Легенды Воронежа. Летающая девочка
Спецпроект РИА «Воронеж» о необычных достопримечательностях города.
Мария Андреева, 19 мая 2016, 12:30
Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – барельеф на фасаде дома №11 на улице Депутатская, именуемый в народе Летающей (или левитирующей) девочкой.
Улица Депутатская – сравнительно молодая в Воронеже. Еще в начале ХХ века ее территория была частью слободы Чижовки, а затем поблизости стали появляться крупные предприятия. До революции открыли завод «Взрыватель», в советские времена – связанные с авиацией заводы №16 и №18. Для рабочих завода №16 на нынешней улице Депутатской построили дома с квартирами, коммуналками и общежитиями.
Архитектор Николай Неведров создал красивый комплекс, центром которого стали первые полукруглые дома в Воронеже – №7 и №11. Самая красивая – «полуциркульная» – часть в этих зданиях отведена под общежития. Прямая, уходящая к нынешней улице Моисеева, – под обычные квартиры. Перед домами, повторяя их очертания, создали круглую площадь.
Из-за своей необычной формы строения породили в народе немало слухов. И сейчас можно услышать легенду, будто здания возводили немецкие пленные. Якобы у них был коварный замысел: с высоты птичьего полета комплекс должен был выглядеть, как свастика, с центром в виде круга, но эти планы были раскрыты и сорваны.
В годы Великой Отечественной войны завод №16 эвакуировали в Самару, а красивые дома на Депутатской пострадали. Под облупившейся штукатуркой заметна кладка из белых кирпичей – следы послевоенных восстановлений, ведь в 1930-е использовали только красные кирпичи. Видимо, именно поэтому даже многие местные жители думают, что их дома построены в послевоенные годы.
После войны завод №16 в Воронеж не вернулся. Вместо него в городе создали дизельный завод №154 имени Сталина. Перед его главным административным зданием установили две фигуры вождей – Ленина и Сталина. Скорее всего, именно тогда чуть изменили и дома №7 и №11. Строгие здания украсили колоннами, а на фасаде дома №11 выполнили два огромных, в три этажа, барельефа.
На правом барельефе изобразили первую для Советского Союза высадку десанта, которая состоялась в Воронеже 2 августа 1930 года.
А вот левый барельеф был призван проиллюстрировать один из главных лозунгов советской эпохи – «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Вождя изобразили стоящим в окружении детей и держащим на руках девочку, а один из пионеров протягивает ему букетик цветов. Барельеф продержался на фасаде роскошного дома недолго – после развенчания культа личности Сталина в конце 1950-х многочисленные сталинские памятники и барельефы стали сносить.
– У писателя Анатолия Злобина есть роман «Демонтаж». Там рассказывается, как в одну ночь все памятники Сталину в городах уничтожили. Наверное, в этом есть и вымысел, а может, так и было. Возможно, и с этого барельефа Сталин исчез так же. Во всяком случае, жители окрестных домов вспоминают, что сбивал его какой-то местный человек и по своей инициативе, – рассказала журналистам РИА «Воронеж» краевед, основатель экскурсионного сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.
Часть барельефа исчезла с фасада дома в начале 1960-х. В это же время с пьедестала возле главного здания завода стащили и памятник Сталину. Об упавшей фигуре вождя местные жители забыли довольно быстро. А вот барельеф, некогда прославлявший его, стал достопримечательностью.
После удаления огромной фигуры Сталина картина стала странной, почти абсурдной: поджавшая ноги девочка парит в воздухе над своими приятелями, ее талию обнимает откуда-то взявшаяся ладонь, пионер тянет свой букетик кому-то вверх. Кажется, что взлетевшая над землей девочка к чему-то прижимается щекой. За такое необычное произведение народ прозвал барельеф Летающая девочка.
Спустя более полувека лица пионеров видны хорошо. На месте лица Иосифа Сталина торчат два крюка – на них когда-то крепился барельеф.
Жители уверяют: даже сколотый с фасада вождь не хочет уходить навсегда – в сильные дожди барельеф намокает, а после высыхания на нем остается мокрое пятно – контур Сталина.
Не мешало бы привести барельефы в порядок, слегка подрезать липы, закрывающие вид. Обидно, что барельефы в таком состоянии. Ведь мы постоянно ищем какую-то новую туристическую привлекательность, достопримечательности. А не надо, у нас уже все есть! Мои экскурсанты, особенно приезжие, москвичи, приходят в восторг. Вот готовый туристический объект!Ольга Рудева
краевед, экскурсовод