Легенды Воронежа. Советские барельефы
Спецпроект о городских достопримечательностях.
Анастасия Сарма, 7 декабря 2018, 19:00
Новый выпуск спецпроекта «Легенды Воронежа» посвящен барельефам советской эпохи. Глядя на них, можно понять, чем жили советские люди.
По словам историка архитектуры Геннадия Чеснокова, в 1943 году в Воронеже появился трест по лепнине, где работали воронежские скульпторы, занимавшиеся декором зданий. Город стоял в руинах, но архитекторы уже думали о том, чтобы восстанавливаемые дома были не просто коробками для жизни, а зданиями, поднимающими дух и настроение. Выделять фамилии скульпторов, занимавшихся барельефами, было не принято, поэтому имена многих мастеров остались неизвестными.
Барельефы – одна из характерных примет сталинского ампира.
– После разрухи Гражданской войны, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, начали возводиться дома в стиле конструктивизма. Но такое впечатление, что люди сами испугались этих однообразных домов с монотонным ритмом. На них наложили запрет, и началась эпоха великолепного сталинского классицизма, или сталинского ампира. Воронеж считается его прекрасным образцом. Здания, возведенные в стиле сталинского ампира, смотрят в сторону архитектурных традиций Древнего Рима: они помпезны, монументальны, величественны, – рассказала Ольга Рудева.
Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, ар-деко, неоготики.
Дом на улице Кольцовской, 52
Фото – Евгения Емельянова
Дом состоит из двух зданий, которые построены в разное время, но объединены формами советского классицизма и входят в ансамбль жилых домов, оформляющих перекресток улиц Кольцовской и Плехановской.
– Пятиэтажный юго-западный дом (левый, второй от угла) сооружен во второй половине 1930-х по проекту харьковского архитектора Лукьянова на месте снесенных ветхих кузниц XVIII-XIX веков. Предназначался для рабочих и служащих завода «Воронежсельмаш». В то время был самым крупным и величественным жилым домом на Кольцовской улице. Имеет наибольшую художественную ценность во всем ансамбле. Этот дом задал масштаб застройки всему будущему ансамблю, сложившемуся в послевоенное время. Он был восстановлен в 1947-1948 годах, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» историк Павел Попов.
На верхнем этаже – барельефы из белого цемента, которые изображают будни советских трудящихся. Автор барельефов – скульптор Борис Лавров, который во время строительства дома жил в Воронеже.
– На барельефах – страна рабочих и крестьян. А значит, люди изображены при деле. Здесь вы не найдете томных барышень. Если женщины, то они трудящиеся. Дети также при деле: они всем время чем-то заняты, у них мяч, кораблик, самолетик, – отметила Ольга Рудева.
По словам Павла Попова, примыкающее к дому на Кольцовской угловое северо-восточное здание, которое заворачивает на улицу Плехановскую, построено в 1954-1956 годах по проекту архитектора Александра Миронова как продолжение здания 1930-х годов.
– Первоначальный проект архитектора предусматривал повышенную угловую часть, от которой в середине 1950-х годов пришлось отказаться из-за борьбы с «излишествами в архитектуре» СССР, – рассказал Павел Попов.
Вокзал Воронеж-1 и улица Мира
Фото – Евгения Емельянова
Здание современного железнодорожного вокзала, привокзальная площадь и улица Мира появились в Воронеже после войны. Академик архитектуры Лев Руднев, разработавший генеральный план восстановления города, предложил планировку площади – прямоугольник в сочетании с полукругом – и поставил перед проектировщиками задачу ее комплексной, ансамблевой застройки. В 1954 году по проекту московского архитектора Татаржинского возвели здание вокзала.
Фасад здания украшают 12 скульптур мужчин и женщин, среди которых летчики, солдаты, интеллигенты. Их создатель – воронежский скульптор Василий Буримов. Он же автор установленного на вокзальной площади памятника Ивану Черняховскому. Скульптуры на здании вокзала сделаны полностью из бетона. По словам скульптора Ивана Дикунова, изначально все фигуры не были полыми – возможно, именно поэтому в 1993 году они пришли в негодность.
– Фигуры должны быть пустотелыми изнутри, чтобы отдавать влагу, а не накапливать ее. Иначе скульптура будет разрушаться, – уверен скульптор.
Скульпторам Ивану Дикунову и Эльзе Пак поручили восстановить фигуры.
– Путем выколки мы обтянули скульптуры медью и сделали их копии из листовой меди, пустотелые внутри, – объяснил Иван Дикунов.
Окончательное оформление облика площади Черняховского завершилось осенью 1958 года. От вокзала к проспекту Революции потянулась не существовавшая до войны улица Мира. При ее проектировании архитекторы заложили концепцию плотно обстроенной парадной улицы-коридора.
Фото – Евгения Емельянова
Слева и справа от вокзала по улице Мира выросли две симметричных полуциркульных пятиэтажки-сталинки. Домам отводилась роль гигантских кулис, приглашающих гостей в город.
– Дому-близнецу слева от вокзала повезло больше – его фасад щедро украшен лепным декором и барельефами – яблоками, виноградом, серпами и молотами, вазонами. Декоративная лепнина украшает арку и изнутри. На фасаде дома напротив нет декора, а аскетичная арка не декорирована лепниной. Все дело в том, что дом достраивали после печально известного постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец сталинскому ампиру, – сообщила Ольга Рудева.
Дом на улице Героев Стратосферы, 13
Фото – Евгения Емельянова
Дом в стиле сталинского ампира возвели в 1938 году. Его автором предположительно стал архитектор Герман Здебчинский. Имя автора барельефов на этом здании неизвестно.
На барельефах, расположенных в угловой части, изображены держащие Конституцию СССР люди, которые напоминают Карла Маркса и Ленина. Ниже – барельеф, где представлены советские граждане – мальчик-пионер, милиционер, женщина-колхозница с охапкой колосьев и хлебом в руках, мужчина-рабочий, спортсмен-теннисист с ракеткой в руках и старик. Нижний барельеф представляет собой гимн материнству и детям.
Долгое время местной «достопримечательностью» барельефа был теннисист – во время одного из капитальных ремонтов над его лицом потрудились непрофессионалы, после чего в облике мужчины появились восточные черты. Последний капремонт, который еще продолжается, пошел дому на пользу: лицо наконец исправили.
Горельефы на Доме связи (проспект Революции, 35)
Фото – Евгения Емельянова
В 1932 году началось строительство Дома связи, в котором разместили областное управление связи, центральный телеграф, междугородний телефон и научно-испытательную станцию. Здание в стиле «конструктивизм» было готово в 1935 году. Его архитектор – ленинградец Александр Гинцберг.
Во время войны в правую часть здания попала бомба, стены выгорели. К восстановлению Дома связи приступили уже в 1944 году – крупный город не мог функционировать без полноценного узла связи. Работы велись в строгом соответствии с чертежами автора, которые удалось найти в архиве. Новыми деталями главного фасада здания стали два бетонных горельефа (в отличие от барельефов, горельефы более выпуклы – некоторые фигуры полностью отделяются от фона и существуют самостоятельно) – «Космос» и «Почта», которые в 1980 году создал воронежский скульптор Олег Толмачев.
Горельефы разместились справа и слева от входа. «Почта» символизирует прошлое (на горельефе изображен гонец, который доставляет письмо), а «Космос» – светлое будущее (маленький мальчик, мечтающий стать космонавтом, которого держат на руках молодые родители).
Фото – Евгения Емельянова
Моделью для мальчика стал маленький сын скульптора Олега Толмачева Сергей. Его мать – воронежский скульптор-монументалист Антонина Толмачева – автор грандиозного ансамбля памятников на Чижовском плацдарме.
– Раньше барельефы и скульптуры заказывали городские власти. Художники работали с архитекторами. Архитектор придумывал, какой акцент сделать на здании. И давал заказ Союзу художников. Сейчас все устроено по-другому, – отметил Сергей Толмачев.
Цирковой барельеф на Доме актера (улица Дзержинского, 5)
Фото – Евгения Емельянова
Необычный барельеф создал воронежский скульптор Сулико Гелашвили. Он изобразил уличный театр – с «учеными» медведями, музыкантами, скоморохами-акробатами. По словам зампредседателя Дома актера Натальи Поливаевой, изначально скульптор изготовил барельеф со свиньей, на которой, как известно, выступал воронежский клоун Анатолий Дуров. Позже свинью убрали, вместо нее появились театральные маски. Но суть осталась прежней – он посвящен цирку.
По воспоминаниям современников, Сулико Гелашвили создал цельный барельеф, но из-за проблем при монтаже его пришлось разрезать на несколько частей и только после этого собирать и монтировать.
Здание Дома актера появилось в 1978 году. Его начали возводить еще в 1970 году по проекту архитектора Владимира Быховского. По воспоминаниям Натальи Поливаевой, перед строительством снесли четыре жилых дома. «Колонны» на фасаде Дома актера символизируют складки театрального занавеса.
Барельеф на пожарной части (улица Ленина, 79)
Фото – Анастасия Сарма Пожарную часть на остановке «Работница» украшает советский скульптурный декоративный барельеф скульптора Олега Толмачева. На нем изображены двое пожарных. Сергею Толмачеву коричневый фон кажется неудачным:
– Уместнее было бы, если бы весь барельеф, в том числе и его фон, был белым либо другого светлого оттенка, каким он и был с самого начала.
В здании с 1968 года действует Центр противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС по Воронежской области. В музее можно увидеть диораму старого Воронежа, инсценирующую крупный пожар 1748 года, в результате которого выгорел почти весь город, а также действующие макеты пожарных частей и крупных режимных объектов Воронежа, пожарную амуницию, документы, фотографии. Вход свободный.
Музы на Театре оперы и балета (площадь Ленина, 7)
Фото – Евгения Емельянова
Строительство Оперного (в то время – Воронежского музыкального театра) началось в 1940 году по проектам воронежца Александра Миронова и москвича Бориса Ефимовича. После войны огромная каменная коробка долго стояла за высоким забором. Первых зрителей театр принял в феврале 1961 года. Шесть колонн коринфского ордера поддерживают мощный, во всю ширину здания, треугольный фронтон. Спаренные полуколонны декорируют боковые фасады.
Скульптор Иван Дикунов вспоминает: рядом с соседним величественным зданием бывшей гостиницы «Воронеж» со шпилем (сейчас это здание областного Совета профсоюзов) Театр оперы и балета смотрелся «приплюснутой лягушкой». Перед Иваном Дикуновым и его женой, скульптором Эльзой Пак, поставили задачу: при помощи барельефов и скульптур зрительно вытянуть здание вверх. Так были созданы трубящие на крыше театра музы и барельефы на фронтоне театра. Три музы мастера изготовлены из листового алюминия, внутри фигуры пустотелые. Барельефы на треугольном фронтоне – из гипса.
– Нагружать фронтон тяжелыми фигурами было нельзя – они бетонные. Поэтому сделали их пустотелыми. Если барельеф не сделать пустотелым внутри, то он не высохнет до конца, будет мокнуть и в конце концов развалится, – пояснил Иван Дикунов.
Скульпторов ждал огромный объем работ. Размеры фронтона – 6 м в высоту и 40 м в ширину. Высота муз – 8 м. Барельеф скульпторы делали в мастерской.
– Рельеф состоит из трех частей. Каждая плита была весом 300 кг. Их поднимали на кране, – вспомнил Иван Дикунов.
Воронежский концертный зал (улица Театральная, 17)
Фото – Евгения Емельянова
Размер барельефа на Воронежском концертном зале (бывшем драмтеатре имени Кольцова) – 6 на 12 м. Иван Дикунов и Эльза Пак создавали его в течение 10 лет. По словам Дикунова, театральный рельеф сделали из листовой меди методом чеканки – технология, которой владеют немногие скульпторы. Фигуры смотрелись словно золотые. Со временем медь окислилась, фигуры актеров почернели.
– Они внутри пустотелые, поэтому монтировать их было несложно. Рельеф делится на две половины. В центре – мужчина и женщина, слева мы изобразили историю мирового театра, справа – русского. Внизу, по центру, стоит режиссер спиной, – отметил Иван Дикунов.
ДК 50-летия Октября (улица Ворошилова, 19)
Фото – Евгения Емельянова
Дворец культуры имени 50-летия Октября появился в 1960-е годы. Автор горельефа «Космонавты» на боковом фасаде ДК – воронежский скульптор Федор Сушков, который ушел из жизни в 2006 году.
Известность скульптору принесли его монументальные работы – «Гимн жизни» на Задонском шоссе и мемориальный комплекс на площади Победы.
Пловчиха и моряки на улице Набережной
Фото – Евгения Емельянова
Неизвестные широкому кругу воронежцев достопримечательности левого берега – горельеф «Пловчиха» на территории Дворца подводного спорта (улица Набережная, 15а) и моряки, украшающие фасад Воронежской водолазной школы (улица Набережная, 15). Информации о них мало.
Фото – Евгения Емельянова
По мнению вдовы скульптора Олега Толмачева Антонины Артемовны, автор обеих работ – Федор Сушков: в фигурах угадывается характерный стиль автора. А воронежский архитектор Николай Гуненков считает, что горельефы создал скульптор Виктор Мелешко.