«Лицо без гражданства». Как воронежскую многодетную мать лишили паспорта
Желание Марии Мананниковой навестить семью обернулось потерей документов.
Светлана Тарасова, 19 февраля 2019, 14:05
Многодетная жительница Россошанского района накануне шестых родов оказалась без документов и полиса. Марию Мананникову и ее пятерых детей лишили гражданства через 10 лет после получения российского паспорта. Теперь она не является гражданкой ни одного государства. В причинах и следствиях ЧП разобралась корреспондент РИА «Воронеж».
«Нет документов – нет человека»
Мария Мананникова решила оформить себе и детям загранпаспорта в 2016 году. Женщина хотела съездить к родственникам в Узбекистан, где родилась. На тот момент она уже 10 лет была гражданкой России, имела собственное жилье в Россошанском районе.
Поход в районное отделение УФМС по рутинному поводу обернулся для женщины кошмаром. Ей не только не стали оформлять заграничный паспорт – у нее отняли российский, заявив, что он получен незаконно.
– У меня заблокировали все счета в банке, заставляют вернуть пособия, выплаченные, «пока я была гражданкой России». Детей в любой момент могут выкинуть из садика и школы, я не могу пойти работать, продать свой дом – да вообще ничего, – рассказала Мария Мананникова корреспонденту РИА «Воронеж».
Всех детей, кроме первого, Мария родила от гражданина другого государства, несколько лет живущего в России. Мария называет его мужем, хотя зарегистрировать брак пара не смогла: требовалась справка о том, что он не женат у себя на родине, за бумагой нужно было ехать, а это требовало времени и денег.
Мужчина мусульманин (поэтому в семье никаких абортов: сколько детей дано, столько и будет). Он «таксует» в разных городах, зарабатывая на жизнь. Мария числится матерью-одиночкой. Случись что с ее кормильцем – все, пропала. С таким количеством детей, да еще без документов, на кусок хлеба не заработать.
Женщина живет с детьми в съемной двушке на окраине Россоши. Пара кроватей, несколько матрасов, брошенных прямо на пол, и огромный, ростом с человека, игрушечный медведь – почти весь скарб семейства. Собственный дом в поселке Районовском пришлось оставить перед родами Марии: там глушь, чуть дорогу занесет – никакая «скорая» не пробьется.
– Да и станет ли она пробиваться к человеку без паспорта и полиса? – сомневается многодетная мать. – Я теперь бомж. К врачам прихожу на учет становиться по беременности, а они глаза округляют: ты откуда взялась-то, где твои документы? Нет документов – нет человека.
Тринадцатого февраля Мария родила шестого ребенка – дочку. Мать называет ее «новым лицом без гражданства».
Из кабинета – под капельницу
Мария с горечью продемонстрировала журналистам два пухлых целлофановых пакета с паспортами и свидетельствами, на которых стоит штампик: «Аннулирован».
– Из-за справки, что я не гражданка Узбекистана, весь сыр-бор. Я эту справку полтора года ждала, каждый месяц в посольство в Москву ездила, через нотариуса перевод делала, все как полагается. Приношу в управление по вопросам миграции – фальшивая, говорят, оформляй паспорт заново. А недавно меня заставили срочно ехать в Воронеж за миграционной картой. Мне рожать не сегодня завтра, давление скачет, но поехала, деваться некуда, – утирает слезы многодетная мать.
По словам женщины, никто не сделал скидку на то, что она в положении. Пришлось провести под дверями чиновничьего кабинета несколько часов.
– Там духота, запах ужасный, меня тошнило, голова раскалывалась. Но приняли меня последней. Оттуда сразу в больницу угодила, под капельницу, – призналась Мария Мананникова.
Мария приехала в Россию из Узбекистана в 16 лет.
– У меня родители русские, в советское время переехали из Оренбурга в Фергану. Периодически они наведывались в Россию, отцу здесь даже давали квартиру, но он отказался, – вспомнила женщина.
В Россошь ее родственники стали перебираться, когда в Узбекистане начались «смутные времена». Сначала в Воронежскую область за лучшей долей подались две тетки, потом брат Марии.
После школы мать отправила Марию в Россию учиться. Она приехала в Россошь, но вместо учебы пошла торговать на рынок.
– Думала: летом подзаработаю, а потом засяду за учебники. Но торговля затянула, – рассказала женщина.
Полгода спустя она поехала домой в Фергану, выскочила там замуж, родила сына Богдана. Семейная жизнь не сложилась, и через некоторое время молодая мать снова рискнула попытать счастья в России. На этот раз нашла работу в Москве, тоже на рынке. Дела пошли неплохо, и она решила остаться.
– Через российское посольство в Ташкенте в 2004 году я получила российское гражданство на основании п. «а» ст. 18 Закона «О гражданстве РФ» (приобретение гражданства в порядке регистрации лицом, у которого супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ. – Прим. РИА «Воронеж»). В 2006 году я выписалась из Узбекистана и приехала в Россию по узбекскому паспорту и со справкой о приобретении российского гражданства. А в 2007 году российский паспорт был у меня уже на руках, – сообщила Мария.
Родители купили дочери дом под Россошью.
– Сначала они сами там хотели жить, но климат испугал. Холодно, тяжелая работа на огороде. Словом, они вернулись в Узбекистан, а я осталась строить новую жизнь. В 2008 году познакомилась со своим вторым мужем. В 2013 году у нас родился Захар, в 2016-м двойняшки Хадижа и Заир. Через год – еще дочка, Хадиса.
Так пунктирно Мария описала свою жизнь. Разладилась она, по мнению женщины, после подачи документов на получение загранпаспорта.
«Не по форме»
– Начали проверять документы, и тут выяснилось: сведений по имеющимся учетам в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области о получении мною российского гражданства нет. Информации по Фонду консульского отдела тоже. Гражданство тут же аннулировали мне и троим – Хадиса родилась позже – моим детям. Старшего это не коснулось, он остался гражданином Узбекистана: в то время он жил с бабушкой, – вспомнила Мананникова.
В ноябре 2016-го у Марии изъяли российский паспорт, выдав ей справку для проезда в посольство Узбекистана.
– Я рванула в Москву, встала в консульстве в очередь на получение справки об отсутствии гражданства Узбекистана. Ждала ее полтора года. В июне 2017-го направила запрос в УВД Ферганы. Через месяц получила ответ за подписью начальника УВД Ферганы о том, что я не являюсь гражданкой Республики Узбекистан, – рассказала женщина.
Российские миграционные органы сочли эту справку «оформленной ненадлежащим образом». В сентябре 2017 года Мария Мананникова отправилась в консульство Узбекистана. Там ей сказали: вы выписаны много лет назад, в Узбекистане не живете, пять лет не становились на консульский учет – значит, узбекское гражданство утратили автоматически. Тем не менее посоветовали сделать официальный отказ. Мария написала соответствующее заявление, оплатила консульский сбор и снова стала ждать.
В начале 2018 года женщина наконец получила консульскую справку о том, что не является гражданкой Узбекистана, и передала ее в миграционные органы. Оттуда сообщили: «Справка написана не по форме – нет номера указа президента Узбекистана». Но пообещали разобраться – отправить запрос в консульство Узбекистана.
– С тех пор меня год не вызывали в УВМ. И, как оказалось, ничего не делали, – всхлипнула Мария.
В 2016 году <…> по учетам базы данных ДКС МИД «Гражданство» и УВМ ГУ МВД России по Воронежской области сведений о приобретении гражданства РФ Марией Мананниковой, в том числе в посольстве РФ в Узбекистане, не установлено. Основанием для проведения проверки послужил и консульский ответ посольства РФ в республике Узбекистан о том, что представленная справка о приобретении гражданства РФ не выдавалась и что по учетам ЭБД «Гражданство РКЗУ» она не значится. <…> Мананникова не приобрела гражданство РФ в установленном порядке. ГУ МВД по Воронежской области
«Не от хорошей жизни»
Руководитель общественной приемной губернатора в Россошанском районе Виктор Квасов, к которому Мария тоже обращалась за помощью, рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», что в их приграничном с Украиной районе очень много мигрантов с тяжелой судьбой, которым требуется помощь.
– Люди не от хорошей жизни бежали в Россию из бывших республик СССР и много чего потеряли. Нашим соотечественникам надо упрощать процедуры легализации. Нужно, чтобы в наш район, где таких людей очень много, хотя бы раз в год приезжал специальный чиновник областного уровня, который помогал бы решать их проблемы. Мы пытались помочь Мананниковой, писали по ее жалобе сопроводительное письмо. Но приемная губернатора не уполномочена давать указания миграционной службе. Получается, что лишь это ведомство полновластно в решении таких вопросов, – заключил Квасов.
Мария решила доказывать свое право на гражданство через суд. Из своих скудных средств наняла адвоката.
– Мананникова ко мне обратилась в 2016 году, после того как у нее аннулировали паспорт. Мы пошли в районный суд Россоши с иском о признании этого действия незаконным. Судья Сергей Крюков встал на нашу сторону и обязал территориальный отдел ФМС вернуть ей паспорт на том основании, что у нее могли его забрать только после вынесенного судебного решения. Однако областное УВМ с этим не согласилось, подало апелляцию. В итоге областной суд мы проиграли. Теперь моя доверительница оказалась в подвешенном состоянии. Ее заставляют по второму кругу оформлять российское гражданство. На мой взгляд, это несправедливо, и мы попробуем это снова доказать в суде, – рассказал адвокат Константин Скуратов.
Со слов защитника, в этой ситуации больше всего вопросов именно к районной миграционной службе. Почему вопрос о законности приобретения Марией гражданства поднялся только через девять лет? Почему последние полтора года служба бездействовала?
– Мананниковой объяснили в территориальном УВМ, что год назад направили запрос в консульство. Ее родственники попытались это выяснить, и им ответили: никакой запрос в консульство не поступал, – удивлен защитник.
В УВМ ГУ МВД России по региону сообщили, что принято решение о выдаче женщине миграционной карты «с целью последующего приема у нее заявления о выдаче разрешения на временное проживание лица без гражданства». После этого «она сможет обратиться в комиссию ГУ МВД региона с заявлением о признании ее носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка) с целью приобретения ею в дальнейшем гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке».
Управление социальной защиты населения Россошанского района обратилось с иском в суд, чтобы с многодетной матери высчитали почти 200 тыс. рублей – пособия на детей, которые Мария получала якобы незаконно. По совпадению судьей в этом деле оказался Сергей Крюков, ранее отменивший решение УВМ об изъятии у Марии паспорта гражданки РФ. Он поразился тому, что женщина так долго не может решить свой вопрос. Он вынес решение: дать Марии еще три недели на попытку доказать, что ее дети имели право на пособия.
из Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного указом президента РФ №1325 от 14 ноября 2002 года
Галина Рагозина, эксперт-консультант проекта МОД «Форум переселенческих организаций» «Полюби соотечественника, Родина!»:
– Мария имела основания для получения российского гражданства, поскольку ее родители были гражданами СССР. Они не отказывались от гражданства РСФСР, правопреемником которого является РФ. Их дочь на момент своего рождения приобрела не только узбекское, но и российское гражданство по принципу права крови. Есть решения Конституционного суда РФ по подобным фактам. Ей не было смысла покупать справку. Какой интерес государству лишать через столько лет паспортов того, кто имеет на российское гражданство полное право? Почему не учитывается срок давности? Мария не виновата в том, что миграционные органы двух ведомств не оформили документы надлежащим образом. При проверках раньше там к ней не было никаких претензий. Она оформляла гражданство детям, дважды получала загранпаспорта на себя и детей. Особенно возмущает тот факт, что гражданства теперь лишены ее несовершеннолетние дети. Они родились в России, на тот момент у их матери был действующий паспорт гражданки РФ. Тем более Мария – мать-одиночка.
Корреспондент РИА «Воронеж» обратилась к уполномоченному по правам ребенка при губернаторе Воронежской области Ирине Поповой с просьбой помочь Марии и ее детям в урегулировании статуса и разобраться с выплатами на детей.