Липецкий художник показал в Воронеже героев «Чевенгура» на полотенцах

Выставка Юрия Татьянина «В поисках Розы Люксембург» открылась в галерее «Х.Л.А.М.»

Софья Успенская, 8 мая 2015, 14:17

Софья Успенская

Галерея «Х.Л.А.М.» выставила работы липецкого художника Юрия Татьянина, вдохновленные платоновским «Чевенгуром». Экспозиция «В поисках Розы Люксембург» открылась 6 мая, в среду. Посвящена выставка любимому писателю художника, Андрею Платонову, и его роману «Чевенгур», где Степан Копенкин мечтает о Розе Люксембург, как Дон Кихот о Дульсинее. Как рассказал Юрий Татьянин, впервые прочитав роман в конце 1980-х, он долго ходил под впечатлением и впоследствии не раз перечитывал книгу.

– Если вы помните «Чевенгур», то в нем был такой персонаж Степан Копенкин, странствующий рыцарь революции, который все мечтал победить здесь буржуазию, потом поехать в Германию, там всем накостылять, а так как она там похоронена – это уже идея философа Федорова о воскрешении мертвых – откопать Розу Люксембург, привезти ее труп в Чевенгур и при помощи коммунизма и солнца оживить ее. И вот из этой любви Копенкина к Розе Люксембург по аналогии с любовью Дон Кихота к Дульсинее и родился целый цикл работ о Копенкине и его любви к этой прекрасной даме, – рассказал Юрий Татьянин обозревателю РИА «Воронеж».

Начав работать над серией, художник решил, что простая техника – холст и масло – мало подходит для передачи платоновских идей, зато подходят полотенца, плюшевые скатерти и мешковина («они больше передают и эту любовь, и смысл романа, и чернозем»).

– В моем творчестве мне важно скрестить высокий стиль с низким, соединить мещанство с интеллектуальными вещами. У Платонова есть фраза – может быть, процитирую неточно, но смысл таков – что искусство состоит в том, чтобы о сложнейшем рассказать простейшим языком. Язык Платонова ни на что не похож, он такой корявый, но в это корявости и есть настоящая красота. Поэтому те же полотенца, которые я использую, – да, они пошлые, но моя задача – через это пошлое рассказать о высоком. К тому же в каждый период времени существуют какие-то представления о прекрасном – раньше это были, скажем, семь слоников, коврики с лебедями, плюшевые скатерти. И когда я вспоминаю свое детство, эти плюшевые скатерти, которые были тогда у всех, уже кажутся не пошлыми, а воспринимаются как потерянный рай, 
Юрий Татьянин

художник.

Большинство работ выполнены на махровых пляжных полотенцах с китчевыми изображениями полуобнаженных красавиц. На части работ нанесены цитаты из «Чевенгура», другие поделены пополам, где верхняя часть, по словам художника, становится самой Розой Люксембург, а нижняя - изображает разные моменты жизни и смерти героини в окружении ее друзей и последователей. В экспозицию входит серия работ, сделанных на плюшевых скатертях и коврах, что, по мнению автора, олицетворяет землю-чернозем и стремление народа («а без меня народ не полный») к красоте.

Справка РИА «Воронеж»

Юрий Татьянин (р. 1963) – бывший книгопродавец, переквалифицировавшийся в живописца-примитивиста, автор множества текстов, создатель собственной и городской мифологии. Художник описывал житие и творчество Йозефа Бойса, Малевича, Ван-Гога, Пригова, Гогена. Героев искусства сменили Собака Ё, упыри, различные доморощенные звезды и милиционеры. Работы Юрия Татьянина находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства (Москва), Художественного музея им. Врубеля (Омск), Музея народного и декоративно-прикладного искусства (Липецк), в частных коллекциях России.

Выставку в галерее «Х.Л.А.М.» (Депутатская, 1) можно будет посмотреть в течение двух недель. Вход свободный.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.