«Материал будущего». В Воронеж привезли выставку предметов из переработанного пластика
На экспозиции пройдут образовательные мероприятия.
Олеся Шпилева, 26 января 2020, 15:31
Экспозиция «Фантастик Пластик» открылась в выставочном зале на Кирова, 8 в пятницу, 24 января. Выставка из Московского музея дизайна будет работать в Воронеже до 7 февраля. Вход свободный.
В экспозицию «Фантастик Пластик» вошли предметы и изображения предметов, созданных из переработанного пластика или использованных повторно пластиковых вещей. На выставке можно увидеть работы более 30 дизайнеров из России, Нидерландов, Швейцарии, Финляндии, Бельгии, Австрии, Австралии, США, Великобритании, Италии и других стран.
В обзоре РИА «Воронеж» – самые интересные выставочные предметы из вторичного пластика.
Игрушки
Двое выпускников Нидерландского университета дизайна отправились в Кению и обнаружили там засоренные пластиком города. В тот момент в стране была буквально одна компания, которая собирала этот мусор и пыталась его перерабатывать. Специально для нее молодые голландские дизайнеры разработали технологию, с помощью которой из собранного пластика можно было делать такие машинки. Кроме этого, они создали ей рынок сбыта в Европе – сегодня эти машинки можно купить в дизайнерских и музейных магазинах, причем достать их непросто – сотрудники Московского музея дизайна очень долго не могли найти несколько экземпляров для своей коллекции. Сейчас на этом предприятии работают 11 кенийских семей, и весь доход от продажи игрушек поступает им. Пластик они по-прежнему собирают в обычных кенийских городах, которые сильно загрязнены.
– Из пластика можно сделать что угодно, единственное ограничение – это фантазия дизайнера, – рассказала куратор экспозиции, директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина.
Кроссовки
Это пример того, как с дизайнерами, работающими с переработанным пластиком, взаимодействуют крупные компании. Компания Adidas предложила знаменитому дизайнеру Стелле Маккартни разработать кроссовки, частично выполненные из переработанного пластика. Эта модель стала одной из первых на мировом рынке, после чего другие мастодонты модной промышленности тоже начали выпускать аналогичные вещи.
– Эти кроссовки такие же удобные и гигиеничные, как и привычные нам, но более ноские из-за прочности и износостойкости этого материала. И это еще один уровень экологичности, потому что срок службы такой обуви – длиннее, соответственно это избавляет нас от необходимости покупать новую пару, а значит, – чрезмерного потребления. При правильном подходе пластик – это материал будущего, – отметила Ольга Дружинина.
Сумки
Это работа российского дизайнера Саши Полярус, которая стала дизайнером совсем недавно. Во время чемпионата мира по футболу она работала в отделе рекламы крупной компании и занималась баннерами. Когда чемпионат закончился, у компании осталось невероятное количество баннеров, с которыми уже ничего нельзя было сделать – только отправить на свалку. Тогда Саша придумала шить из этих баннеров сумки. С тех пор она полностью поменяла профиль своей деятельности, рекламой она больше не занимается. Сегодня кроме использованных баннеров материалом для ее сумок также становятся старые велосипедные покрышки.
– Это немного другой подход – не переработка пластика, а его вторичное использование. Плотный материал баннеров оказался очень подходящим для изготовления сумок: он прочный, неубиваемый и почти вечный. Другой похожий проект швейцарских дизайнеров представлен на стенде: компания шьет сумки из тентов, используемых для обшивки кузовов грузовиков, – рассказывает Ольга Дружинина.
В Воронеже Саша Полярус прочтет лекцию «Осознанное потребление» во вторник, 28 января. Вход бесплатный по регистрации.
Черепица
Специально для Недели дизайна в Нидерландах создали павильон, собранный из предметов, взятых взаймы у жителей с условием возврата после окончания фестиваля. Все стены и внутренняя отделка были выполнены из таких материалов. А из такого же собранного у населения пластика, переработав его, дизайнеры создали черепицу – прочную, износостойкую и непромокаемую. Ее успех на фестивале был столь громким, что компания стала заниматься исключительно ее производством, и теперь во многих голландских городах крыши покрыты этой пластиковой черепицей.
Вазы
Эти изделия – один из примеров того, что пластик может мимикрировать под любые другие материалы. На выставке есть пластиковые изделия, выглядящие как деревянные или каменные. В данном случае дизайнеры стремились добиться структуры мрамора. Эти вазы очень прочные, они могут быть разных цветов и впишутся в любой интерьер.
Украшения
Московский дизайнер Екатерина Лукьянова по образованию – ювелир. В какой-то момент она устала от работы с золотом, серебром и драгоценными металлами и камнями и решила поискать новый материал, чтобы по изделию нельзя было догадаться, из чего оно сделано. Девушка обратила внимание на пластиковые бутылки, отслужившие свой срок и ненужные.
– Это не массовое производство, пока что это делается в условиях маленькой творческой мастерской. Но в любом случае это очень интересный подход, и по этим космическим браслетам и ожерельям совершенно невозможно догадаться, что они когда-то были обыкновенными бутылками, – сообщила Ольга Дружинина.
На выставке также можно познакомиться с придуманными западными дизайнерами стульями из бутылок, яркими коврами из материала, который благодаря особой обработке стал негорючим, детской мебелью, предметами интерьера и даже целым кафетерием, в котором все – от отделки стен до посуды выполнено из переработанной упаковки Tetra Pak.
– Интереснее всего было столкнуться с тем разнообразием предметов, которое мы увидели. Наша выставка как раз об этом – о том, как много можно сделать из переработанного пластика. Когда в России придут к полному принятию идеи о том, что пластик нужно перерабатывать и использовать повторно, сказать сложно. Но мне кажется, мы можем пройти этот путь быстрее, чем жители европейских стран, используя их опыт и наработки. Нашей выставкой мы в том числе хотели показать, что этот опыт уже накоплен, его можно использовать, чтобы двигаться дальше, – подчеркнула куратор выставки, заместитель директора Московского музея дизайна Олеся Конорева.