Легенды Воронежа. Старинное деревянное зодчество
Спецпроект о городских достопримечательностях.
Анастасия Сарма, 23 марта 2018, 16:50
По количеству старинных деревянных домов Воронеж не может соревноваться с такими древними городами, как Кострома или Суздаль. Сохранившихся полудеревянных-полукаменных домов, характерных для жилой застройки Воронежа конца XIX – начала XX века, в нашем городе немного. Даже чудом пережившим огни Великой Отечественной войны вековым деревянным строениям грозит снос. Ведь все они стоят на ценной земле центра города. В «Легендах Воронежа» мы уже рассказывали о печальной судьбе деревянной усадьбы Плотникова.
Тема очередного выпуска спецпроекта – уцелевшие старинные дома с кирпичным низом и деревянным верхом. Консультантом журналиста РИА «Воронеж» выступил краевед Антон Позднухов.
Полудеревянные дома
Воронежцы строили полукирпичные-полудеревянные дома на периферии, в отдаленных от исторического центра слободах. Владельцами таких домов были горожане среднего достатка – мещане, мелкие купцы, учителя, губернские секретари.
На первом этаже, как правило, располагались хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. Хозяева жили там, где было теплее, – наверху, в деревянной половине дома. Протопить сырой полуподвальный каменный этаж зимой было трудно.
Нижняя, каменная часть дома в народе называлась «подклет», а сам деревянный сруб – клетью.
– Кирпичный низ строили по причине противопожарной безопасности. Ведь пожары в старину случались часто. Если у дома не было кирпичного этажа, у него было больше шансов загореться. Деревянный второй этаж строили ради экономии – сделать сруб было дешевле, чем тратиться на кирпич. Кроме того, деревянную половину было проще протопить, – пояснил Антон Позднухов.
Жилой дом №11 на Целинном переулке
Конец XIX – начало XX века
По соседству с переулком Целинным пролегает улица Целинная, которая в старину называлась Новосельской, а в начале XIX века – Постоваловской. По одним данным, ее название произошло от фамилии воронежского купца Постовалова, по другим – от профессии валявших валенки кустарей – постовалов. В конце XIX – начале XX века название улицы было искажено на Пустоваловскую – видимо, потому, что на улице в тот момент жили мещане Пустоваловы. Это название улицы продержалось до 1962 года, когда часть ее переименовали в Целинную. В стране была популярна тема освоения целинных земель в Казахстане и других районах. В 1954-1955 годах по путевкам комсомола на целину поехали сотни воронежцев. Целинный переулок до 1962 года, как и улица, назывался Пустоваловским. Весь этот район – территория бывшей Троицкой слободы.
Дом №11, богато декорированный в русском стиле, имеет свои секреты. Имена первых хозяев история не сохранила. Видно, что старинные зодчие строили его на совесть.
Особенность дома – в его обманчивости. Если вы посмотрите на здание с переднего фасада, то увидите двухэтажное строение. Но стоит спуститься по лестнице, ведущей во двор, как вы обнаружите, что у дома высокий фундамент и в нем уже не два, а четыре этажа, а само здание похоже на крепость.
Если посмотреть на каменный этаж с переднего фасада, видно, что фундамент со временем просел – окна первого этажа теперь находятся на уровне тротуара.
Дом Бунина (проспект Революции, 3)
Середина XIX века
Этот дом более известен как воронежская колыбель писателя и поэта Ивана Бунина, который здесь родился 10 октября 1870 года и провел первые три года жизни. В то время усадьба представляла собой деревянный одноэтажный дом с двумя деревянными флигелями. Левый флигель сгорел во время Великой Отечественной войны. Его хозяйкой была «губернская секретарша» Анна Германовская, владевшая домом с 1865 года.
А в 1872 году дом продали жене отставного фельдшера Анне Фетисовой. Новая хозяйка перестроила имение: с тех пор появился кирпичный первый этаж, а деревянная половина дома была поднята до уровня второго этажа. Таким образом, именно Фетисова придала усадьбе современный вид.
С 1913 года хозяином имения стал известный общественный деятель и юрист Сергей Петровский. Он соорудил парадный подъезд и дворовую пристройку к дому. Подробнее о судьбах людей, живших в доме Бунина, можно почитать в этом материале.
Дом Егорова (улица Ленина, 110)
Конец XIX – начало XX века
Старинный двухэтажный жилой дом на пересечении улиц Транспортной и Ленина прячется за круглым бизнес-центром из стекла и бетона. Главным фасадом полудеревянный «старичок» смотрит на проходящую мимо железную дорогу.
Нижний этаж – кирпичный, оштукатуренный, а верхний – деревянный, обшитый тесом. Имя первого владельца усадьбы – некоего Егорова – история не сохранила. Вероятно, это был состоятельный мещанин.
Дом богато декорирован в русском стиле. На его крыше – два треугольных портика. Окна украшены лучковой перемычкой и наличниками.
– Самое ценное в доме – железная табличка «Русского страхового общества». Он был построен до революции, когда дома страховали. На них остались вот такие таблички. Эта табличка – единственная уцелевшая на сегодняшний день во всем городе, – убежден Антон Позднухов.
Фундамент здания проседает, и окна первого этажа постепенно сравниваются с тротуаром.
Сейчас в доме шесть квартир. Кто-то из жильцов продает свою половину. Старожил Александр Анкудинов недоволен близким соседством с высоткой и сетует на то, что автомобилисты паркуются прямо на клумбе, под окнами жильцов.
– Мы живем на стоянке, – разводит руками пенсионер.
Чтобы свет автомобильных фар не мешал, жильцы забили окна первого этажа досками.
Дом Карпинских (улица Батуринская, 16)
Вторая половина XIX века
Этот необычный дом в стиле модерн краеведы знают как дом Карпинских. Сергей Михайлович Карпинский был известным в Воронеже педагогом. С 1883 года он занимал должность директора Воронежской учительской семинарии. Именно он основал знаменитый воронежский Петровский яхт-клуб.
С 1910 года дом был оформлен на имя жены Сергея Карпинского, Марии. В начале XX века верхний этаж дома перестроили в стиле модерн, от которого до наших дней дошли такие детали, как изящная балконная дверь на втором этаже (сам балкон не сохранился) и три типа уникальных резных наличников.
Несмотря на то что с 1994 года дом находится на государственной охране, его состояние плачевно. Часть окон заложена, выразительный резной декор в стиле модерн обветшал, а на боковых фасадах и вовсе утрачен.
Дом Рябоконева (улица Сакко и Ванцетти, 75)
1900 год
Дом с краснокирпичным первым этажом и деревянным верхом построил преподаватель истории и географии губернской гимназии, статский советник Яков Рябоконев.
Фасад отличается изящным декором с ориентацией на народные мотивы. Стоит зайти во двор – и перед вами откроется вид на церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенную на улице Освобождения Труда.
Яркая особенность памятника – в изобилии окон, украшенных наличниками с очельем.
– Большое количество окон объясняется тем, что в старину дома строили с тем расчетом, чтобы максимально использовать дневной свет. А в наше время меблировка требует глухих стен. Именно поэтому старинные окна жильцы закладывают. Кроме того, раньше в таком доме жили одна-две семьи, а сейчас – шесть. Опять же требуется место – люди стали жить компактнее, поэтому большое количество окон ни к чему, – поясняет Антон Позднухов.
Сейчас здание стоит на охране государства.
Дом Перетокина (улица Таранченко, 20)
Около 1900 года
Этот двухэтажный жилой дом расположен на пересечении улиц Таранченко и Герцена, напротив северного фасада Никольской церкви. Краеведы предполагают, что здание построил купец Перетокин.
Главный фасад дома отличается нарядным убранством: на горизонтальных членениях фасада – широкая тесовая обшивка, а узкие окошки украшены наличниками с накладной резьбой, на которой можно разглядеть растительный и геометрический орнаменты. Интересная деталь на фасаде – довольно редкая послевоенная электрическая коробка адресного указателя.
Дом на охране не стоит.
Дом Окупова (улица Таранченко, 28)
1901 год
В таком домике наверняка мечтает жить каждый воронежец, который ценит вид из окна. Он открывается прямо на спуск к водохранилищу.
Говорят, что первым владельцем этого дома был мещанин Окупов. Первый этаж дома – оштукатурен, а на втором этаже с тесовой обшивкой до наших дней уцелел балкончик. В нарядном убранстве главного фасада можно различить элементы классицизма.
Поэтажные пилястры делят главный фасад на четыре неравные части. Окна нижнего этажа заключены в рамочные наличники с замковым камнем. Как и предыдущий, этот жилой дом не признан памятником.
Усадьба Кораблинова (улица Сиреневая, 23)
1909 год
Этот скрытый от глаз старинный дом, похожий на терем, стоит на склоне холма и соседствует со Свято-Никольским храмом. Это бывшая усадьба почетного гражданина, владельца лакокрасочной фабрики Ивана Павловича Кораблинова. Комплекс состоит из жилого дома и служебного флигеля.
Дом является одним из самых интересных образцов деревянной архитектуры Воронежа начала XX века. В его композиционном и декоративном решении использованы средневековые западноевропейские мотивы. Как и у всех домов, построенных на холме, у этого здания есть особенности: cо стороны улицы дом одноэтажный, а если пройти вдоль него по тропинке и спуститься с горы на несколько метров ниже, то со двора откроется вид на полутораэтажный дом с кирпичным нижним этажом. Его стрельчатые окна украшены широкими резными деревянными наличниками с витыми стойками, фигурными накладками и выступами. Крышу дома венчают башенки.
– Место, на котором стоит этот дом, называлось «Напрасная слобода» – в старину здесь было кладбище, где хоронили людей, умерших напрасной (внезапной и насильственной) смертью, – отмечает Антон Позднухов.
Среди тех, кто нашел здесь последнее пристанище, были казненные, повешенные, убитые и самоубийцы. А с точки зрения христианства нет ничего хуже внезапной смерти, когда человек не успевает подготовиться к своей кончине. Кстати, в конце лета 2017 года здесь обнаружили человеческие кости.
Живший в XIX веке краевед Дмитрий Самбикин предполагал, что свое название «Напрасная слобода» получила потому, что в этой местности казнили преступников. Современный краевед и историк архитектуры Павел Попов считает, что закладка здесь жилой слободы по каким-то причинам считалась напрасной, отсюда и название.
Дом Медведевой (улица Помяловского, 37)
1914 год
Свидетель Первой мировой войны, дом жены надворного советника Марии Медведевой – типичный представитель жилой постройки начала XX века, отличающийся формами поздней эклектики и развитым деревянным декором верхнего этажа. Фасады дома включают элементы классицизма, модерна, русского и неорусского стилей. Колоритный дом – излюбленное место фотосъемок прогуливающихся здесь горожан.
Дом Медведевой до сих пор жилой. В нулевых годах жильцы убрали с фасада балкон. Тогда же общественники установили на доме охранную доску: хотя объект не стоял на государственной охране, учитывалось, что он должен быть внесен в перечень вновь выявленных памятников.
Дому Медведевой грозит снос: как стало известно воронежским общественникам Ольге Рудевой и Александру Никитину, на участке по адресу Помяловского, 37, планируется многоэтажная застройка. В публичной кадастровой карте участок 36:34:0607011:20 площадью 700 кв. м зарегистрирован именно под эту цель. Начиная с февраля 2017 года активисты добиваются признания дома памятником. Но большинство членов общественного научно-экспертного совета высказалось против постановки здания на государственную охрану.