалась, и я привязывала ее веревкой, чтобы как-то дойти.

Где родился, там пригодился

Анна справилась. Подвязанные веревкой ботинки, долгие километры по зимним дорогам, голод и холод не смогли сломить ее. В 1943 году, окончив Усманское педагогическое училище, Анна вернулась в родное Айдарово, устроилась учительницей начальных классов в местную школу. Молодая, полная энтузиазма, едва вышедшая из подросткового возраста девушка сразу оказалась в центре внимания – в том числе из-за своей старшей сестры, Ольги Емельяновны. Та уже несколько лет преподавала в этой школе математику и была на хорошем счету: строгая, но справедливая, сумела завоевать уважение коллег, учеников и их родителей.

– Ольга пользовалась таким авторитетом, что, когда я пришла, все ждали от меня того же, – с улыбкой рассказывает Анна. – Но я тогда была совсем неопытной, и мне пришлось начинать с нуля, доказывать, что я справлюсь. Не только руководству, но и самой себе.

Ее первый день в классе стал настоящим испытанием.

– Встать! Сесть! А они смеются, – вспоминает Анна Емельяновна. – Думали, что молоденькая девчонка ничего не сможет. Да и директор школы часто приходила на уроки. Считала, что я не справлюсь с такой оравой.

В классе ее встречало 40 с лишним человек.

Из воспоминаний Анны Емельяновны Поповой о преподавании и жизни в военные годы:

Учебников было крайне мало, а учебные пособия практически отсутствовали. В распоряжении школы имелись лишь карта полушарий, один-единственный глобус и несколько исторических карт. Тетрадей также не хватало – каждому ученику на весь год выдавалось всего по пять штук. Поэтому писали на чем угодно: в ход шли и старый картон, и страницы книг, газет, и обрывки бумаги. О настоящих чернильницах с чернилами, перьях, а тем более авторучках, никто даже не мечтал. В классах было печное отопление, но из-за нехватки топлива зимой становилось невыносимо холодно. На уроках сидели в теплой одежде, а в сильные морозы чернила в чернильницах замерзали. Чтобы использовать время с пользой, расписание составляли так, чтобы письменные занятия проходили при дневном свете, а устные – в более темное время суток. Парты в школах тогда были редкостью. Их заменяли разнокалиберные столы и лавки. В некоторых классах стоял большой канцелярский стол, за которым умещалось до десяти детей, хотя чаще за одной лавкой сидело по три ученика. Вне стен школы жизнь была не менее суровой. Холод, голод, постоянная тревога – все это стало неизменной частью военного быта. После школы брала лопату и шла в огород или на ближайшее поле. Искала остатки картошки. Иногда находила промерзшие клубни, из которых потом пекла оладьи. Еда была настолько скудной, что приходилось довольствоваться всем, что удавалось добыть. Ели все, что росло вокруг: овощи, травы, корешки, а иногда и желуди.

Терпение, стойкость и доброту к людям героиня публикации пронесла через всю свою жизнь. Не раз они ей помогали преодолевать самые сложные времена.

Но жизнь постепенно начала налаживаться: война подходила к завершению, стало легче с продовольствием. Анна Емельяновна, уже зарекомендовавшая себя как заботливый и строгий учитель, завоевала доверие учеников.

– Они начали видеть во мне не только педагога, но и человека, который искренне хочет помочь, – вспоминает она.

Многих из ее первых учеников уже нет в живых. А те, кто остался, не забывают любимую учительницу, платят добром за добро. За 42 года преподавания Анна Емельяновна воспитала целую плеяду педагогов, вдохновленных ее примером. За свою профессиональную деятельность в сентябре 1967 года ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Кроме того, она получила множество наград, включая «Победитель соцсоревнования», «Отличник народного просвещения» (1962), «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ».

Но гордится учительница вовсе не регалиями:

– Главное – я всей душой любила работу, и до сих пор мне порой снятся родная школа, кабинет, и детские голоса учеников.

«Моя семья – мое богатство»

Несмотря на большую занятость, Анна Емельяновна сумела создать семью, выйти замуж и воспитать детей. В 1950 году у нее родился сын Александр, а спустя семь лет – дочь Елена.

Быть ребенком учителя непросто, особенно когда мама посвящала столько времени своим ученикам.

– Мы с братом иногда ревновали, – признается Елена Александровна. – Помню, как ученики бежали к маме встречать ее, держались за ее руки, помогали нести портфель, а я стояла в стороне и думала: «Почему они так к ней липнут? Она же моя мама!»

Однако у детей учителя были свои привилегии.

– Мне нравилось сидеть рядом с мамой, когда она проверяла тетрадки. Она показывала, где что исправить, а иногда даже разрешала самой поставить оценку. Я тогда чувствовала себя очень важной, – улыбается Елена.

Сейчас Анна Емельяновна с теплотой вспоминает те времена, когда дети помогали ей, но сожалеет, что не могла уделить им больше внимания.

Юбилярша с семьей внука Романа, дочерью Еленой (с корзинкой) и сестрой Екатериной (рядом с героиней публикации)

– Я понимаю, что мои дети иногда на меня обижались, – говорит она. – Но все равно я их очень люблю. И внуков, и правнуков тоже. Они – мое счастье, мое главное богатство.

У Анны Емельяновны четверо внуков и 14 правнуков. Кто-то из них живет в Рамонском районе, кто-то – в Воронеже, есть и те, кто обосновался в Липецке. Младшему правнуку нет и трех лет, а вот старшему уже за 20. Все поддерживают связь, звонят, пишут, приезжают, хвастаются успехами в учебе, спорте и творчестве.

Не позволяй душе лениться

Сегодня стойкая, добродушная Анна Емельяновна – энергичная бабушка с идеально ровной осанкой и ясным взглядом. Ее дни наполнены движением и смыслом, а жизнь – примером для детей, внуков и правнуков.

Живет она в родительском доме, где прошла большая часть ее жизни. За стенкой, во второй его половине, обосновалась ее родная сестра – 98-летняя Екатерина Емельяновна. Вместе они коротают вечера, гуляют по округе, занимаются скандинавской ходьбой и обсуждают события прошедшего дня.

– Если остановиться – все, жизни не будет, – говорит Анна Емельяновна.

Сестры проводят дни в трудах, не позволяя «ржаветь» ни рукам, ни мозгу. Зимой занимаются чтением, смотрят фильмы и телепередачи.

– Теперь буду все смотреть на современном телевизоре, который мне подарили внуки и дети на день рождения, – сказала нам с гордостью юбилярша.

Самое любимое ее время года – лето. Его Анна Емельяновна проводит, занимаясь огородом и цветами, которыми по-прежнему восхищается, как в юности. Ну а после урожая наступает не менее любимый период – время консервации.

– В этом году перцев закрыла баночек 50, наверное, – с гордостью говорит 100-летняя учительница.

Половину своих заготовок Анна Емельяновна, конечно, уже раздала. Ей не жалко – как и всякой бабушке, ей хочется быть полезной, радовать близких своими трудами.

– Это ведь хорошо, что есть кого радовать, – с теплотой говорит она.

Рассказывая о своей жизни, показывая книги и фотографии тех лет, Анна Емельяновна несколько раз, словно удивляясь самой себе, произнесла:

– Неужели и правда все это позади?

Но останавливаться она не собирается. Теперь Анна Емельяновна надеется понянчить уже праправнуков. Она говорит с улыбкой:

– Мне еще правнуков женить надо, посмотреть, как их дети растут, помочь. Дел тут еще много, рано мне уходить, так что жду в гости на следующий юбилей!

Ранее РИА «Воронеж» рассказывало про Марию Асееву. Ее общий педагогический стаж – 45 лет. Из них четверть века женщина проработала учительницей химии во второй городской средней школе в Семилуках. Ученики и коллеги говорят о Марии Дмитриевне с улыбкой. Всю жизнь, даже в тяжелые времена, она всегда находила повод для радости.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.