Меловой и бумажный мультфильмы. Чему научили воронежцев столичные художники

Два способа сделать свою анимационную историю в домашних условиях.

Анастасия Сарма, 29 февраля 2016, 19:00

Анастасия Сарма

Образовательный проект «Мастерские БФМ» состоялся в Воронеже в выходные, 27 и 28 февраля, в рамках анимационного смотра «Большой фестиваль мультфильмов» (БФМ). Художники-мультипликаторы показали, как нарисовать мультфильм мелом и создать бумажную анимацию для «телевизора XIX века». Корреспондент РИА «Воронеж» записала главные тезисы мастер-классов.

Как снять мультфильм на школьной доске

Московский аниматор Мария Конева показала, как создавать мультфильмы из мела. Меловая анимация – это не распространенная техника, а, скорее, эксперимент. Требуется лампа для освещения, цифровой фотоаппарат, штатив и компьютер для монтажа. Мультяшный сюжет разворачивается на школьной доске, которую можно изготовить самостоятельно. Возьмите кусок фанеры, покрасьте его краской для меловых досок – через сутки доска готова.

Материал для покадрового рисования может быть любым. Рисовать можно не только мелом на доске, но и маркером по стеклу, краской на стене – все зависит от фантазии автора.

 
  Главный секрет в том, что в мультиках движения нет. Вам показывают множество неподвижных картинок, а мозг приходит к выводу, что картинки движутся. Человек, который смотрит телевизор, видит 24-25 кадров в секунду. Но в анимации из-за того, что движение там более условное, мультяшное, на одну секунду может приходиться как 24, так и 12 кадров. Мы будем под камерой создавать иллюзию движения при помощи мела. Выбрали его потому, что это симпатично смотрится, быстро рисуется и стирается,
Мария Конева

художник-аниматор

Раскадровка

Мультик всегда начинается с раскадровки – последовательности кадров, которые показывают, как развивается сюжет мультфильма. С раскадровки начинается не только процесс создания мультфильмов, но и игровых фильмов с актерами. Это облегчает процесс монтажа.

 
 

Рисование и покадровая съемка

Закрепляем камеру на штатив. Снизу под ней – доска, где разворачивается действие мультфильма. Мультфильм состоит из множества фотографий. Это кадры, поэтому мультфильм называется покадровой съемкой. На каждое простое движение персонажей необходимо сделать минимум два-три кадра.

– Сюжет мультфильма прост: рука дергает за веревочку, загорается лампочка. Нарисовали – фотографируйте. В следующем кадре лампочка уже «ярче», рука опускается. Снова фотографируем. В следующем кадре лампочку закрасили, чтобы она разгорелась. Снова фотографируем. Лампочку оставляем на том же месте. Рисуем свет – лучи, которые идут от лампочки. На свет летят бабочки. В конце камера отъезжает в сторону – все это оказывается за окном, а потом отъезжает еще дальше, и зритель видит домик, – объясняет мастер.

Бабочек Мария выбрала потому, что их легко двигать из-за простых форм – у них нет ножек, они не ходят. По той же причине можно нарисовать рыбок, которые перемещаются просто, – их нужно лишь нарисовать в другом месте. Лучики тоже двигаются просто.

– Как «порхают» бабочки на нарисованной мелом поверхности? Очень просто – они стираются тряпкой. Не забудьте закрашивать мелом то место, откуда бабочка улетела. Бабочки не должны возникать в разных местах – так мы не сможем обмануть наш мозг. Чтобы его обмануть, бабочки должны передвигаться плавно, на небольшом расстоянии друг от друга. Причем они должны быть одинаковой формы. Но можно усложнить задачу, нарисовать бабочек в движении. Сначала со сложенными крыльями, потом – с распахнутыми.

 
 

В интернете есть множество программ для монтажа анимационного фильма в технике Stop Motion. Это одна из самых первых техник анимации, которая использует последовательные кадры статичных объектов, двигая их и превращая, казалось бы, обычный фотоальбом в анимированную историю.

 
 

Как снять бумажный мультфильм для «телевизора XIX века»

Медиаархеолог, дизайнер и коллекционер оптических игрушек XIX века, которые предшествовали появлению кино и анимации, Федор Михайлов рассказал, как создать бумажный мультфильм для зоетропа.

 
 

Что такое зоетроп?

Зоетроп в переводе с древнегреческого означает «колесо жизни». Это крутящийся барабан с прорезями, внутри которого последовательность картинок на ленте превращается в мультфильм. Зоетроп был изобретен в Англии в 1834 году, запущен в массовое производство в США в 1860-х. Он стал самым популярным способом просмотра мультфильмов вплоть до появления кино, а сегодня остается любимой оптической игрушкой.

Как работает зоетроп?

Зритель заглядывает внутрь крутящегося барабана через щелочки. Сквозь каждую пробегающую перед глазами прорезь видна картинка напротив, а непрозрачные промежутки скрывают от зрителя момент смены кадров. На одном и том же месте быстро сменяют друг друга последовательные кадры. Так возникает иллюзия движения.

Где взять зоетроп?

В магазинах Воронежа зоетропов не продают. Купить набор для сборки чудо-барабана можно по интернету.

 
 

Зоетроп можно изготовить в домашних условиях. Например, из детского волчка. К слову, советские школьники знали, как изготовить чудо-барабан «на коленке» из учебника Якова Перельмана «Занимательная физика». Подробнее – здесь.

– Вращение барабана настолько быстрое, что мы перестаем видеть деревянные дощечки, а промежутки между ними сливаются в одну картинку, – пояснил Федор Михайлов. – Секрет в том, что через каждую прорезь в каждый момент мы видим картинку напротив нее. А когда перед нами мелькает дощечка, она очень выгодно загораживает момент, когда один кадр успевает перескочить на место предыдущего. Благодаря такой дискретной смене кадров – своеобразными вспышками – они могут сливаться в мультфильм. Если нет плавной смены кадров, все сливается в одну большую «кашу». Именно для этого нам необходимы щелочки на равных промежутках друг от друга. Их количество должно соответствовать количеству кадров.

Рисование кадров

Чтобы «телевизоры XIX века» заработали, нужно создать бумажный мультфильм. Для этого возьмите бумажную ленточку, разделите ее на 12 кадров – по числу прорезей на барабане. Самый простой сюжет для мультфильма – прыгающий мячик или прыгающая через обруч собачка.

– Цвета должны быть яркими, фигуры – плотными, изменения – маленькими. Начальный кадр должен приходить к последнему, он должен быть похож на него. Чем меньше изменений, тем плавнее движения героя мультфильма, – объясняет Федор Михайлов.

Когда мультфильм на бумажной ленточке готов, вставьте его в зоетроп, раскрутите барабан и подсветите его сверху фонариком. Осталось прильнуть к прорези и смотреть получившуюся историю.

 
 

Контекст

Мастер-классы по анимации традиционно проходят в Воронеже в рамках Большого фестиваля мультфильмов. В 2015 году проходил мастер-класс художника и режиссера, заведующего отделом пластилиновой анимации студии «Пилот» Сергея Меринова. Он рассказал о пластилиновых розыгрышах на студии и показал детям, как снять мультфильмы из пластилина в домашних условиях. Большой фестиваль мультфильмов – крупнейший российский смотр анимации. Фестиваль организован при поддержке правительства Москвы, Фонда Михаила Прохорова, а также при участии российских и зарубежных компаний, посольств, культурных центров. Основная программа фестиваля проходит в Москве, позже лучшие фильмы программы показывают в регионах.
На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.