«Машина уникальна». Как со дна реки Дон в Воронежской области подняли легендарный Т-34

Восстановлением танка займутся специалисты из подмосковной Кубинки.

Леонид Шифрин, 14 июля 2016, 22:21

Роман Демьяненко

Танк Т-34-76 подняли со дна реки Дон на окраине деревни Украинская Буйловка Подгоренского района в четверг, 14 июля. Танк – единственный хорошо сохранившийся образец Т-34 из 600-1000 машин, отправленных в части Советской армии из цехов Сталинградского тракторного завода. Подготовку к подъему танка, засевшего в иле на 6-метровой глубине, с середины апреля 2016 года вели специалисты военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» из подмосковной Кубинки и военнослужащие Западного военного округа .

О том, что в Дону недалеко от берега находится танк, местные жители знали давно.

– В 80-х летом, когда уровень Дона падал, башня танка оказывалась примерно в метре от поверхности воды, и ребята доплывали до танка, становились на башню и пытались нырять с нее в реку, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» глава Витебского сельского поселения Михаил Ковалев. – Возле этого танка был затоплен еще один, но лет двадцать назад его подняли со дна Дона. Точно знаю, неподалеку от него лежат останки понтона, разбомбленного фашистами, и старый катер.

  
 Фото – Роман Демьяненко

Жительница хутора Витебск, 79-летняя Нина Босова, родом из Украинской Буйловки. Босова помнит, как местные жители пешком уходили в Россошь перед тем, как сюда пришли фашисты.

– Летом 1942 года на правый берег Дона перли немцы, а на левом были наши. Понтонную переправу разбомбили, и наши танкисты вылезли из машины, которую обстреливали наступающие немецкие войска, поставили ее на скорость и на полном ходу пустили в Дон, чтоб танк не достался врагу. А сами приняли бой на берегу, – объяснила женщина.

 Нина Босова и ее брат Виктор Фоменко
 Фото – Роман Демьяненко

По словам ведущего специалиста военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» Анатолия Калемберга, есть две версии попадания танка на дно Дона

– Первая – он был затоплен нашими танкистами при отступлении, чтоб машина не досталась врагу. Вторая – его разбомбили вместе с понтоном, и он ушел на дно реки, – объяснил Анатолий Калемберг.

 Анатолий Калемберг
 Фото – Роман Демьяненко

Посмотреть на операцию приехали жители нескольких районов – более сотни машин из Россоши, Подгорного, Богучара. Полицейские и военные с трудом отодвигали толпу, снимавшую подъем легендарной «тридцатьчетверки» на фото- и видеокамеры.

Подъем танка начался в 13 часов. Т-34 мощными тросами подтянули к берегу к берегу на расстояние нескольких метров. Тросы тянула бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, вторая БРЭМ-1 для подстраховки стояла чуть выше по откосу. Машина способна вытащить вес в 75 т, Т-34 весит примерно 32 т.

Когда танк показался на берегу, подъем остановился – военные начали поливать из пожарного шланга глинистый откос длиной в десяток метров. Танку предстояло проделать 30-метровый путь. Со скоростью примерно 50 см в минуту Т-34 начали поднимать на берег. Операция заняла примерно полтора часа. Сразу после этого машину начали поливать водой под сильным напором, чтобы смыть ил и налипшую при транспортировке глину.

– От нашей бригады в работе было задействованы две бронированные ремонтно- эвакуационные машины БРЭМ-1 и группа разминирования, – рассказал заместитель командира мотострелкового соединения Западного военного округа подполковник Андрей Смирнов. – Все гусеницы танка были заклинены, поэтому пришлось его тащить волоком, предварительно проливая склон водой. По предварительной информации, ни останков людей, ни снарядов в нем не обнаружено.

 Андрей Смирнов
 Фото – Роман Демьяненко

По словам специалистов, поднятый со дна Дона танк уникален тем, что это единственный идеально сохранившийся Т-34-76 производства Сталинградского тракторного завода.

– Этот танк предположительно был выпущен зимой-весной 1942 года Сталинградским тракторным заводом, – отметил Анатолий Калемберг. – Машина уникальна тем, что после августа 1942 года этот завод прекратил выпуск таких танков. До конца войны ни один такой танк не дожил. Благодаря тому, что Т-34 пробыл 74 года под водой, он находится почти в идеальной сохранности и комплектации. В нашем центральном музее бронетанкового вооружения и техники таких машин нет, хотя это самый большой в мире музей танков.

По словам Анатолия Калемберга, поднятый со дна Дона Т-34 реально восстановить до такого состояния, чтобы он участвовал в парадах Победы на Красной площади или исторических реконструкциях.

После обследования танк погрузят на специальную платформу и отправят в парк «Патриот». Специалисты начнут идентификацию машину по ее номеру и попытаются разыскать в военных архивах данные об экипаже.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.