Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: «Святым никто не рождается»
В редакции РИА «Воронеж» прошла прямая линия с главой Воронежской митрополии.
Софья Успенская, 28 февраля 2014, 11:52
В редакции РИА «Воронеж» прошла прямая линия с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием. В течение часа Владыка Сергий отвечал на вопросы читателей и журналистов портала, а также на телефонные звонки и письма жителей Воронежа и области. Митрополит рассказал о том, как идет сбор средств на роспись Благовещенского собора, ответил на вопросы о том, как Церковь относится к традициям приближающейся Масленицы, посоветовал, как решить, стоит ли крестить ребенка, как реагировать на богохульные картинки в соцсетях и объяснил, чем, по его мнению, плохи православные выставки.
– В конце ушедшего года наша епархия стала митрополией. Что означает появление на территории Воронежской области теперь уже трех епархий для простых прихожан и как оно повлияет на духовную жизнь региона?
– Для прихожан это административное деление ровно ничего не меняет, кроме, может быть, того факта, что теперь епископ будет ближе к народу и, как показывает жизнь, где есть епископ, там активность духовной жизни возрастает. Конечно, у нас есть благочиния, у нас есть помощники-протоиереи, но епископ делает это в разы лучше. Поэтому для простого народа это будет лучше – епископ рядом, церковь активнее в вопросах социального служения и катехизации, и воскресные школы будут активнее работать.
– Мой друг после смерти близкого человека разочаровался в Боге. Он считает: как может Господь, если он существует, допустить смерть невинных людей, тем более хороших людей. Я чувствую, что в его рассуждениях есть какое-то упущение, но не могу найти нужных слов, чтобы его переубедить и как-то помочь. Что бы вы сказали моему другу? Насколько я понимаю, он не единственный, кто в горе приходит к таким мыслям. Заранее благодарю за ответ.
– Если человек находится в состоянии горя, то трудно с ним разговаривать. Нужно сначала подождать, чтобы он немного успокоился и готов был воспринимать то, что вы хотите ему сказать. Но тут надо понимать очень простую вещь. Человек, который приходит в этот мир, получает от Бога абсолютную свободу – делать добрые дела или злые, он может вести любой образ жизни. И все воздаяния, которые получает человек, он получает только в будущей жизни. И если вы верующий человек, то будущая загробная жизнь для вас реальность, а эта жизнь – только начало, гораздо важнее жизнь вечная, жизнь души. Поэтому, если человек умирает, это все равно не смерть, это новая форма жизни, и святые отцы нас учат, что Господь берет человека в иной мир в тот момент, который лучше всего для вечной жизни, только бы не было насильственного прекращения жизни, самоубийства. А если человек умер от болезни или в какой-то катастрофы, то мы должны доверять Господу. Поэтому печалиться о покойном особо не надо. Надо признать, что мы печалимся о себе – потому что мы привыкли связывать с этим человеком наше настоящее, наше будущее. Поэтому когда это все вдруг кончается, нам становится горько за себя, и в этом тоже надо быть честными.
– Мой сын осужден, а я знаю, что он невиновен. Какому святому мне за него молиться?
– Это очень трудный вопрос, житейски трудный. Я считаю, что это не совсем правильно, когда мы какому-то святому присваиваем какие-то функции. Я бы никогда не разграничивал так святых – что один за зубную боль отвечает, другой за аппендицит. Молитесь Господу.
– Как церковь и Вы лично относитесь к масленичной традиции сжигать чучело? Можно ли праздновать Масленицу, или это грешно?
– Еще святитель Тихон Задонский был известен тем, что выступал против празднования Масленицы так, как ее праздновали у нас в Воронеже – ну а там все было, как на Руси: и кулачные бои, и поклонение солнцу. Святитель Тихон все это осуждал, боролся, но безуспешно. Сейчас уже это все не носит какого-то сакрального характера, это просто народный обычай. Если бы в это вкладывался смысл какого-то языческого поклонения Масленице, то я бы выступал против, а здесь, я считаю, это просто традиция сжигать чучело как символ зимы, безо всякого религиозного значения.
– Недавно в Керчи полиция задержала пьяного священника с липовыми орденами, при этом он был за рулем. Он предъявил удостоверение Воронежской епархии. Позже оказалось, что он уже не служит в Воронеже, но удостоверение было настоящим, хоть и просроченным. Скажите, как вообще возможны такие истории? Откуда берутся эти священники на дорогих иномарках? Неужели никто не следит за тем, кого берут в Церковь?
– Ну, я знаю и представляю уровень жизни этого священника, и могу сказать, что дорогих иномарок у него нет. Здесь он служил в глухой деревне далеко от Воронежа. Он бывший офицер-десантник, человек, который не совсем еще отошел от армии, и в связи с этим у него были сложности, но при этом он был искренне верующий человек. У его детей были проблемы со здоровьем, и из-за этого он перешел на служение в Крым. Ну а то, что с ним случилось – это может случиться с каждым, кто упустил контроль над собой. Тут и священнику, и не священнику нужно быть осторожным и внимательным. Нужно понимать одну простую вещь. Святым никто не рождается. И когда молодые священники к нам приходят – а я скажу, что у нас хорошие священники в епархии – мы занимаемся фактически их воспитанием, вне зависимости от их возраста. К большому сожалению, семья воспитывает человека плохо, школа и институт – никак. И вот он поступает к нам с хорошими задатками, а что у него сидит внутри – неизвестно, и, когда это все вырвется наружу, тоже неизвестно. Нужно со вниманием к этому относиться. Любому из нас свойственно ошибаться.
– Во многих городах России ежегодно проходят православные выставки, которые становятся настоящим праздником для верующих. Скажите, пожалуйста, почему подобного рода мероприятия не проводятся на территории нашего города?
– Я отношусь к идее выставок очень отрицательно. Ничего позитивного для епархии и наших верующих я в них не вижу. Это приезжают из разных мест люди, которые занимаются церковной коммерцией и привозят свое производство, – свечи, церковную утварь. Приезжают люди из разных монастырей со своими святынями. Хранят их часто в неподобающих условиях. Икона или мощи должны быть в храме, а здесь они становятся тоже предметом торга: за деньги собирают записки к той или иной иконе, доказывают, что именно у них лучше молятся. Мне кажется неправильным, когда на святыне делают деньги. Поэтому я не даю согласия на такие мероприятия в нашей епархии.
– Нужно ли пытаться переубедить, вразумить своих друзей в социальных сетях, которые публикуют богохульные атеистические картинки? Или нужно просто их удалить из друзей, чтобы на это не смотреть?
– Я не знаю, кого вы считаете друзьями, но я думаю, что друг должен уважать ваши верования и убеждения, а вы – его. Если он атеист, и вы дружите, вы тоже должны уважать его атеистические чувства. Но смеяться над священными предметами или Богом, над тем, что для вас свято, это не то что не по-дружески, это признак элементарной невоспитанности. Поэтому, если вы ему дороги как друг, он будет относиться серьезно к верованиям или чувствам, которые отличны от его.
– Моей дочке три года, и моя мама настаивает, что надо ее покрестить. Мой муж в Бога не верует, и я боюсь, что мы не будем ходить с дочкой в церковь. Но при этом я волнуюсь, что вдруг с ней случится что-то плохое, если я не покрещу ее. Как мне быть?
– А вы разберитесь в самой себе: кто вы сама есть? Если вы христианка – тогда крестите своего ребенка. Вот муж ваш обозначил, что он атеист, позиция ясная. Ну и вы разберитесь. Если вы христианка – так ему и скажите, бояться тут нечего. Если вы будете это скрывать и тайком ходить в церковь, то это рано или поздно закончится большим скандалом и, возможно, будет еще одним предлогом для развода. Лучше сразу ему сказать: "Раз ты меня полюбил, то я вот такая, как все". Да, действительно, если ребенка крестить, он становится и более спокойным, и меньше подвержен каким-то расстройствам, но, если вы хотите только из-за этого его крестить, лучше не стоит. Это должно быть ваше внутреннее решение, если вы считаете, что ваш ребенок должен быть христианином. Если такого убеждения нет – это ваше право, это ваше дело, никто насильно вашего ребенка не может крестить, даже ваша мама.
– Когда вообще лучше крестить ребенка? В младенчестве, чтобы он сразу был приобщен к Церкви, или в более сознательном возрасте, когда он будет осознавать, что с ним происходит и когда это будет его собственный выбор?
– Это все вопросы от людей, которые не совсем уверены в жизни и не совсем понимают, какое место они в ней занимают. Они видят, что все вокруг крестят детишек, и им становится неудобно от этого, и они придумывают себе всякие оправдания. Если вы, родители, считаете, что ваш ребенок будет православным христианином (кем он дальше станет – это дело его, но вы его попробуете воспитать в этом), то, конечно, вы его покрестите. А если вы осознаете, что учить вопросам веры ребенка не будете, то я бы посоветовал не кривить душой, не брать перед Богом ответственности и не обманывать никого. Тогда дайте ребенку адекватное понимание, что есть люди, которые считают, что все сотворил Бог, а есть люди, которые так не считают. Есть люди, которые верят в Бога, есть люди, которые верят в Сатану, а есть люди, которые верят в приметы. Пусть он это знает, пусть сделает свой выбор.
– Есть ли у нас в Воронеже воскресные школы? Чему там обучают? С какого возраста лучше отдавать туда ребенка?
– Воскресные школы у нас существуют практически при каждом храме. Придите, познакомьтесь со священником, с преподавателями, которые там есть. В одной школе один уклон, в другой – другой. Но, в общем-то, они все учат одному – азам православия.
– Недавно мы хотели покрестить ребенка, пришли в ближайший храм, а батюшка отказался нас крестить. Из-за грехов, из-за того, что в церковь нечасто хожу, молитв почти не знаю, в таинствах не участвую… Он устроил допрос минут на десять, выяснял, насколько я верующая… Обидно, что так отбраковали.
– Я понимаю ваши эмоции, но и вы поймите священника: да, действительно он выяснял, насколько вы и особенно ваша крестная - воцерковленные люди, – пояснил митрополит Сергий. – Нужно понимать ответственность перед Богом за то, что вы делаете. Если нет крестного и крестной, то крестить маленького человека нельзя. Мы крестим только потому, что крестные дают клятвенное обещание Богу, что воспитают этого маленького человека христианином. И если крестный неверующий или не знает ничего о вере – как он научит ей ребенка? Сейчас Церковь пошла в этом навстречу тем, кто желает крестить ребенка, и при каждом храме проводят такие беседы, где сообщают сведения о Церкви, о Боге, об обрядах. Никто за это оценки не ставит, но посещать эти курсы надо хотя бы для того, чтобы разбираться, куда вы пришли. Поэтому не обижайтесь.
– Посоветуйте, с чего начать религиозное образование ребенка? Какие детские книги о религии почитать?
– Я бы вам не советовал самостоятельно становиться воспитателем ребенка и читать ему какие-то книги. Лучше всего идите в храм, к священнику, если ваш ребенок теряется, стесняется – предварительно поговорите со священником. И исходя из понимания именно вашего ребенка и исходя из вашего понимания, священник порекомендует – что вам читать. У каждого свое понимание, свои интересы, и предложить одно решение для каждого невозможно. Литературы сейчас великое множество, и в зависимости от того, что вас интересует в вере в Бога, в Православии, священник посоветует вам что-то именно для вас.
– Если ребенок заявляет, что он атеист, нужно ли пытаться его перевоспитать? Сыну 15 лет, и мы всегда старались воспитывать его в православных традициях, но примерно год назад он стал отказываться ходить с нами в церковь, говорит, что ему это неинтересно, а недавно вообще заявил, что он атеист. Как вы посоветуете быть в такой ситуации?
– Вы упустили воспитание этого молодого человека. Да, возможно, он ходил с вами в Церковь, но присутствовал там только телесно. Значит, когда-то у него возник конфликт внутренний, вы его просмотрели, а теперь, когда он чувствует, что он может вам противопоставить свою позицию и не боится об этом заявить – это свидетельство очень больших упущений в воспитании вашего сына, не только в религиозном плане, но и вообще, потому что время, очевидно, ушло. Посоветуйтесь с педагогами, психологами, священниками, что сделать с этим человеком. Если он сейчас пойдет в отрыв и отрицание, он может набраться разных пороков, и вы можете вообще его потерять. Это очень серьезный симптом.
– У моего мужа умер брат. Помин сорока дней выпадает на 7 марта. Но уже будет Великий пост. Чем можно поминать? Говорят, что если будут мясные блюда, то этот помин неправильный?
– Действительно, это будет как раз первая седмица поста. Главное, что вам нужно сделать, чтобы его помянуть – это в ближайшую субботу сходить в храм и подать записочку, чтобы отслужили панихиду. Обед можете собирать, а можете ради поста и не собирать, это неважно. И уж конечно не надо превращать поминки в застолье, где все выпьют, пойдут разговоры. Если обед будете собирать в субботу, можете позволить себе только рыбу – ни сыра, ни мяса не надо.
– Хочу спросить про попрошаек, которые ходят по городу под видом монахинь. Мне в автобусе часто встречается такая дама, собирающая на восстановление храма, а когда ее спрашивают, что за храм, она выбегает из автобуса. Как вообще понять, это деньги действительно на храм собирают или на что-то другое?
– У нас есть такая бабушка, которая и к Андрею Малахову ездила на передачу, она действительно очень много собрала денег и храм, который у них в селе в Каширском районе восстановили, – это фактически было сделано на ею собранные пожертвования. Конечно, за это ей нужно поклониться, потому что она несет все скорби от этого дела. Но таких, как она, очень мало. Чаще это люди, которые собирают себе на жизнь, профессиональные попрошайки. Бывает и в Москве, и у нас, когда священник идет мимо такого попрошайки и видит, что они собирают якобы на его же храм. Спрашивает, кто благословил, – говорят, что отец настоятель. И когда выясняется, что настоятель перед ними, то попрошайки убегают. Но с этим мы ничего поделать не можем, это просто срез нашего общества.
– Я звоню из Землянска, у меня такой вопрос: отец Андрей, настоятель нашей церкви, собирает деньги вроде бы на колокола. И велел по 1000 рублей с каждого дома собрать. А кто 500 рублей дает – они не берут. А если у меня нету больше, я пенсионерка, что я могу сделать?
– Требовать с вас деньги никто не имеет права – ни отец Андрей, ни кто-либо другой. Это ваше доброе дело, хотите – давайте, хотите – не давайте. Если к вам кто-то пристает и требует денег, я разберусь с этим. Но тут расчет простой: Землянск – небольшое поселение, и, видимо, отец Андрей подсчитал, сколько стоит набор колоколов и сколько надо собрать с каждого дома, чтобы эту сумму найти. Больше денег взять им неоткуда. Люди-исполнители разные бывают, и вы должны это учитывать – это же ваши соседи, знакомые. Выскажите им все. А если хотите дать 500 рублей – никто не имеет права у вас их не принять, хотите – дайте 100 рублей, не хотите – вообще не давайте, это ваше дело, никто вас не осудит, и вы из этого трагедию не делайте.
– В новостях прошла информация, что на роспись Благовещенского собора собрали 6 млн рублей, а всего требуется 150 млн. Означает ли это, что роспись собора может стать «долгостроем», как когда-то сам собор? Или у епархии есть какой-то дополнительный источник финансирования, который позволит завершить эти работы раньше?
– Никаких побочных источников финансирования у епархии нет. Мы живем только на пожертвования прихожан. И поэтому мы в свое время создали для строительства собора благотворительный фонд (Фонд святителя Митрофания – Ред.), который работает со спонсорами, в том числе крупными. Сейчас время для сбора денег трудное, но мы надеемся, что в течение двух лет фонд найдет нужную сумму. Эта проблема поднималась с 2003 года. Тогда суммы были гораздо меньше, сейчас в связи с инфляцией они уже совсем другие. Если бы тогда всем миром собрали хотя бы по 500 рублей, собор уже давно был бы закончен. Но мы не можем принуждать людей жертвовать эти деньги. Когда дело касается благотворительности, например, сбора средств для детей, мы стараемся как-то стимулировать людей: устраиваем какие-то концерты, детей организуем, но на собор собрать гораздо труднее. Собрали шесть миллионов, но, честно говоря, большая часть этой суммы – деньги священников и работников епархии, преподавателей семинарии, а также сотрудников отдельных светских учреждений, которые пожертвовали довольно крупные суммы единовременно. Мы будем продолжать говорить с прихожанами о пожертвованиях на роспись собора, но это всегда очень сложно.