Люди Воронежа. Резчик бензопилой Александр Ивченко

О парковых скульптурах и о том, как заставить дерево «плакать» и «улыбаться».

Анастасия Сарма, 8 октября 2019, 07:13

Михаил Кирьянов

Воронежец Александр Ивченко – известный в России и в мире резчик бензопилой, который создает сложные парковые скульптуры и дает вторую жизнь аварийным деревьям. Скульптор побеждает на международных фестивалях, но в Воронеже его искусство пока не востребовано.

Как заставить дерево «плакать» и «улыбаться», кто такие карверы и почему русские резчики давно превзошли своих иностранных коллег – в материале РИА «Воронеж».

Жена подарила бензопилу

Александр Ивченко родился в семье геологов, вырос в селе Ербогачен Иркутской области, а в Воронеж перебрался в 2004 году. Про себя мастер говорит, что был обречен заниматься деревом.

– Местные жители все, начиная с посуды и заканчивая мебелью, делают из дерева. Хочешь не хочешь, а работать с деревом будешь. Меня резьбе по дереву научил отец, – рассказал Александр.

В четыре года Саша взял две палочки, сбил их гвоздем и подарил маме, сказав, что это птичка. Потихоньку начал вырезать ножом маленькие фигурки из дерева. Учился в художественной школе, которую окончил с отличием.

По образованию Александр Ивченко учитель русского языка и литературы. В Иркутске он работал грузчиком, милиционером, учителем в школе, а в Воронеже – журналистом в газете и пресс-секретарем гордумы. В свободное время молодой человек продолжал заниматься резьбой по дереву. Все изменилось в 2013 году, когда жена Нина подарила Саше на день рождения бензопилу.

Впервые ее способности мастер испробовал в летнем лагере «Индейцы», где отдыхала его дочь и работала жена-медик. А глава семейства помогал в обустройстве лагеря, пилил дрова и был водителем УАЗика.

– Я начал вырезать бензопилой то, что мне нравилось. Сделал первые десять простеньких фигурок. Получилось коряво. Но людям понравилось, – вспоминает Александр.

Сейчас в его коллекции шесть бензопил и набор резцов и стамесок ручной работы.

– Основные акценты в скульптуре делаю бензопилой, а когда надо поработать над деталировкой, мимикой, чтобы заставить дерево «засмеяться» или «заплакать», я пользуюсь стамесками, – рассказывает мастер.

Трудится Александр всегда на открытом воздухе, в основном вдали от Воронежа – на фестивалях, в парках, музеях, на загородных виллах – по 12-14 часов в сутки. В Масловке у воронежца есть своего рода мастерская на открытом воздухе. Повсюду бревна, опилки и кусочки деревьев. Среди них выросла свежая дубовая скульптура бабушки-нищенки. На ее лице «прорисованы» мельчайшие морщинки, а глаза смотрят прямо на зрителя.

– Раньше я работал в промзоне, на территории бывшего завода в районе остановки Минской. Но после того как там появились офисы, нам пришлось переехать – на нас жаловались из-за шума, – пояснил Александр.

Скульптором и художником Ивченко себя не называет – скромничает, поясняя, что эти слова для него слишком громкие. Более подходящее слово – «карвер», именно так называют резчиков бензопилой в Америке и Европе.

– Меня долгое время называли мастером, но какой я мастер? Слово «скульптор» пока для меня слишком громкое, а быть резчиком для меня – слишком мало. Я где-то посередине, – говорит Александр.

Чемпион

Известность к Александру как к автору деревянной скульптуры пришла в 2015 году, когда он создал деревянный памятник, посвященный российскому летчику Олегу Пешкову, погибшему в Сирии 24 ноября 2015 года. Его самолет был сбит турецким истребителем, пилоты катапультировались, но Пешкова расстреляли в воздухе.

По словам карвера, он заболел этой историей. В то время Александр еще работал в гордуме. Мужчина взял отпуск и четыре дня работал над скульптурой, вырезав три руки – одну мужскую, руку бойца, обнимающую ее женскую руку и руку ребенка, держащую игрушечный самолетик. Процесс создания работы он выложил в своем видеоблоге, а на следующий день проснулся знаменитым. Помнит, что в его почте было 800 писем. Ему позвонил начальник Липецкого авиаотряда, в котором служил погибший летчик, и попросил подарить скульптуру музею части.

Сейчас резьба по дереву – основная работа бывшего журналиста. Она приносит ему и удовольствие, и доход.

В 2019 году Александр Ивченко стал победителем сразу трех международных конкурсов: Кубка Садрингема в Англии, «Легенд Севера» на Ямале и «Праздника топора» в Томске. В последнем состязались 250 участников из 30 стран и 37 российских городов. По словам резчика, это самое масштабное мероприятие для карверов всего мира. Кстати, этот фестиваль совпал с английским Open England. Несмотря на британскую визу и приглашение, воронежец выбрал Томск: российский фестиваль, по мнению Ивченко, в разы интереснее и круче, а русские мастера по резьбе бензопилами давно превзошли американцев и европейцев.

На «Праздник топора» воронежец опоздал – его самолет задержался, и на изготовление работы осталось всего три с половиной дня вместо пяти. И он не только успел закончить работу в срок, но и стал победителем фестиваля. Помогал Ивченко его напарник Александр Алферов.

Многофигурный арт-объект изображает богача и нищего. У первого – недовольное лицо, депутатский значок и трость в руке. У второго нет кисти – вместо нее культя, но его лицо счастливое, он тянется к божьей коровке. Над обоими персонажами парит ангел, который смотрит на нищего и отворачивается от богача. Ангел подвешен на тросах, поэтому раскачивается, когда дует ветер.

Фото – со страницы Александра Ивченко в соцсети «ВКонтакте».

– Если бы я изобразил нищего с пальцами, он бы тянулся за подаянием, и всякий мог бы сказать: «Чего попрошайничаешь? Иди работай». А мне нужно было привлечь внимание к очень маленькой детали – божьей коровке, на которую он показывает культей. Поэтому все видят культю, а потом разглядывают божью коровку. Но настоящая божья коровка – это нищий, – говорит резчик.

Дерево – соавтор

Ивченко уверен, что процесс создания скульптуры всегда мистический:

– Мне достаточно посмотреть на торец, чтобы понять, где у будущей скульптуры будет лицо. С другой стороны, есть магия: подходишь к огромной заготовке и непроизвольно начинаешь от какого-то места «танцевать». Впоследствии понимаешь, что наугад выбрал единственно верное место – всего в нескольких сантиметрах от «лица» скульптуры начинаются сучки, – поясняет резчик.

Чаще всего Александр создает скульптуры без предварительных эскизов. В основном они нужны для участия в российских фестивалях, где жюри оценивает сначала сам эскиз, а потом скульптуру. Эскиз приходится рисовать и тогда, когда резчик берется за частный заказ.

– Если же эта работа только моя, то эскиз по большому счету не нужен, потому что он двухмерен, а скульптура – трехмерная. Кроме того, у каждой скульптуры два автора – я и дерево, – считает Александр.

У резчика, работающего с деревом, в отличие от скульптора, работающего с глиной, нет права на ошибку. Исправить недостатки скульптуры он не может.

– Если ты работаешь с глиной, у тебя есть два способа: отнять и прибавить. У меня только один – отнять, поэтому я как сапер – без права на ошибку. Если ты испортил лицо своей скульптуры, то исправить его будет очень сложно, – объясняет карвер.

Вторая жизнь аварийных деревьев

В Воронеже деревянных скульптур авторства Ивченко, как ни странно, не так уж много. Одна из них – «Спасибо, мама!» у входа в роддом №4 («Электроника»), которую он посвятил своей маме и жене Нине, родившей ему сына. В 2016 году Александр бесплатно сделал 15 сказочных фигур и лавочек, которые установил в сквере у ДК имени Карла Маркса. Сейчас ни одной из них там уже нет. А недавно в санатории имени Дзержинского появился «летающий» мамонт, созданный мастером.

Фото – со страницы Александра Ивченко в соцсети «ВКонтакте».

– Мой воронежский опыт бесплатного строительства провалился. Куда делись те работы, непонятно. Мне не обидно: каждая скульптура – как спетая песня. Радуешься, когда удается спеть хорошо, – говорит Александр Ивченко.

Материал, из которого мастер делает свои скульптуры, – спиленные аварийные деревья.

– Как-то раз я поехал снимать репортаж о школе №54, где нужно было убрать аварийный тополь. Вместо того чтобы заниматься съемками, я заплатил мусорщику, и тот отвез дерево в Масловку. Я пытался из этого тополя сделать памятник Есенину. Но когда я очистил дерево от трухи и болезни, понял, что получится не Есенин, а обнаженная женщина без головы. Куда ее девать, до сих пор не знаю, – смеется Александр.

Статуя вместе со своим создателем «засветилась» на телеканале «Россия 1» в программе «Лига удивительных людей» в июне 2018 года, где в прямом эфире Александр за пять минут вырезал голубя, закрепил его вместо головы деревянной красотки и эффектно поджог. Тогда воронежец собрал 50% зрительских голосов, став победителем шоу.

Мастера, дающего вторую жизнь аварийным деревьям, уже несколько лет приглашают власти Пскова, Ямала, республик Коми и Карелии. Например, в республику Коми не так давно уехал созданный воронежцем городок по сказкам Пушкина. А в самом Воронеже его искусство долгое время не было востребовано. Ивченко неоднократно общался с воронежскими властями, предлагая украсить улицы парковыми скульптурами из спиленных деревьев.

– В 2018 году на воронежских улицах было спилено и выброшено 1400 аварийных деревьев. Каждое дерево могло бы стать скульптурой, – отмечает Александр.

Недавно карверу позвонили из городского управления культуры: власти предложением, кажется, заинтересовались. А значит, есть надежда, что на улицах Воронежа появятся деревянные арт-объекты.

Пока большинство заказов, с которыми обращаются к Ивченко, адресованы не скульптору, а ремесленнику: просят то выстрогать корыто для засолки капусты, то Бабу-ягу, то волка из мультфильма «Жил-был пес».

– К сожалению, Воронеж пока может предложить мне одних волков. Сделаешь один, два, три раза и больше не можешь ни за какие деньги, – признается Александр.

Есть у мастера мечта – построить большой деревянный Диснейленд на трассе М4 под Воронежем. Он даже придумал для него название – «Ладушки». Осталось только найти заинтересованного инвестора. Скульптор вынашивает и более амбициозные планы – создать телепроект на федеральном канале под условным названием «Битва бензопил», в которых будут участвовать звезды.

– С коммерческой точки зрения это интересный проект, и зрителям тоже будет интересно. Пила и искусство – это оксюморон и самодостаточное зрелище. Но пока мне нужен роковой щелчок, с которого все закрутится, – говорит Александр.

По просьбе корреспондентов РИА «Воронеж» художник вырезал деревянную скульптуру. Весь процесс – как меньше чем за полчаса из бревна родилась птица, мы сняли на видео. Саму фигуру Александр подарил нашей редакции. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.