Мечты о квартире. Как выпускники домов-интернатов в Воронежской области судятся за жилье
Истории четырех сирот.
Ольга Боткина, Виктория Лушина, 26 декабря 2018, 14:00
В Воронежской области около 3 тыс. детей-сирот ждут получения жилья от государства. Очередь продвигается медленнее, чем того хотят ждущие квартир. Четыре выпускника домов-интернатов обратились в редакцию РИА «Воронеж» с одинаковой проблемой – даже выиграв суды, они не могут получить жилье, которое им обязаны предоставить после выпуска из учебного заведения.
«Начала из-за сына»
Государство обязано обеспечить сироту, которому негде жить, жильем после 18-летия. На практике очередь большая, получить квартиру быстро шансов мало.
Екатерине Лежениной 20 лет. Девушка стоит в очереди на жилье с 2014 года.
После выпуска из Богучарского дома-интерната в 2016 году она сразу задумалась о собственной квартире. Екатерина регулярно ходила в департамент соцзащиты Воронежской области, но ей стандартно отвечали: «Ждите своей очереди». В это время девушка училась на химика в техникуме и жила в общежитии. Екатерине посоветовали подать в суд. Тогда выпускница интерната сходила в приемную «Единой России», чтобы ей помогли составить иск, собрала документы и отправилась в Центральный райсуд.
В июне 2017 года Екатерина Леженина выиграла суд, департамент соцзащиты обязали предоставить ей жилье. Чиновники попытались оспорить это решение, но в сентябре 2017 года облсуд также решил дело в пользу Екатерины. После этого «квартирный вопрос» выпускницы интерната должны были решить в течение трех месяцев.
– Я ходила в соцзащиту уже беременная. Доказывала, что у меня скоро будет ребенок. Пока живем у родственников гражданского мужа, они берут с нас хоть и небольшую, но плату. В марте 2017 года писала письмо президенту. Я жаловалась, что нахожусь на грани отчисления: с ребенком сложно появляться на учебе, не каждый преподаватель войдет в мое положение. Кроме того, из-за сына я пропустила учебную практику и в итоге не смогла выйти на производственную. Сейчас учусь в колледже в Новой Усмани, – рассказала Екатерина Леженина.
Выпускнице интерната обещали дать квартиру в сентябре 2018 года. Потом сроки перенесли на начало ноября, а затем – на декабрь. Последний раз Екатерина была в департаменте в начале декабря, ей пообещали ключи в январе-феврале 2019 года. Точной даты нет.
Чиновники настаивают: даже с ребенком молодую женщину обязаны пустить в учебное общежитие в Новой Усмани. Но Екатерина Леженина не пробует туда попасть, так как понимает, что малыш будет мешать другим учащимся. Положенную по закону компенсацию в 10 тыс. рублей в месяц на съем жилья выпускница интерната тоже не может получить. По словам Екатерины, у нее закончилась временная регистрация, когда она ушла из общежития техникума. Из-за этого молодая мама не может получить и детские пособия.
– Я начала все это из-за сына. Стараюсь добиться, звоню по всем номерам, хожу, спрашиваю. Соцзащита уже стала как второй дом. Общаюсь с педагогами из интерната: из моего класса (15 человек) никто не получил квартиры и даже не пытается, – говорит Екатерина.
Свое жилье
Выпускница воронежского дома-интерната №1 Мария Долгих задумалась о жилье после последнего звонка. Девушка поступила в колледж на улице 9 Января и учится на воспитателя детского сада. От учебы ей предоставили общежитие, в комнате – по три человека.
Обратиться в суд 18-летней девушке посоветовали старшие товарищи, которые уже прошли этот путь.
– В интернете я нашла юриста из Москвы. У него самого трое детей, он бесплатно помогает сиротам. Мне он составил исковое заявление, объяснил, какие бумаги собрать, куда идти. А так бы пришлось заплатить 20-25 тыс. рублей. Суд я выиграла 15 октября 2018 года, но квартиру пока не дали. Учиться осталось еще два года. Очень хочу, чтобы после окончания колледжа у меня было свое жилье. Чтобы было понятно, куда идти, – рассуждает Мария.
Ее подруга Элеонора Милютина только собрала документы для суда, но тоже мечтает о собственном угле.
– Я живу в самых лучших условиях с приемными родителями, – гордо заявляет девушка. – Но все равно мечтаю о своей квартире, хочу начать жить одна. Квартиру получу, наверное, через год. Мне уже будет 19 лет, буду справляться – готовить, платить за коммуналку.
Девочки рассказывают, что такая же ситуация с жильем почти у всех их знакомых из интерната. Сразу после выпуска квартиры получали несколько лет назад. Так повезло выпускникам только одного года, остальные ждут своей очереди.
В интернате поясняют: как только ребенок поступает в их учреждение, проверяют, какая у него ситуация с жильем. Раньше на очередь ставили после 14-летия, теперь стараются сделать это раньше, чтобы у воспитанника был шанс получить квартиру. Ситуация осложняется тем, что имеющих право на квартиры много. Каждый знает свой порядковый номер и может следить за продвижением. Однако молодые люди жалуются: бывает, что время идет, а ты оказываешься в очереди дальше, чем был.
«Могу рассчитывать только на комнату в общежитии»
Денису Соловьеву из Острогожского района 19 лет. Он родился на хуторе Растыкайловка. Родители пили, мальчика забрала к себе бабушка. После ее смерти ребенок провел 12 лет в Острогожском интернате, затем Дениса взяла под опеку тетя. Когда парню исполнилось 18 лет, он оказался без крыши над головой. В Растыкайловке, где прописан Денис, сейчас живет лишенный родительских прав отец.
Парень попробовал там ночевать, но, по его рассказу, однажды в пьяном угаре родитель кинулся на него с ножом.
В очереди на получение жилья Денис на 2215 месте. Молодой человек подал в суд, и 20 июня 2018 года вступило в силу решение о предоставлении жилья.
– Пока квартира не получена, мы предоставляем денежную компенсацию на аренду жилья в любом городе нашей области, будь то Воронеж или Острогожск, до 10 тыс. рублей в месяц. Для этого необходимо заключить договор найма жилья с собственником, предоставить его в местное управление соцзащиты. Через месяц компенсация будет выплачена. В дальнейшем совершеннолетний сирота получает квартиру сначала по договору найма на пять лет. Дело в том, что в 80% случаев, когда сразу оформлялась собственность, квартиры эти продавали нечестным людям, потому что, как правило, социальная адаптация у детей, лишенных семьи, страдает. Они плохо знают законы, по которым живет реальный мир. А за эти пять лет у человека происходит взросление, становление и понимание. И тогда он уже оформляет жилье в собственность, – рассказал руководитель отдела предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента социальной защиты Воронежской области Евгений Жданов.
По словам Дениса Соловьева, трудность заключается в том, что никто не хочет заключать с ним официальный договор аренды. Для многих сам факт, что квартирант – сирота, уже повод отказать. Квартиру на момент публикации молодой человек еще не получил, хотя по решению суда жилье ему должны предоставить вне очереди.
– Я решил сам поехать в Воронеж в департамент соцзащиты. Там меня приняли, но сказали, что я получу жилье в 2019-м или даже 2020 году. А пока я могу рассчитывать только на комнату в общежитии Острогожского многопрофильного техникума, где сейчас учусь на мастера-строителя, с другими студентами, – рассказал Денис.
Почему ждут жилья после судов
В пресс-службе правительства Воронежской области длинные очереди на получение жилья объясняют изменениями в законодательстве. Раньше выпускники интернатов могли рассчитывать на жилье, пока им не исполнится 23 года. Теперь же люди стоят в очереди, пока им не выдадут квартиру.
– Из-за изменения федерального законодательства, начиная с 2013 года, в четыре раза увеличился контингент детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. В частности, такое право получили дети-сироты независимо от возраста до их фактического обеспечения жильем. Из-за этого расходные обязательства области существенно увеличились без соответствующей компенсации из федерального бюджета, – рассказали в пресс-службе правительства региона.
В пресс-службе также отметили, что для снятия социальной напряженности в сложившейся ситуации дети-сироты, нуждающиеся в жилье, при обращении получают компенсацию за съем жилья до момента, когда им выдадут квартиры. Сейчас на учете в Воронежской области состоят 6203 человека. Из них 2070 человек имеют право на предоставление жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда социального использования Воронежской области, 4133 человека (дети-сироты) – из специализированного жилищного фонда Воронежской области.
По данным на 1 октября 2018 года, на жилищном учете в Воронежской области стоят 4133 человека. Из них 3063 (74,1%) имеют право на получение жилья. В 2017 году квартирами обеспечили 116 детей-сирот, в 2018 году – 145.
В департаменте соцзащиты региона объяснили, почему выпускники интернатов ждут жилья даже после решений суда:
– В настоящий момент у нас 482 вступивших в законную силу и пока не исполненных решений суда. Департамент уже заключил контракт на 237 квартир. Их оформят в собственность и предоставят в исполнение решений суда в начале 2019 года. В следующем году из федерального бюджета региону выделили около 115 млн рублей, а из областного бюджета – 75 млн рублей. Всего 190 млн рублей. Мы работаем над тем, чтобы увеличить эту сумму. Изначально в 2018 году денег выделили примерно столько же, но по решению губернатора Воронежской области дополнительно выделили еще 300 млн рублей. На эти средства и приобрели квартиры для исполнения судебных решений. Ситуация складывается так, что выигравшие суды получают преимущество перед остальными. Если мы предоставим квартиру человеку, годами ждавшему очереди, когда есть неисполненные решения суда, то нарушим закон. За это для должностных лиц предусмотрена ответственность вплоть до уголовной, – пояснил Евгений Жданов.
По словам руководителя отдела в департаменте соцзащиты, в 2019 году порядок предоставления жилья изменится. На квартиры для исполнения судебных решений будут тратить только дополнительно выделенные средства.
Как должно быть
По закону, государство должно предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, квартиры и жилые дома из специализированного жилищного фонда. При этом запрещено решать квартирный вопрос детей-сирот за счет комнат в коммуналках. Норму по метражу устанавливают органы местного самоуправления. Например, в Воронеже по решению гордумы от 7 июля 2005 года, это 18 кв. м общей площади на человека.
Когда детям исполняется 14 лет, их ставит на учет департамент соцразвития региона. Для этого уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства подает заявление о постановке на учет. Департамент принимает решение максимум до 30 календарных дней со дня подачи документов. Так чиновники формируют очередь из детей-сирот.
Когда подходит очередь получателя, департамент подписывает приказ. Сироте предоставляют жилье по договору соцнайма на срок не менее пяти лет: чтобы выпускник интерната не мог перепродать квартиру и не попался мошенникам. Через пять лет квартиры передают в бессрочное пользование. Жилье предоставляют в течение полутора месяцев после подписания приказа.