Легенды Воронежа. Каменный мост
Спецпроект РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях.
Мария Андреева, 17 ноября 2016, 11:30
Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Каменный мост, которому в 2016 году исполнилось 190 лет. Это первый кирпичный мост города – памятник истории и архитектуры. Построил его на свой страх и риск, в отсутствие императорского разрешения, воронежский губернатор Николай Кривцов – за что и был наказан.
Нынешняя репутация моста как главного свадебного символа города – имеет давние традиции и связана с Александринским приютом.
Каменный мост – главное украшение улицы Карла Маркса. До революции улица называлась Старомосковской. Еще в допетровские времена это был главный тракт, связывающий Воронежскую крепость с Москвой. Именно по этой дороге Петр I въезжал в город.
В XVII веке на этом месте построили Ямскую слободу и возвели Воскресенскую церковь. Долгое время это был динамичный центр городской жизни.
В XVIII веке после принятия нового генерального плана застройки Воронежа Старомосковская улица утратила значение одной из главных. Центральными стали Ново – или Большая Московская улица (ныне – Плехановская) и улица Большая Девицкая (Платонова и 9 Января). О благоустройстве бывшей Ямской слободы в начале XIX века городские власти не слишком заботились. Большое значение имел рельеф местности: высокие холмы и крутые овраги. В непогоду их размывало, и немощеные дороги превращались в трясину. Лошади, которые с повозками двигались к реке Воронеж по Богословскому спуску (улица Чернышевского), нередко ломали ноги. В итоге этот участок Старомосковской улицы получил название Волчьей Ямы.
Многие городские чиновники и простые жители понимали, что на Богословском спуске необходимо возвести мост. Однако на это не хватало ни сил, ни средств. На строительство решился губернатор Николай Кривцов, назначенный в Воронеж по императорскому указу. В Воронежской губернии он проработал недолго – с 1824 по 1826 год, но успел сделать для города очень много.
Николай Кривцов был необычным губернатором. Он происходил из семьи, родственной писателю Ивану Тургеневу, был прекрасно образован. Участвовал в Бородинском сражении. Попал в плен к французам, но при случае затем спас наполеоновских солдат от разъяренной толпы. В одной из битв ему оторвало ногу. После установки протеза он продолжил вести активную жизнь. Был знатным донжуаном, плясал на балах, дружил со многими великим писателями. Особенно был близок с Александром Пушкиным, который посвятил ему два стихотворения. До Воронежа Кривцов успел послужить тульским губернатором. При этом славился своим взрывным характером, не свойственным большинству чиновников. Не раз становился героем скандалов, так как не любил взяточников и лентяев, мог человеку любой должности высказать свое нелицеприятное мнение и даже ударить. Это и погубило его губернаторскую карьеру: после жалоб его перевели из Воронежа в Нижний Новгород и затем сняли с должности «за строптивый и вспыльчивый характер».
– Николай Кривцов – личность незаурядная. Ему пришлось многое пережить: и настоящие сражения, и ампутацию (без наркоза!). Несмотря на это, он остался по-настоящему хорошим человеком, радеющим за страну и желающим работать честно. Многие поступки он совершал во благо города и горожан, даже если это угрожало его карьере, – рассказала краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.
Именно с именем Николая Кривцова историки связывают сдвиги в городском благоустройстве Воронежа. В годы его правления вымостили камнем центральные улицы и улучшили съезды к реке. При нем вырыли первые колодцы, и горожане стали пить воду гораздо лучшего качества – с глубины в более чем 50 м.
Самым «историческим» поступком губернатора Кривцова было возведение моста на Богословском спуске.
Он понял, что мост необходим городу срочно, перед началом осенне-зимней распутицы. Однако для такого строительства требовалось получить Высочайшее повеление из столицы: губернаторы и казна были строго подотчетны императору. Но Николай Кривцов понимал, что на бюрократические процедуры уйдет слишком много времени, и приказал начать работы без согласования с вышестоящими инстанциями. Как опытный чиновник, Кривцов знал, что за ослушание его серьезно накажут. Но нужды города он поставил выше своей карьеры.
Мост построили в августе-сентябре 1826 года по проекту воронежского архитектора Ивана Блицына. Стоимость работ была внушительной – 5596 рублей. Расположенные рядом спуски замостили и укрепили стенами от оползней. Это был первый в Воронеже мост – не деревянный, а из кирпича. В те времена этот строительный материал называли камнем, а потому и сам мост получил наименование Каменного.
В своих предположениях Николай Кривцов не ошибся: за строительство моста и расходование средств ему объявили выговор и даже назначили штраф. Хотя позже от уплаты штрафа его освободили, признав объект нужным городу. Однако репутация Кривцова как губернатора все же пострадала. Зато ему были благодарны воронежцы, оценившие все преимущества нового моста. Район сразу стал одним из самых уютных уголков города.
Со второй половины XIX века в темное время суток здесь горели керосиновые фонари. Покой местных жителей охранял полицейский – около моста находилась его будка. Место около моста облюбовали воронежские богачи, на близлежащих улицах вскоре появились многочисленные особняки состоятельных купцов.
Сегодня Каменный мост – это главный свадебный символ Воронежа.
Эта традиция имеет давнюю историю. В 1860 году в здании на углу перекрестка, к которому выходит мост, разместился Александринский приют.
В приюте жили и учились девушки из благородных семейств, оставшиеся сиротами. Существует легенда, будто в день выпуска на мосту собирались молодые люди, желающие жениться. Они ждали, что к ним выйдут красавицы из приюта. Если какой-то воспитаннице нравился кавалер, она приводила его в приют и получала благословение на брак. Приданое ей дарил город. Считалось, что пары, встретившиеся на Каменном мосту, будут счастливы в браке.
Уже в новое время Каменный мост пережил две большие реконструкции: к 400-летию города, в 1984-1986 годах, и к 425-летию – в 2011-м.
В ходе ремонта мост укрепили, металлическую ограду заменили на кирпичную. Раньше на ограде моста молодожены по традиции вешали замки в надежде на долгую и счастливую совместную жизнь.
С новой, кирпичной, оградой вешать замки стало некуда. Теперь для молодоженов отводят специальные места, где замки можно вешать на специальные металлические деревья.
В наши дни Каменный мост – одна достопримечательностей, сохранивших свой первозданный облик практически в неизменном виде. Будучи одной из визитных карточек Воронежа, мост сохраняет свое эстетическое, историческое и функциональное (переезд через спуск) значение.