Люди Воронежской области: слепой фокусник
Слепой и глухой 65-летний Николай Хренов из Калачеевского дома-интерната для престарелых продолжает выступления.
Леонид Шифрин, 14 марта 2015, 12:56
Артист-пенсионер Николай Геннадьевич Хренов – один из почти сотни обитателей дома-интерната для престарелых и инвалидов города Калач. Здесь и проходят последние в его жизни гастроли. Артист почти глух и слеп – острота зрения, которое начало стремительно падать в последние годы, у обеих глаз составляет 2,5-3%. Лишь подойдя вплотную к предмету, старый фокусник смутно видит его очертания. А чтобы поговорить – надо орать деду прямо в ухо. Но заметить эти недуги, когда Николай Хренов показывает фокусы, невозможно. Артист показывает их «на автомате», как и 25-30 лет назад.
Николай Хренов был Никой почти четверть века
Почти четверть века Николай Хренов был Никой. Такой сценический псевдоним пенсионер носил, пока выступал на сцене. «Ника» – от имени Николай. О тех годах артисту напоминает единственная афиша 1985 года и большая сумка с его сценическим реквизитом.
Свой первый фокус Николай Хренов показал одноклассникам
Родился Николай Геннадьевич в Калачеевском районе. С четырех лет начал играть на гармошке, потом окончил музыкальную школу по классу баяна. Затем было Бобровское училище культуры и работа в музыкальной школе Воробьевки.
А со своими любимыми фокусами он познакомился в те же четыре года – его дальняя родственница работала в воронежской филармонии и показала ему азы будущего ремесла. Первый фокус – с разрезанной веревкой – он показал в школе одноклассникам.
Уже в школе Николай прослыл большим выдумщиком
Николай учился по книгам знаменитого Арутюна Акопяна и других иллюзионистов, и уже в школе Коля прослыл среди одноклассников большим выдумщиком.
Срочную службу он проходил на военном аэродроме на Кубани. Там от постоянного рева двигателей у него и начал садиться слух. О серьезной музыкальной карьере можно было забыть, и артист пришел в ДК родного Калача. Там и создал часовую программу разных фокусов, с которыми сначала выступал по району, потом – по области.
Николай Хренов о съезде фокусников 1982 года: «Приехал мальчишка из провинции, а вокруг такие звезды!»
– В 1982 году на адрес ДК для меня пришло письмо из Москвы, в котором было приглашение на первый съезд иллюзионистов. Я удивился – откуда там узнали меня – начинающего фокусника. Оказалось, что незадолго до того я выступал со своими номерами в составе труппы Воронежской филармонии в гарнизонном Доме офицеров, и меня внесли в какие-то списки. Так я и оказался делегатом этого первого в стране съезда. Приехал почти мальчишка из провинции, а вокруг в зале были такие звезды нашего жанра: Владимир Руднев, Анатолий Карташкин - и другие, кого можно было изредка видеть по телевизору. Там я познакомился с парой известных иллюзионистов Татьяной Леман и Сергеем Русановым, которые снялись в фильме «Семнадцать мгновений весны» в сцене, где Штирлиц встречается со связным в маленьком кабачке «Элефант» на окраине Берлина. Эта пара там играет самих себя – выступающих на сцене фокусников. В Москве я был принят в члены московского клуба иллюзионистов, – рассказал Николай Хренов корреспонденту РИА «Воронеж».
«Главным для меня всегда были фокусы»
Сам себя Николай Геннадьевич называет фокусником-манипулятором – что-то из серии «ловкость рук». Женщин он не распиливал, голов не отсекал, над сценой на невидимой струне, как Давид Копперфильд, не летал. Он показывает фокусы масштабом поменьше.
– Раньше за одно выступление я зарабатывал 1000-1500 рублей, зрители меня по полчаса не отпускали. Я даже снялся в эпизодической роли в фильме «Рыцари черного озера», снятого в 1984 году в Баку о революционных событиях 1905 года. Там сыграл роль городового. Ребята-азербайджанцы на гастролях со мной пересеклись, предложили сняться в кино, я и не отказался, - рассказал пожилой артист.
В свое время он гастролировал то по Украине, то по Воронежской области, то по Волгоградской, где некоторое время работал фокусником в местной филармонии, потом – почти год – в труппе Краснодарского цирка.
– Хотите верьте, хотите нет, но во время одного из моих сеансов женщина, не ходившая до того десять лет после тяжелой болезни, встала и сделала свои первые шаги. Но главным для меня всегда были именно фокусы, которых за свою жизнь я освоил более полусотни, а один даже придумал сам! И сегодня вы его увидите, – говорит маэстро, облачаясь в свой концертный костюм.
Артиста Хренова ждут во всех интернатах Воронежской области
В интернат для престарелых Николай Хренов попал осенью 2014 года.
– В Калаче он жил один, и, чтобы он не пошел по наклонной, оформили его к нам, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» заместитель директора заведения Виктор Дьяков.
На новом месте фокусник стал постоянным участником нехитрых концертов: играл на гармошке, баяне, а свои таланты иллюзиониста впервые показал в конце зимы год назад на чайном фестивале в Воробьевском районе.
– Теперь из всех интернатов области нам звонят, просят привезти его на гастроли, – добавил Виктор Дьяков.
Слепой фокусник и его ассистентка
В ассистентки во время своего первого выступления в доме-интернате фокусник выбрал симпатичную медсестру Наташу Малеваную. А в его сумке с реквизитом, которую он раскрыл в своей комнате, оказались косынки, деревянное яйцо, веревки, цилиндр, сачок на ручке, шарики для пинг-понга и хитрая кружка с двойными стеклами по бокам, скрывающими точное количество налитой в нее жидкости, несколько медяков и много всяких других мудреных вещей.
– Весь реквизит я делал сам, а вообще фокус – это красивый обман,– сообщил маэстро. – Главное в жанре манипуляции – вовремя отвлечь внимание зрителя, чтобы сделать свой номер.
Зрительницы Николаю Хренову: «Ты бы нам прибавку к пенсии достал из ушей»
Первой сценой для Хренова стала комната, где живет несколько пенсионерок. Подойдя к 89-летней Александре Стуровой, фокусник начал доставать монеты из–под воротника ее халата, из носа и ушей. Потом показал бабушкам фокус «стиральная машина» – положил в сачок с ручкой шарфик в клеточку и после имитации стирки его помощницей, достал из него голубую косынку.
– Ты бы нам так каждый месяц прибавку к пенсии доставал бы из ушей и носов, – попросила маэстро Мария Макаренко, но тот раскланялся и отправился к мужчинам в другую палату.
«А это мой фирменный фокус»
– Меня не проведешь, – храбрился колясочник Николай Расторгуев.
Но и он был удивлен, когда фокусник Хренов начал доставать из своего рта шарики пинг-понга и вытягивать полутораметровую ленту.
– А это мой фирменный фокус, – сказал Николай Геннадьевич и попросил ассистентку Наташу начать манипуляции, в результате которых из пустой поначалу бутылки из-под детского шампанского начала вытягиваться 15-метровая лента.
– Приходи к нам еще, Геннадьич! – напутствовали артиста пенсионеры, а тот важно раскланивался.
«Приходи к нам еще, Геннадьич!»
- Теперь моя сцена здесь, – ответил старый фокусник, и хотя я был артистом не такого уж солидного масштаба, но в молодости программы делал, дай бог! Пока могу выступать хотя бы перед такими же стариками, как и я – буду жить, а значит, мое ремесло умрет только вместе со мной!