Люди Воронежа. Создатель лунохода Анатолий Малахов
Инженер рассказал о добыче дефицитных приборов у Совета министров СССР и раскрытии космических тайн США.
Леонид Шифрин, 12 апреля 2019, 09:00
В 82-летнем пасечнике и садоводе Анатолии Малахове трудно узнать человека, имевшего отношение к созданию советских летательных аппаратов. За луноход, двигатели для которого делали в Воронеже, он получил орден «Знака Почета». Теперь Малахову ближе всего трава у дома под Воронежем. О 33 годах, посвященных космической отрасли, инженер на пенсии поведал журналистам РИА «Воронеж».
Честный абитуриент
Потомственный казак родом из Сальских степей Приазовья Анатолий с десяти лет работал погонщиком в колхозе. В 1954 году пытался поступить в Харьковский авиационный институт, получил на вступительных экзаменах четыре пятерки и две четверки. Но во время прохождения мандатной комиссии ляпнул, что отец в войну был в плену.
– Батя всегда учил меня говорить правду, не увиливать. Вот я и проявил себя как последний болван, – до сих пор сокрушается пенсионер. – Ответил бы на вопрос о том, воевал ли отец, утвердительно, и все. Кто бы там все это проверял?
Когда отец Анатолия оказался в лагере, он заметил, что немцы относительно мягко относятся к военнопленным-украинцам.
– А мы же, ростовские, всегда трохи размовляли на суржике – южнорусском диалекте, состоящем из смеси русских и украинских слов. Вот и решили они с приятелем сказаться украинцами. Начали друг с другом балакать, немцы поверили и отпустили их на все четыре стороны. Пошли они вслед за наступающими фашистами в сторону Дона, шли ночами, прятались днем. В общем, вернулся Михаил Сергеевич Малахов домой летом 1943-го и сразу стал колхозным бригадиром. Особисты его не тягали, так и закончилась война для моего бати, – пояснил мужчина.
Референт помог
После неудачи в авиаинституте Анатолий хотел подать документы в летное училище, но из-за плохого зрения на правом глазу и туда путь оказался заказан. Небо ему не светило, так что Анатолию пришлось поступать в Новочеркасский политех на специальность «Автоматика и телемеханика».
В 1960 году молодой инженер-электрик приехал на преддипломную практику на Воронежский электромеханический завод. Тут и остался работать – сначала инженером, потом – начальником бюро технического контроля. А с 1964 года Анатолий уже трудился начальником опытного отдела предприятия. Все новые изделия завода проходили через его отдел.
– В те годы было очевидно, что мы заметно уступаем США именно в современном измерительном оборудовании. Когда пришло время буквально с нуля создавать опытный завод – НИИ электромеханики, – перед нами встала неразрешимая проблема: чем его начинять, откуда и где брать приборы. Нам постоянно присылали отписки, в которых повторялись слова «нет возможности». В 1968 году я поехал в Москву, чтобы попасть в Госплан, но и там услышал отговорки, – вспоминает пенсионер.
Тогда Анатолий решил прорваться в Совет министров СССР, председателем которого был Алексей Косыгин. Эта история звучит как фантастика, но Малахов умудрился пересечься со старшим референтом аппарата Совмина СССР Александром Назаровым. Долго рассказывал ему, что в космической отрасли СССР – во многом из-за оснащения – пока уступает США. Назаров снял трубку, кому-то позвонил, и уже на другой день Малахов встретился с нужными людьми.
Итогом коротких переговоров стала доставка в Воронеж 293 единиц очень дефицитного тогда оборудования.
Двигатель без искры
– Если говорить упрощенно, то наше воронежское предприятие делало электромашинные преобразователи для всех отечественных спутников, которые запускались в то время, – пояснил Анатолий Малахов. – Разрабатывали и электропитание для станции «Мир», выведенной на орбиту в 1986 году. Кстати, именно в Воронеже были изготовлены преобразователи для первого отечественного спутника Земли, запущенного в 1957 году. Наше предприятие делало в год до 20 научных разработок. А за луноход, двигатели для тележки которого мы изготовили в Воронеже, я был удостоен ордена «Знак Почета».
О двигателях Малахов может говорить часами, но непрофессионал, не владеющий терминологией, мало что воспримет. За десять минут беседы на эту тему корреспондент РИА «Воронеж» понял, что речь о принципиально новом для того времени бесщеточном электродвигателе, который при работе не давал искры.
– «Луноход-1», запущенный в ноябре 1970 года, проработал на Луне почти 11 месяцев и за это время прошел на нашем воронежском двигателе 10,5 тыс. км, – с гордостью вспоминает пенсионер.
Шпионские страсти
Во времена холодной войны СССР и США старались добыть друг у друга космические секреты.
– Главный конструктор нашего предприятия Эвальд Лодочников даже как-то отправился на выставку космической техники в Канаду по чужим документам! А однажды нам доставили американский радиоуправляемый снаряд «Гремучая змея», двигатель которого мы изучили вдоль и поперек.
Рассказал Анатолий Малахов и о том, как в апреле 1967 года погиб летчик-космонавт Владимир Комаров, пилотировавший новый космический корабль «Союз-1». Факт известен всем, но есть и подробности, которые знает только свой круг.
– Он благополучно сошел с орбиты и начал снижаться, когда у спускаемого аппарата выпустились два парашюта. Из-за отказа системы ориентации они замотались вокруг корабля, который на высокой скорости вошел в плотные слои атмосферы и сгорел там. Так он падал больше 20 минут. Комаров понимал, что погибает, и все это время отчаянно матерился во весь эфир.
Были за годы работы в космической отрасли в жизни Анатолия Михайловича прямо мистические совпадения.
– Однажды в мае 1988 года, когда мы работали над «Бураном», на небольшом полигоне под Воронежем проводились испытания одного из источников питания электродвигателя. В тот день я был на даче, и вдруг звонок: «Срочно приезжай!». Оказалось, что взорвался пиропатрон, это изделие (не слишком большая потеря) было уничтожено. Но самое удивительное в том, что именно эта авария приснилась мне за несколько дней до этого. Помню, проснулся тогда и подумал: «Хорошо, что во сне!». А через несколько дней явь догнала этот странный сон.
Липовая роща
Все сегодняшние устремления Анатолия Малахова связаны с пчелосемьями и липовой рощей, которую он два года начал высаживать на краю своего участка в Рамонском районе Воронежской области.
– Роща – моя давняя мечта, – поясняет инженер на пенсии. – Во-первых, там будет где разгуляться пчелам. А во-вторых, воздух, напоенный липовым ароматом, – это волшебство. Я уже немолодой, хочется после себя оставить что-то. До того все мое наследство составляла космическая тема, а теперь хочу, чтобы роща шумела на ветру и радовала людей.