Минимум на 20%. Воронежские автоэксперты спрогнозировали подорожание ОСАГО
Стоимость полисов может вырасти из-за изменения базовых страховых тарифов.
Евгения Полухина, 28 июня 2018, 16:51
К 31 августа 2018 года в России могут измениться базовые тарифы полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Центробанк анонсировал реформирование системы в начале июня. Проект закона стал первым шагом к освобождению тарифов от госрегулирования.
Предполагается, что новая система сделает цену полиса более справедливой. Однако независимые автоэксперты считают, что изменения – очередная победа страхового лобби, а новые тарифы неминуемо приведут к росту стоимости ОСАГО практически для всех водителей. В подводных камнях реформы разобралась корреспондент РИА «Воронеж».
Как изменятся тарифы?
Согласно проекту, верхние и нижние пороги значений базовых тарифов изменятся на 20%. Это коснется всех категорий транспортных средств, за исключением мотоциклов и автомобилей юрлиц. Минимальный тариф для легковых автомобилей снизится с 3 432 до 2 746 рублей, максимальный возрастет с 4 118 до 4 942.
Для мотоциклов нижний порог уменьшится с 867 до 694, верхний – с 1 579 до 1 407 рублей. Для легковых авто мобилей юридических лиц минимум сократился с 2 573 рублей до 2 058, максимум – с 3087 до 2911 рублей.
Изменятся и коэффициенты, учитывающие возраст и стаж водителей. Автостраховщики называют это балансом между различными категориями водителей: якобы более опытные ведут себя на дорогах адекватнее, чем молодые.
Сейчас действуют четыре градации. Для водителей в возрасте до 22 лет со стажем вождения до трех лет применяется коэффициент 1,8. Для водителей с таким же стажем, но старших по возрасту — 1,7. Для автовладельцев моложе 22 лет, но с опытом более трех лет — 1,6. Для водителей постарше с большим стажем коэффициент составляет 1.
Изменения предполагают введение 50 градаций по стажу и возрасту. Например, самый высокий коэффициент установят для водителей в возрасте 16–21 год со стажем вождения до двух лет (1,87), для неопытных водителей 22–24 лет — 1,77, для водителей от 30 лет и старше без стажа — 1,63.
Максимальную скидку (4%) предоставят автовладельцам в возрасте от 35 лет со стажем более пяти лет или от 40 лет со стажем от трех лет. Сейчас подобные скидки не предусмотрены.
Пока КБМ (коэффициент, по которому водители получают скидку за безаварийную езду, а за ДТП, наоборот, доплачивают) рассчитывается на дату окончания действия последнего полиса. После введения изменений накопительный период сократится до одного календарного года. Страховщики полагают, что этот подход позволит сделать стоимость полиса более справедливой для каждого водителя.
Центробанк оставил эти показатели без изменений. Как отмечают эксперты, они рассчитываются в зависимости от уровня жизни в каждом регионе, плотности населения и количества автомобилей. В Воронеже территориальный коэффициент составляет 1,5.
В чем плюсы нововведений?
Одним из основных плюсов страховщики называют индивидуальный подход к каждому автовладельцу при расчете цены ОСАГО.
Евгений Попков, начальник отдела маркетинговых исследований СК «Макс»:
По мнению директора ООО «Зетта Страхование» в Воронеже Ивана Маликова, расширение тарифного коридора «позволит страховым компаниям эффективно конкурировать между собой и предлагать доступный тариф, выгодный как им самим, так и автомобилистам».
– Реформа ОСАГО назрела давно, и сейчас Центробанк РФ объявил о старте первого этапа преобразований, – отметил Маликов. – Реформа не предполагает увеличения средней стоимости полиса – речь идет только о перераспределении нагрузки между отдельными категориями водителей и расширении коридора тарифных возможностей страховщиков с тем, чтобы предложить каждому автомобилисту справедливую стоимость ОСАГО, соответствующую стоимости риска по его транспортному средству. Второй этап реформы предполагает полную индивидуализацию тарифа для каждого автовладельца. На третьем этапе страховщики получат возможность устанавливать собственные тарифы.
Как считает сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков, с введением изменений страховые компании перестанут чинить препятствия при покупке ОСАГО и навязывать дополнительные услуги. Пока страховщики неохотно продают полисы, многие компании устанавливают лимит на продажи в день – автомобилистам приходится занимать очередь с раннего утра, а то и ночью.
Почему ОСАГО может подорожать?
После нововведений любое мелкое ДТП, по сути, лишит автомобилиста всех бонусов за годы безаварийной езды. Можно предположить, что после введения изменений «аварийных» водителей станет в разы больше, а значит, ОСАГО для большинства автомобилистов вырастет в цене.
Николай Киселев, председатель реготделения Комитета по защите прав автомобилистов:
Автоэксперты считают, что нижний предел цены полиса (2 746 рублей) – иллюзия, и раз есть высший предел (4 942 рубля), то страховщики будут рассчитывать цену ОСАГО именно по нему. Таким образом, стоимость полиса повысится минимум на 20%, а из-за этого возрастет число отказов от ОСАГО. Люди начнут ездить без страховки на свой страх и риск.
Однако власти уже придумали, как бороться с отказниками. Федеральные СМИ со ссылкой на директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева сообщили, что с сентября 2018 года в Москве начнут применять фотовидеофиксацию для выявления машин без полиса ОСАГО. Все автомобили, проезжающие под камерами, станут проверять по информационным системам ГИБДД и ОСАГО. Нарушитель, не продливший полис, будет получать, предположительно, по штрафу в сутки. Пока размер штрафа составляет 800 рублей, но в Госдуме уже звучат предложения «повысить ответственность».
Эксперты указали еще на один минус возможных изменений. По мнению некоторых автоэкспертов, градация «молодой водитель» и «опытный водитель» несправедлива: человек мог получить права и много лет ими не пользоваться, тогда как другой каждый день водил автомобиль, к примеру, на протяжении двух лет.
Юрий Новиков, сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт»: