«Малийская принцесса» Рокиа Траоре дала свой первый российский концерт в Воронеже
Выступление прошло в рамках программы Платоновского фестиваля «Музыка мира».
Софья Успенская, 11 июня 2014, 13:41
Во вторник, 10 июня, в концертном зале Event-Hall в Воронеже выступила певица из Мали Рокиа Траоре. Выступление стало частью новой программы Платоновского фестиваля искусств «Музыка мира», которая знакомит воронежцев с корневой музыкой разных народов.
Рокиа Траоре, которую поклонники называют «малийской принцессой», − невероятно востребованная исполнительница мировой этнической музыки из Африки: она и певица, и гитаристка, и автор песен.
Творчество Рокии Траоре основано на песенной традиции народа Бамбара, а более половины своих песен она исполняет на баманском языке – это второй государственный язык Мали помимо французского. Сама Рокиа выросла в семье дипломата и с раннего детства путешествовала по всему миру – с родителями она жила в Алжире, Саудовской Аравии, Франции, Бельгии и стала настоящим человеком мира, хотя всегда интересовалась культурой своей родной страны.
– Для меня музыка – это выражение свободы, отражение культуры моей родной страны, и с помощью музыки я хочу показать миру нашу культуру и те позитивные процессы, которые происходят на африканском континенте. Главное, что меня вдохновляет – это потребность общаться.
Рокиа Траоре, музыкант.
– С самого детства я много путешествовала и общалась с людьми, приобретала новых друзей – об этом я и пишу, эти эмоции я выражаю в своей музыке. Прежде всего когда я слышу музыку мне хочется самой ее исполнять, так я и начала свою исполнительскую деятельность. И весь процесс создания самой песни – он последователен: сначала у меня рождается слово, потом я оборачиваю его в музыкальную оболочку, чтобы показать, что я испытывала в этот момент, а потом уже рождается обложка альбома, рисунок. Поэтому мой источник вдохновения – все, что происходит вокруг, – говорит Рокиа.
Концерт в Воронеже стал первым российским выступлением Рокии Траоре – в Россию певица со своим музыкальным коллективом приехала специально на Платоновский фестиваль искусств, на пару дней прервав свое европейское турне. В Воронеже Рокиа пердставила в первую очередь песни из альбома Beautiful Africa («Прекрасная Африка»).
До того как стать музыкантом Рокиа окончила лицей в Мали и стала выступать публично только когда стала студенткой в Бамако. Она играет на гитаре, что для африканской женщины-музыканта очень необычно, и использует редкие для малийской музыки вокальные гармонии. При этом она она получила множество серьезных музыкальных премий именно за популяризацию и развитие малийской традиционной музыки, а критики называют ее «африканским открытием».
– Когда я заканчивала обучение в Брюсселе, я собиралась вернуться к себе на родину, и у меня была идея запустить музыкальный проект, в котором были бы отражены национальные малийские мотивы, – рассказала Рокиа накануне концерта. – Тогда я еще не знала, стану ли музыкантом и какой будет моя дальнейшая карьера, я просто хотела сделать такой проект. Причем я хотела подать этническую музыку не в традиционном ее виде, а так, как я сама это понимала и ощущала. Я довольно рано познакомилась, и с классической, и с популярной европейской музыкой – я попала в Европу в два года и конечно выросла на европейской музыке, и когда я возвращалась из Брюсселя в Мали, я уже понимала, какую музыку хочу записать.
По словам Рокии, самый первый ее проект – альбом Mouneïssa, выпущенный в 1998 году – был ближе к этнической музыке и записан с использованием традиционных малийских музыкальных инструментов. Но спустя десять лет от чистой этники Рокиа пришла к более европейской интерпретации африканских мотивов («Я скучала по своей гитаре и мне захотелось, как ни парадоксально это звучит, вернуться к европейской музыке»).
В 2008 году, после альбома Tchamantché, певица, по собственному признанию, сменила курс на блюзовые обработки традиционной малийской музыки – и после долгой работы в 2-13 году появился ее последний на сегодняшний день альбом Beautiful Africa, который iTunes, amazon.co.uk, The Boston Globe, TheCanadian Broadcast Corporation (CBC), Vulture единогласно включили в топ лучших пластинок года.
С этим альбомом Рокиа отправилась в большое мировое турне – только в 2013 году у нее уже было более 60 концертов в Риме, Париже, Осло, Любляне, Лондоне и других европейских городах, прошли туры по США, Австралии, Канаде.
При этом, как призналась Рокиа, она считает своей миссией развеять негативные стереотипа об Африке и африканцах и показать своим слушателям по всему миру красоту разных культур.
– В 21 веке случились странные вещи: люди в развитии межкультурной коммуникации узнали мир с разных сторон и, казалось бы, стали более открытыми, но одновременно с этим многие пришли к выводу, что мир слишком большой и слишком опасный, люди стали обращать внимание на свои корни, возвращаться к своим традициям и пришли к мысли, что надо беречь свои корни, чтобы не раствориться в глобализации. Мы сейчас видим во многих странах практически одни и те же веяния: где-то опять начали появляться очаги расизма, в ответ – идеи, что надо укреплять границы, придерживаться своего народа, не меняться. Мы снова идем по кругу тех же убеждений, которые уже проходили,
Рокиа Траоре, музыкант.