Литовский актер Юозас Будрайтис показал воронежцам моноспектакль о прошлом
Постановку «Последняя лента Крэппа» по пьесе Сэмюэла Беккета привезли на Платоновский фестиваль.
Олеся Шпилева, Павел Горячев, 7 июня 2014, 09:58
Вчера, 6 июня, на малой сцене воронежского драмтеатра литовский Театр Оскараса Коршуноваса представил моноспектакль «Последняя лента Крэппа» по одноименной пьесе знаменитого писателя и драматурга Сэмюэла Беккета. Единственную роль в спектакле исполнил известный актер Юозас Будрайтис, знакомый зрителям по многочисленным ролям в советских кинофильмах. Кстати, Театр Оскараса Коршуноваса и Юозас Будрайтис уже бывал в Воронеже – на второй Платоновский фестиваль в 2012 году они привозили спектакль «Миранда» по шекспировской «Буре».
По сюжету «Последней ленты…», старый Крэпп вспоминает свое прошлое по диктофонным записям собственного голоса. Сначала старик смеется над самим собой, вспоминая забавы молодости, но потом грустит и злится, что был глупцом – где-то совершил ошибку, упустил счастье.
– Редкий человек, прожив жизнь, не думает о том, что где-то что-то упустил. Многие возвращаются назад в памяти и жалеют о чем-то, думая, что сейчас-то уж точно не допустили бы той ошибки. Молодой человек может не копаться в прошлом: у него есть перспективы, цели. У старика – ничего, кроме памяти. Именно об этом наш спектакль, – рассказал Юозас Будрайтис.
Все декорации спектакля – стол, заваленный хламом, стул, магнитофон и раскиданная по полу магнитофонная лента. Больше половины спектакля Крэпп не произносит ни слова, только слушает собственный молодой голос и реагирует на него мимикой, жестами и нечленораздельными звуками. Юозас Будрайтис рассказал, что играть моноспектакль непросто, а с минимумом текста – особенно. Смотреть постановку оказалось не под силу некоторым воронежцам – во время представления пять человек покинули зал.
– Люди сегодня не хотят погружаться в смысл, не любят лезть глубоко, ведь можно понять что-то не самое приятное о своей жизни. Поэтому чаще публика предпочитает развлекательные вещи. Некоторые вставали и уходили со спектакля, мне было тяжело. Ведь именно в этот момент мой герой переходил на другую стадию осмысления своей жизни, он уже не ерничал над собой, а философски смотрел на прожитые годы. И в этот момент люди уходят, ты в образе, а в голову, хочешь или нет, лезет мысль: «Может, я не интересен?». А это неправильно, я не хочу, я не должен быть интересным. Мог бы покривляться лишний раз, подурачиться. Но я – это я, я существую таким. И любой человек ценен уже тем, что он существует. Я никогда не скучал в аэропортах, когда задерживали рейс. Я выбирал «жертву» и несколько часов мог неотрывно за ней наблюдать, – поведал Будрайтис.
Актер признался, что, работая над образом Крэппа, он и сам путешествовал по собственной памяти, брал материал из своего же жизненного опыта.
– Ненавижу эту роль, потому что в Крэппе много меня самого, причем той части, которую я терпеть не могу. Тяжело всякий раз выносить это на сцену, – сказал Будрайтис.
Мнение
– Это не зрелище, ведь здесь нет особых визуальных ухищрений. Это монолог человека, который прожил жизнь или проживает ее и который не думает о том, что его ожидает впереди, а вспоминает то, что было позади, осталось за кормой. В этих его воспоминаниях и есть самое интересное. Мы действительно мало задумаемся о прошлом, а стоило бы, – заведующий кафедрой истории журналистики ВГУ, публицист, писатель, критик Лев Кройчик.