Люстры метро и эконом-светильники. В Воронеже открылась выставка «Свет»
Художник Владимир Потапов изобразил тоталитаризм и глобализацию в образах ламп.
Анастасия Сарма, 26 февраля 2016, 13:04
Выставка московского художника Владимира Потапова «Свет» открылась в галерее Камерного театра в четверг, 25 февраля. Воронежская экспозиция – это фрагмент большой выставки «Блик на солнце», впервые показанной в московской галерее «Триумф» летом 2015 года и высоко оцененной критиками.
Формально цикл посвящен искусственным источникам света. В фотореалистичной технике (где живопись порой трудно отличить от фотографии) Владимир Потапов изображает лампы и люстры всех размеров и «должностей» – от мощных советских люстр, освещающих московское метро, вестибюли дворцов культуры и коридоры Кремля до маленьких комнатных светильников. В понимании художника, помпезные светила – символ публичной презентации величественного тоталитарного режима, оглушающего своим размахом и пафосом.
В полном варианте выставки величественным люстрам Владимир Потапов противопоставлял маленькие лампочки – символы нонконформизма и старых посиделок на кухне, литературных чтений и квартирников.
– Выставка «Свет» имеет несколько прочтений, – объяснил Владимир Потапов. – С одной стороны, меня как живописца интересуют проблемы современной живописи. С другой, через свет я пытался отразить некоторые признаки уходящих эпох. Это эпоха, связанная с нашим советским прошлым, – на примере пафосных источников света в московском метрополитене, дворцах культуры. Это мощные светила, которые репрезентируют власть, показывают ее силу, способную все разрушать.
Другая сторона – это искусственный свет утилитарных торшеров и бюджетных светильников из нидерландской сети IKEA . По словам Потапова, это символ интеграции и глобализации:
– Мы освещаем свои жилища не своим, а привозным светом, – напомнил художник. – Магазин IKEA по количеству своих филиалов – второй после «Макдоналдса». Я не против глобализма – я просто фиксирую то, что есть.
Потапов работает большими сериями, не придерживается какого-то одного найденного стиля, а готов отказаться от него в пользу неожиданных экспериментов и исследований.
– У меня есть намеки на фотореализм и гиперреализм, но в чистом виде его найти сложно, – говорит о своем стиле художник.
Фирменный «стиль» этой серии картин – дыры, открывающие фанеру, на которой написаны картины. По словам Владимира Потапова, это не что иное, как говорящие травмы носителя – то есть материала, на котором живописец показывает изображение. Именно ему, остающемуся в тени материалу, художник предоставляет слово:
– Классическая живопись всегда оперировала иллюзионистским фокусом, который был связан с тем, что трехмерное пространство всегда изображается на плоскости, – рассказал Владимир Потапов. – При этом носитель живописи – полотно или дерево – всегда оставался в тени, никогда не говорил. С одной стороны, я делаю кивок в сторону классического искусства, оперируя иллюзионизмом, а с другой – я проявляю голос самого носителя через травму иллюзии. Он прорывается из-под слоя краски.
В пятницу, 26 февраля, в галерее «Х.Л.А.М.» откроется вторая для Воронежа выставка Владимира Потапова, где он представит серию антиживописи «Внутри».
Справка РИА «Воронеж»
Владимир Потапов – российский художник и куратор. Родился в Волгограде в 1980 году, живет и работает в Москве. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации «Молодой художник года» (2014). Владимир Потапов – не только художник, но и куратор, который в 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства «Гараж». С 2010 года Потапов снимает фильм «Ни возьмись» — исследовательский проект, в котором деятели искусств (арт-критики, искусствоведы, кураторы, практикующие художники) отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.