Люди Воронежа. Резчик бензопилой Александр Ивченко
О парковых скульптурах и о том, как заставить дерево «плакать» и «улыбаться».
Анастасия Сарма, 8 октября 2019, 07:13
Воронежец Александр Ивченко – известный в России и в мире резчик бензопилой, который создает сложные парковые скульптуры и дает вторую жизнь аварийным деревьям. Скульптор побеждает на международных фестивалях, но в Воронеже его искусство пока не востребовано.
Как заставить дерево «плакать» и «улыбаться», кто такие карверы и почему русские резчики давно превзошли своих иностранных коллег – в материале РИА «Воронеж».
Жена подарила бензопилу
Александр Ивченко родился в семье геологов, вырос в селе Ербогачен Иркутской области, а в Воронеж перебрался в 2004 году. Про себя мастер говорит, что был обречен заниматься деревом.
– Местные жители все, начиная с посуды и заканчивая мебелью, делают из дерева. Хочешь не хочешь, а работать с деревом будешь. Меня резьбе по дереву научил отец, – рассказал Александр.
В четыре года Саша взял две палочки, сбил их гвоздем и подарил маме, сказав, что это птичка. Потихоньку начал вырезать ножом маленькие фигурки из дерева. Учился в художественной школе, которую окончил с отличием.
По образованию Александр Ивченко учитель русского языка и литературы. В Иркутске он работал грузчиком, милиционером, учителем в школе, а в Воронеже – журналистом в газете и пресс-секретарем гордумы. В свободное время молодой человек продолжал заниматься резьбой по дереву. Все изменилось в 2013 году, когда жена Нина подарила Саше на день рождения бензопилу.
Впервые ее способности мастер испробовал в летнем лагере «Индейцы», где отдыхала его дочь и работала жена-медик. А глава семейства помогал в обустройстве лагеря, пилил дрова и был водителем УАЗика.
– Я начал вырезать бензопилой то, что мне нравилось. Сделал первые десять простеньких фигурок. Получилось коряво. Но людям понравилось, – вспоминает Александр.
Сейчас в его коллекции шесть бензопил и набор резцов и стамесок ручной работы.
– Основные акценты в скульптуре делаю бензопилой, а когда надо поработать над деталировкой, мимикой, чтобы заставить дерево «засмеяться» или «заплакать», я пользуюсь стамесками, – рассказывает мастер.
Трудится Александр всегда на открытом воздухе, в основном вдали от Воронежа – на фестивалях, в парках, музеях, на загородных виллах – по 12-14 часов в сутки. В Масловке у воронежца есть своего рода мастерская на открытом воздухе. Повсюду бревна, опилки и кусочки деревьев. Среди них выросла свежая дубовая скульптура бабушки-нищенки. На ее лице «прорисованы» мельчайшие морщинки, а глаза смотрят прямо на зрителя.
– Раньше я работал в промзоне, на территории бывшего завода в районе остановки Минской. Но после того как там появились офисы, нам пришлось переехать – на нас жаловались из-за шума, – пояснил Александр.
Скульптором и художником Ивченко себя не называет – скромничает, поясняя, что эти слова для него слишком громкие. Более подходящее слово – «карвер», именно так называют резчиков бензопилой в Америке и Европе.
– Меня долгое время называли мастером, но какой я мастер? Слово «скульптор» пока для меня слишком громкое, а быть резчиком для меня – слишком мало. Я где-то посередине, – говорит Александр.
Чемпион
Известность к Александру как к автору деревянной скульптуры пришла в 2015 году, когда он создал деревянный памятник, посвященный российскому летчику Олегу Пешкову, погибшему в Сирии 24 ноября 2015 года. Его самолет был сбит турецким истребителем, пилоты катапультировались, но Пешкова расстреляли в воздухе.
По словам карвера, он заболел этой историей. В то время Александр еще работал в гордуме. Мужчина взял отпуск и четыре дня работал над скульптурой, вырезав три руки – одну мужскую, руку бойца, обнимающую ее женскую руку и руку ребенка, держащую игрушечный самолетик. Процесс создания работы он выложил в своем видеоблоге, а на следующий день проснулся знаменитым. Помнит, что в его почте было 800 писем. Ему позвонил начальник Липецкого авиаотряда, в котором служил погибший летчик, и попросил подарить скульптуру музею части.Сейчас резьба по дереву – основная работа бывшего журналиста. Она приносит ему и удовольствие, и доход.
В 2019 году Александр Ивченко стал победителем сразу трех международных конкурсов: Кубка Садрингема в Англии, «Легенд Севера» на Ямале и «Праздника топора» в Томске. В последнем состязались 250 участников из 30 стран и 37 российских городов. По словам резчика, это самое масштабное мероприятие для карверов всего мира. Кстати, этот фестиваль совпал с английским Open England. Несмотря на британскую визу и приглашение, воронежец выбрал Томск: российский фестиваль, по мнению Ивченко, в разы интереснее и круче, а русские мастера по резьбе бензопилами давно превзошли американцев и европейцев.
На «Праздник топора» воронежец опоздал – его самолет задержался, и на изготовление работы осталось всего три с половиной дня вместо пяти. И он не только успел закончить работу в срок, но и стал победителем фестиваля. Помогал Ивченко его напарник Александр Алферов.
Многофигурный арт-объект изображает богача и нищего. У первого – недовольное лицо, депутатский значок и трость в руке. У второго нет кисти – вместо нее культя, но его лицо счастливое, он тянется к божьей коровке. Над обоими персонажами парит ангел, который смотрит на нищего и отворачивается от богача. Ангел подвешен на тросах, поэтому раскачивается, когда дует ветер.
– Если бы я изобразил нищего с пальцами, он бы тянулся за подаянием, и всякий мог бы сказать: «Чего попрошайничаешь? Иди работай». А мне нужно было привлечь внимание к очень маленькой детали – божьей коровке, на которую он показывает культей. Поэтому все видят культю, а потом разглядывают божью коровку. Но настоящая божья коровка – это нищий, – говорит резчик.
Дерево – соавтор
Ивченко уверен, что процесс создания скульптуры всегда мистический:
– Мне достаточно посмотреть на торец, чтобы понять, где у будущей скульптуры будет лицо. С другой стороны, есть магия: подходишь к огромной заготовке и непроизвольно начинаешь от какого-то места «танцевать». Впоследствии понимаешь, что наугад выбрал единственно верное место – всего в нескольких сантиметрах от «лица» скульптуры начинаются сучки, – поясняет резчик.
Чаще всего Александр создает скульптуры без предварительных эскизов. В основном они нужны для участия в российских фестивалях, где жюри оценивает сначала сам эскиз, а потом скульптуру. Эскиз приходится рисовать и тогда, когда резчик берется за частный заказ.
– Если же эта работа только моя, то эскиз по большому счету не нужен, потому что он двухмерен, а скульптура – трехмерная. Кроме того, у каждой скульптуры два автора – я и дерево, – считает Александр.
У резчика, работающего с деревом, в отличие от скульптора, работающего с глиной, нет права на ошибку. Исправить недостатки скульптуры он не может.
– Если ты работаешь с глиной, у тебя есть два способа: отнять и прибавить. У меня только один – отнять, поэтому я как сапер – без права на ошибку. Если ты испортил лицо своей скульптуры, то исправить его будет очень сложно, – объясняет карвер.
Вторая жизнь аварийных деревьев
В Воронеже деревянных скульптур авторства Ивченко, как ни странно, не так уж много. Одна из них – «Спасибо, мама!» у входа в роддом №4 («Электроника»), которую он посвятил своей маме и жене Нине, родившей ему сына. В 2016 году Александр бесплатно сделал 15 сказочных фигур и лавочек, которые установил в сквере у ДК имени Карла Маркса. Сейчас ни одной из них там уже нет. А недавно в санатории имени Дзержинского появился «летающий» мамонт, созданный мастером.
– Мой воронежский опыт бесплатного строительства провалился. Куда делись те работы, непонятно. Мне не обидно: каждая скульптура – как спетая песня. Радуешься, когда удается спеть хорошо, – говорит Александр Ивченко.
Материал, из которого мастер делает свои скульптуры, – спиленные аварийные деревья.
– Как-то раз я поехал снимать репортаж о школе №54, где нужно было убрать аварийный тополь. Вместо того чтобы заниматься съемками, я заплатил мусорщику, и тот отвез дерево в Масловку. Я пытался из этого тополя сделать памятник Есенину. Но когда я очистил дерево от трухи и болезни, понял, что получится не Есенин, а обнаженная женщина без головы. Куда ее девать, до сих пор не знаю, – смеется Александр.
Статуя вместе со своим создателем «засветилась» на телеканале «Россия 1» в программе «Лига удивительных людей» в июне 2018 года, где в прямом эфире Александр за пять минут вырезал голубя, закрепил его вместо головы деревянной красотки и эффектно поджог. Тогда воронежец собрал 50% зрительских голосов, став победителем шоу.
Мастера, дающего вторую жизнь аварийным деревьям, уже несколько лет приглашают власти Пскова, Ямала, республик Коми и Карелии. Например, в республику Коми не так давно уехал созданный воронежцем городок по сказкам Пушкина. А в самом Воронеже его искусство долгое время не было востребовано. Ивченко неоднократно общался с воронежскими властями, предлагая украсить улицы парковыми скульптурами из спиленных деревьев.– В 2018 году на воронежских улицах было спилено и выброшено 1400 аварийных деревьев. Каждое дерево могло бы стать скульптурой, – отмечает Александр.
Недавно карверу позвонили из городского управления культуры: власти предложением, кажется, заинтересовались. А значит, есть надежда, что на улицах Воронежа появятся деревянные арт-объекты.
Пока большинство заказов, с которыми обращаются к Ивченко, адресованы не скульптору, а ремесленнику: просят то выстрогать корыто для засолки капусты, то Бабу-ягу, то волка из мультфильма «Жил-был пес».
– К сожалению, Воронеж пока может предложить мне одних волков. Сделаешь один, два, три раза и больше не можешь ни за какие деньги, – признается Александр.
Есть у мастера мечта – построить большой деревянный Диснейленд на трассе М4 под Воронежем. Он даже придумал для него название – «Ладушки». Осталось только найти заинтересованного инвестора. Скульптор вынашивает и более амбициозные планы – создать телепроект на федеральном канале под условным названием «Битва бензопил», в которых будут участвовать звезды.
– С коммерческой точки зрения это интересный проект, и зрителям тоже будет интересно. Пила и искусство – это оксюморон и самодостаточное зрелище. Но пока мне нужен роковой щелчок, с которого все закрутится, – говорит Александр.
По просьбе корреспондентов РИА «Воронеж» художник вырезал деревянную скульптуру. Весь процесс – как меньше чем за полчаса из бревна родилась птица, мы сняли на видео. Саму фигуру Александр подарил нашей редакции.