«Людям кушать надо». Как в Воронеже торгуют санкционными овощами и фруктами

На Машмете стоят десятки машин с греческими киви и польскими яблоками.

Елена Миннибаева, 12 июля 2016, 09:45

Михаил Кирьянов

Алексеевский рынок известен большинству воронежцев по официальным сводкам уничтожения «санкционки» – здесь регулярно находят тонны и центнеры польских яблок и абрикосов, турецких огурцов и томатов, испанской хурмы и греческих киви. Рынок, который делает надзорным ведомствам положительную статистику по уничтоженным «нелегальным» овощам и фруктам, работает исправно несколько лет. Откуда берется «санкционка» в областном центре, кто ее продает и кто покупает, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».

Бананы вскладчину

 
 Фото – Михаил Кирьянов

Торговая площадка, которую в народе называют Алексеевским рынком, в документах значится как мелкооптовая база «Черноземье» – самая крупная в Центральном Черноземье. В зависимости от дня недели и погоды на рынке открыты от 50 до 300 торговых точек.

База находится в районе Машмета и работает не для случайных покупателей. Ближайшая остановка общественного транспорта, на которой останавливается лишь одна маршрутка, находится в 700 м от базы.

 
 Фото – Михаил Кирьянов

На базе торгуют с машин и из стационарных складов. Корреспонденты РИА «Воронеж» в будний день насчитали шесть торговых рядов. В каждом – вереница грузовых автомобилей с номерами разных регионов. Машины с овощами  располагаются в одной стороне рынка, с фруктами – в другой. Товар на рынке продают мешками и ящиками, но розничному покупателю тоже рады. Цены в 1,5-2 раза ниже среднерыночных: килограмм картофеля – 15 рублей, помидоров – 50 рублей, болгарского перца – 60.

Бананы продают только ящиками по 19 кг. Цена каждого – 600 рублей, соответственно, 1 кг бананов обходится в 31 рубль. Обычно бананы на рынке скупают посредники, владельцы кафе и ресторанов, но бывают исключения. Продавец Таир рассказал, что к нему за бананами регулярно приходят несколько семей. Покупают ящик фруктов, здесь же его делят.

– В магазинах и в киосках бананы в два раза дороже. Люди объединились и покупают дешевые продукты. У меня бананы, у соседа яблоки берут вскладчину, на другом ряду – картошку, капусту, морковку. Затариваются так, что машина еле едет, – объяснил продавец.

Покупателей на рынке много. По словам продавцов, на базу приезжают со всей области и даже из соседнего Липецка.

Некоторым покупателям удается «сбить» цену: продавцы – в основном люди восточные и с уважением относятся к покупателям, умеющим торговаться.

«Ждем отмены запрета»

 
 Фото – Михаил Кирьянов

Торговцы на Алексеевском не скрывают, что продают «санкционку».

– Персики из Греции, яблоки из Польши. Зачем мне врать, что персики из Крыма – они сейчас там еще зеленые на ветках висят. Людям неважно, санкции – не санкции, им кушать надо, причем кушать хороший продукт, – рассказал продавец, представившийся Жориком.

По словам Жорика, после введения санкций жизнь рыночных торговцев стала нервной. Им пришлось выучить списки «запретных продуктов» и разрешенных аналогов, чтобы выдавать санкционные испанские апельсины за легальные марокканские. Многие продавцы уже устали от такой «переадресации» и честно рассказывают покупателям, откуда продукты.

– Ждем отмены запрета. День, когда отменят все эти санкции, будет для нас настоящим праздником. Я первым выпью бокал своего лучшего вина в этот день, – признался Жорик.

Фруктово-овощной тракт

Алексеевский рынок несколько раз в месяц проверяют контролирующие органы. «Санкционка» здесь есть всегда, отсюда она попадает на розничные рынки и киоски области.

– Согласно пояснению индивидуальных предпринимателей, санкционные товары они приобретают в Москве: у неизвестных лиц за наличный расчет, без документов, – рассказали в пресс-службе воронежской таможни.

 
 Фото – Михаил Кирьянов

По словам замдиректора управляющей рынком компании Владимира Глухова, предприниматели закупают «санкционку» на крупных оптовых базах в Москве.

– Как эта продукция, минуя границы, в Москву попадает – отдельный вопрос. Мы предоставляем предпринимателям места в аренду, обеспечиваем условия для торговли, но выяснять, разрешенным или запрещенным импортом они торгуют – не наша компетенция, – пояснил Глухов.

Штраф за «санкционку» – символический: от 300-500 рублей для физлиц до 5-10 тыс. рублей для юридических лиц. Больший ущерб для предпринимателей представляет конфискация товара. Несмотря на это, «санкционный» бизнес процветает. Как заявил на пресс-конференции руководитель воронежской таможни Вячеслав Романовский, случаи ввоза в регион санкционных продуктов участились.

 
 Фото – Михаил Кирьянов

В городском управлении развития предпринимательства и потребительского рынка корреспонденту РИА «Воронеж» сообщили, что в 2015-2016 годах претензии к работе базы «Черноземье» в мэрию не поступали.

Сельскохозяйственный рынок Алексеевский начал работать на Машмете в 2012 году. До этого овощи и фрукты с машин воронежцы покупали на Речном рынке, который располагался на Петровской набережной. Из центральной части города рынок убрали в связи с планами по реконструкции набережной. Еще одна причина – постоянные пробки из-за транспорта продавцов и покупателей.

Контекст

Россия ввела эмбарго на ввоз агропродукции из стран Евросоюза, США, Австралии и Норвегии в ответ на антироссийские санкции в августе 2014 года. В декабре 2015-го под запрет попала продукция из Турции. Власти РФ объявили эмбарго после того, как в ноябре в Сирии турецким истребителем был сбит российский бомбардировщик Су-24. Указ о снятии запрета на чартерные рейсы и продажу туров в Турцию Владимир Путин подписал в четверг, 30 июня, после извинений президента Турции Реджепа Эрдогана за сбитый российский самолет. Вопрос об отмене запрета на турецкую сельхозпродукцию пока не решен. Против отмены «в интересах российского импортозамещения» выступил Минсельхоз.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.