Метафоры и контрасты. Что посмотреть на выставке «Политэкология» в Воронеже
Редакция РИА «Воронеж» выбрала самые символичные работы.
Ксения Аносова, 7 октября 2016, 11:10
Философская выставка «Политэкология» московского художника и кинооператора Андрея Пашкевича открылась в воронежском музее имени Крамского в четверг, 6 октября. Выставка, приуроченная к Году российского кино, будет работать до 6 ноября.
В экспозицию вошло 60 работ автора, большая часть из них относится к политической теме, остальные полотна – абстрактная живопись, в них художник отразил интерес к категориям пространства и движения. Картины из серии «Политэкология» – философское осмысление политических и социальных событий в стране во времена перестройки и в постперестроечный период. Под некоторыми работами присутствуют комментарии художника.
По просьбе редакции РИА «Воронеж» вдова художника, Грет ван Хаелст, выбрала картины, наиболее полно отражающие символы того времени.
«Спаси и сохрани», 1990 год
Картина демонстрирует контрасты как в смысловом, так и в цветовом плане. Темные старческие руки, держащие православный крест, возвышаются как монумент на фоне роскоши Георгиевского зала Кремля.
– Это время после распада СССР. Люди страдали от того, что им нечем больше жить. И вот у них пенсионная книжка и жалкие деньги. Изображен роскошный Георгиевский зал, а люди очень страдали. Он хотел показать этот контраст роскоши и отчаяния, – говорит Грет ван Хаелст.
«Обманутая Россия», 1992 год
Еще одна картина, которую можно прочесть как текст. В ней автор использует доступные для понимания метафоры: ружье и водка – отчаяние, ваучер – обман, икона и портрет Сталина – исчезнувшие идеалы, нравственные ориентиры.
– Очень значимая картина «Обманутая Россия». Она насыщена деталями. Во-первых, на ней есть ваучер, а это обман был тогда, но люди этого не поняли. Он изобразил, как человек сидит без головы – как бы Россия без головы. Но там есть икона и по старым привычкам портрет Сталина. Для этой работы характерны мрачность, серые тона, – замечает жена художника.
«Натюрморт с яйцом», 1995 год
Сюжет демонстрирует нереальное появление Бориса Ельцина, первого президента России, из яйца. Элемент фантастики придает картине иронический подтекст.
– А вот здесь уже есть надежда. Эта картина немного повеселее. Яйцо лопнуло, и оттуда появился Ельцин. Это было в 1995 году, тогда были большие надежды, что что-то случится и все повернется к лучшему. Эпоха Горбачева уже кончилась, люди бедные, еще сидят на хлебе и воде, но там, в тени, начинается формироваться СНГ. С одной стороны – распад, но с другой – сохранение дружеских отношений между союзными республиками, – размышляет Грет ван Хаелст.
«Реставратор», 1990 год
Первый портрет Михаила Горбачева кисти Андрея Пашкевича. Посетители выставки смогут увидеть под картиной комментарий автора. Пашкевич описывал замысел работы так: «...я хотел изобразить Горбачева как реставратора, в его кремлевском кабинете: он открывает холст, снимает краску с портрета Ленина, а под ним находит изображение Николая II, его парадный портрет – так мне хотелось показать переосмысление времени через фигуру Михаила Сергеевича».
– Картина с Горбачевым выражает надежду, что он будет что-то делать, он смотрит в окно и он хочет что-то изменить. По своей сути это позитивная картина, – говорит Грет ван Хаелст.
Триптих «Экология» (первая и третья часть композиции – 1989 год, вторая – 1995 год)
Философский триптих повествует о судьбе великих держав. Первыми частями композиции стали «Москва» и «Ленинград», завершился триптих картиной земного шара на грани гибели.
– Андрей Пашкевич написал сначала Москву, которая тонет или возрождается, и это приобретает двойной смысл. И над этими храмами вдаль улетает самолет, потому что там что-то такое бурлит, что, возможно, лучше улететь. То же самое потом в Петербурге, там больше нет ничего, осталась только пустыня, люди покинули его. А затем он дополнил эту тему третьей картиной, где весь мир крутится-вертится, там все уже рушится, каркас его трещит по швам. Мы не знаем, куда мы идем, и последний паук покидает этот мир. Это такой страх. Есть картины, где есть надежда, а где больше переживаний, – рассказывает Грет ван Хаелст.
Справка РИА «Воронеж»
Андрей Пашкевич (1945 – 2011) родился в Москве в семье ведущего художника-постановщика киностудии имени Горького. Окончил ВГИК с дипломом кинооператора и несколько лет посещал курсы рисования народного художника Юрия Пименова. В художественном кино Андрей Пашкевич известен как оператор фильмов «Еще люблю, еще надеюсь», «Мы жили по соседству», в документальном кино – «Мой друг Отар Иоселиани», «Персонажи из деревни Перемилово».
Пашкевич был членом Международной федерации художников (IFA) и принимал участие в российских и международных выставках.