Люди Воронежа: чемпион с синдромом Дауна

Гимнаст Андрей Востриков нацелился на «золото» Специальной Олимпиады.

Людмила Минаева, 2 июня 2015, 13:12

Михаил Кирьянов

Воронежские спортсмены составили костяк сборной России по спортивной гимнастике на Всемирную Специальную Олимпиаду, соревнования среди лиц с ментальными нарушениями. Это единственная программа, в которую входит адаптивная гимнастика. Турнир, как и большие Игры, проходит раз в четыре года и состоится в июле 2015 года в США. Самый титулованный в российской команде – воронежец Андрей Востриков, человек с синдромом Дауна.

Первопроходцы

Андрей Востриков – самый титулованный гимнаст региона

Наверное, Андрей Востриков самый «золотой» гимнаст Воронежа среди всех категорий спортсменов. В его копилке уже более 100 медалей международных турниров.

– Я начал заниматься в три годика, с папой, – сказал 28-летний Андрей.

– Муж, мастер спорта по спортивной гимнастике, начал работать с сыном, чтобы сформировать его фигуру. А когда Андрею исполнилось 14 лет, в Воронеже открылась секция адаптивной физкультуры, – рассказала мама первого воронежского гимнаста с синдромом Дауна, Зинаида Вострикова. – Я тренеру Павлу Королеву сказала, что не обижусь, если он его не возьмет, – я привыкла, что мне везде отказывают. Но Андрей сразу же начал заниматься на снарядах. Павел Юрьевич сказал: «Я буду с ним работать».

Андрей стал одним из первых людей с синдромом Дауна в России, кто начал профессионально заниматься спортивной гимнастикой.

На первые соревнования Андрей поехал через год тренировок. Это очень быстро.

На первые соревнования он поехал уже через год, это был турнир в Санкт-Петербурге.

– Это довольно быстро даже для здоровых спортсменов. А для людей с синдромом Дауна тем более – у них по-другому работает память. Нужны годы тренировок, чтобы освоить какую-то программу, – сказал тренер особенных спортсменов Павел Королев.

Постепенно в секцию пришли другие дети с различными ментальными нарушениями. Недавно тренер набрал новую группу детей от 4 до 12 лет.

– Мы никому не отказываем. Если есть желание заниматься — приходите! – пригласил Павел Королев.

«Золотая» страсть

На первом же международном турнире гимнаст Востриков взял шесть золотых медалей из семи.

На первом же международном соревновании в Италии Андрей Востриков выиграл шесть золотых медалей из семи возможных — награды, как и в «большой» спортивной гимнастике, разыгрываются по отдельным видам упражнений и в многоборье, по сумме выступлений.

Затем были турниры в Англии, Китае, Греции, в Бельгии, несколько раз в Узбекистане. На международные старты гимнасты ездят за счет министерства спорта РФ, а их родители — за свои деньги.

– Так во всем мире. По условиям соревнований, все спортсмены должны жить вместе, а родители – всего лишь болельщики. Я давно не езжу поддержать Андрея. В США, скорее всего, тоже не попаду, – сказала женщина.

Андрей не единственный, кто от Воронежа ездит на международные турниры. На Олимпиаду вместе с ним отобрались еще Николай и Ольга. Ребята уже выступали и на Специальных Играх, и на чемпионате мира, становились призерами, но обойти Андрея по количеству медалей пока никому не удалось. Например, на чемпионате мира в Англии и международном турнире в Узбекистане спортсмен взял все семь «золотых».

– Андрей очень амбициозен. Человек настроен только на победу, ничего другого он не приемлет,
Павел Королев

тренер по спортивной гимнастике, специализирующийся на работе со спортсменами, имеющими нарушение интеллектуального развития.

В зале спорткомплекса института физкультуры, где тренируется группа, «первый гимнаст» тоже лидер: корректирует, подсказывает партнерам по команде, как выполнять упражнения правильно.

Для Андрея существует только одно место – первое.

Андрей Востриков говорит, что готов прямо сейчас выступить на Специальной Олимпиаде. Но продолжает работать в усиленном режиме: по две трехчасовых тренировки в день пять раз в неделю.

После Специальной Олимпиады, осенью, гимнастов ждет еще один серьезный турнир — чемпионат мира, он пройдет в ноябре в Италии.

– Если в Специальной Олимпиаде участвуют люди с разными ментальными отклонениями, то чемпионат мира только для лиц с синдромом Дауна. Это будет всего второй чемпионат мира, первый мы выиграли. Планы на медали есть на оба международных турнира, но загадывать нельзя. Специфика такая, что человек может моментально забыть свою программу. Может «замкнуть», и они начнут выполнять совсем не то, что было заявлено, – прокомментировал Павел Королев.

Победа мамы

Врачи назвали мальчика «неперспективным».

– У Андрея всегда была цель — поехать на соревнования. Он понимает, что для каждого спортсмена Олимпиада — это высший пилотаж, – сказала Зинаида Вострикова. – Но, конечно, когда муж только начал с ним заниматься, у нас не было мыслей о профессиональном спорте, а только о том, как сформировать ребенка.

Зинаида Вострикова уверена, что гимнастика помогает Андрею развиваться. За своего сына женщина боролась с его рождения.

– Андрей — наш второй ребенок. Что у него подозрение на синдром Дауна, врачи сказали, как только он родился. «Сдать» его нам советовали все, в том числе родные. Это был, конечно, кошмар. Врачи сказали, что ребенок неперспективный и, как бы мы ни старались, мы ничего не сделаем, – поделилась женщина.

Но они были неправы. Медленнее, чем здоровые дети, но Андрей развивался. Зинаида Вострикова добилась, чтобы его приняли в детский сад. Правда, через две недели родители других малышей попросили заведующую удалить его из группы. В школу попали тоже с большим трудом.

– В комиссиях твердили: дети с синдромом Дауна не обучаемы. А у меня Андрей уже читал! – рассказала Зинаида Вострикова. – В детстве читать он не очень любил, всегда говорил, что делает это ради меня. Но, став взрослым, влюбился в книги. Обожает историческую литературу, а сейчас увлекся романами Дюма.

В конце 90-х, устав пробиваться в одиночку, женщина организовала общественную организацию «Судьба», в 2014 году перерегистрировались как «Даун Центр». Сейчас в ней состоят 127 семей, а всего в Воронеже около 200 детей с синдромом Дауна.

Дети с синдромом Дауна перестали быть невидимками.

По словам активистки, в последние годы ситуация сдвинулась с мертвой точки. Дети с синдромом Дауна перестали быть невидимками: они идут в детские сады, учатся в школах и даже в некоторых городских профучилищах (Андрей Востриков выучился на повара-кондитера). Но дальше пока все – на работу их не берут.

– Мы в самом начале пути. Но общество, к счастью, меняется, поворачивается к нам. Раньше считали, что такие дети рождаются только в порочных семьях. Однажды, когда мы с Андреем ехали в трамвае, одна пожилая бабушка сказала на весь салон, никого не стесняясь, что такие дети рождаются, если мама переболела сифилисом. Представляете мое состояние? – сказала Зинаида Вострикова. – Слава Богу, что сейчас люди знают, что сбой может произойти, независимо ни от чего. Я рада, что Андрей смог учиться, что он занимается спортом, ездит на соревнования. А поколение старше него оказалось заперто, жизнь прошла мимо них.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.