Михаил Горевой: «Такое количество цветов, которое нам подарили в Воронеже, наверное, будет только на похоронах»
Известный актер и режиссер вспомнил, сколько нервных клеток потерял во время «газовой атаки» в свой прошлый приезд в Воронеж.
Наталья Трубчанинова, 4 октября 2013, 12:15
2 октября на сцене Воронежского концертного зала давали «Жестокий урок» по одноименной пьесе Валентина Красногорова. Спектакль о социальных и психологических корнях жестокости поставил в «Современном театре антрепризы» известный актер и режиссер Михаил Горевой, он же сыграл в нем главную роль – профессора Кольцова, ученого-психолога.
По сюжету профессор университета ставит жестокий научный эксперимент на своей ассистентке (актриса Линда Нигматулина), а помогают ему истязать ни в чем не повинную женщину два студента – Кира (Настя Задорожная – «Клуб», «Любовь в большом городе») и Миша (Аристарх Венес, звезда сериалов «Кадетство», «Кремлевские курсанты»). Цель эксперимента – узнать, как далеко может зайти человек, если у него есть шанс переложить моральную ответственность за неоправданную жестокость на другого. Привязанную к креслу ассистентку студенты заставляют выучить отрывок из Шекспира, а при малейшей ошибке пропускают через женщину разряд тока. При этом с каждым новым ударом его сила возрастает, начиная с просто неприятных (20 вольт) и заканчивая смертельными (300 вольт). От боли подопытная изгибается на стуле и бьется в конвульсиях, затем умирает.
Финальный монолог герой Горевого произносит под жуткие кадры документальных хроник. Видео жестоких пыток в Освенциме, издевательства фашистов над детьми, расстрел военнопленных, атака террористов на башни-близнецы, беспорядки на Манежной площади… Многие зрители, не выдержав чудовищного видеоряда, опускали глаза или вовсе отворачивались от сцены… Но из зала никто не вышел, а под занавес публика устроила актерам продолжительную овацию.
После спектакля Михаил Горевой, очень довольный приемом публики, рассказал РИА «Воронеж», почему так боялся разочаровать нашего зрителя. Дело в том, что в 2005 году другая его постановка - «Люди и мыши» с Александром Балуевым и Михаилом Ефремовых в главных ролях, наделала в Воронеже много шума. Виной тому стала отнюдь не игра актеров, а странное ЧП, случившееся в театре оперы и балета прямо во время действия.
По сценарию, герой Михаила Ефремова должен был застрелить на сцене собаку из бутафорского пистолета. Но после выстрела по залу начал распространяться удушливый запах, зрители стали чихать и кашлять, началась паника, люди в ужасе стали разбегаться. На место ЧП тут же приехали МЧС, машины скорой помощи и полиция. По версии сотрудников ГУВД по Воронежской области, Михаил Ефремов перепутал пистолеты и вместо бутафорского взял свой газовый, в котором, по непонятным причинам, оказался не шумовой патрон, а газовый. Но кто и почему устроил «газовую атаку», представители правоохранительных органов так и не выяснили.
– Обидно, что все как всегда свалили на Михаила Олеговича, – комментируя тот инцидент, вступился за друга и коллегу Михаил Горевой. – Это все придумки! Откуда у Ефремова мог взяться газовый пистолет, если он в тот момент был на сцене вообще без какого либо оружия? У него даже ножа не было. Ефремову в принципе ничего острее красного перца в руки давать нельзя, он и сам это знает, потому и не берет. Мы с ним однокурсники, знаем друг друга всю жизнь, я за него поручиться могу. Прекрасно понимаю, что почувствовали тогда зрители. Но и для нас, актеров, поверьте, это было сильное потрясение. Помню, когда это случилось, я вышел на сцену и впервые в жизни не мог сказать ни слова. Стою и воздух ртом ловлю… Мишка в шоке… По залу только и слышно стук каблуков – народ разбегается… А через 20 минут, когда помещение проветрилось, зрители вернулись, мы доиграли спектакль с того места, где закончили. И такие овации были, такое количество цветов, мама дорогая! Я своим артистам говорил: «Ребят, в следующий раз у вас такое количество цветов на похоронах только будет!» Вы можете себе представить, зрители не обиделись, не понеслись сдавать билеты, а, напротив, за эти 20 минут сбегали на рынок и купили цветы. Видимо, за мужество наградили нас... И главное, никто из моих звезд - ни Ефремов, ни Балуев - ни слова не квакнули! То есть, все повели себя достойно – и зрители, и артисты. Даже ФСБшники, которые, пока ребята доигрывали спектакль, переговаривались за кулисами во весь голос, потом перешли на шепот…
Михаил Горевой признался, что эту историю он теперь часто рассказывает в других городах и ставит воронежскую публику в пример. Также режиссер поведал, как ему удается со своим «Современным театром антрепризы» держаться на плаву, в то время когда даже государственные театры жалуются на недостаточное финансирование:
– А вот мой театр прекрасно живет 17 лет, и слава Богу! Мы «отутюжили» всю нашу страну, я имею в виду СССР, вдоль и поперек по множеству раз. И не только нашу. За рубежами были, за границами, сейчас опять в Америку собираемся. Миллионы людей посмотрели мои спектакли, и государству до этого нет дела. В чем секрет успеха? А в том, что я не позволяю себе целовать кого-либо в поясницу и ниже, и я не ворую денег. У себя, что ли, воровать? Из одного кармана в другой перекладывать? Я, наоборот, вкладываю. Ненавижу коррупцию, в морду готов дать всем этим театральным нуворишам!
О том, с каким трудом зарабатывается хлеб насущный, Горевой узнал, когда в середине 90-х жил в Америке:
– Так как по природе своей я очень любопытный энергичный человек, то решил сунуть нос туда и узнать, как оно там все устроено. И завис на три с половиной года. Работал официантом, сиделкой у какого-то придурка, пиццеделкой, уборщиком, строителем, артистом. Благодаря тому невероятному опыту у меня появились силы и какие-то знания в голове, позволившие мне сделать свой театр. Не было бы Америки, не было бы всех этих лишений, ничего бы не вышло! И так как я русский человек, я люблю русского зрителя прямо до дрожи, я вернулся на родину.