Легенды Воронежа. Гостиница «Киевское подворье»
Спецпроект РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях.
Анастасия Сарма, 17 января 2018, 13:01
Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – архитектурный комплекс, известный как гостиница «Киевское подворье». Комплекс строился с 1870 по 1906 год и включает в себя четыре современных здания, расположенных на улице Платонова, 1, 3 и 5. В центре комплекса – краснокирпичный новодел с аркой (Платонова, 3), заглянув в которую оказываешься во внутреннем дворике с краснокирпичным флигелем. Его башенку венчает остроконечная крыша. Горожанам, знакомым с сагой о Гарри Поттере, здание может напомнить учебное заведение будущих волшебников – Хогвартс.
Как мещанин Бибиков гостиницы скупал
В прошлом выпуске «Легенд Воронежа» корреспонденты РИА «Воронеж» рассказывали о странноприимном доме Митрофановского монастыря, где паломники, чаще всего нищие, останавливались на ночлег бесплатно. Хотя среди верующих были не только убогие скитальцы, но и вполне состоятельные люди. Они останавливались в частных гостиницах, строившихся вокруг монастыря, – это был выгодный бизнес. Одной из них стало «Киевское подворье».
История «Подворья» началась еще в 1870 году, когда на углу Соборной горы (ныне улица Гора Металлистов), над самой кручей, отставной писарь Григорий Гулиенко открыл частную гостиницу.
Со временем появились второй и третий этажи. Следующими хозяевами усадьбы стали купцы Бухоновы, державшие здесь бакалейную лавку.В 1890-х годах их соседом стал мещанин Федор Бибиков, который взял в аренду гостиницу Бухоновых, а затем приобрел в собственность два соседних участка, где начал строить новый гостиничный комплекс. Так в 1896 году появился двухэтажный и краснокирпичный дом с аркой (ныне улица Платонова, 3).
А через два года – одноэтажный флигель Г-образной формы, который впоследствии достроили вторым этажом. Здание считается частью дома №3. Но на этом Бибиков не остановился. В 1901 году он построил еще один корпус гостиницы (ныне дом №5), который примыкал к дому с аркой. Как и предыдущие постройки Федора Бибикова, эта тоже была выполнена из красного кирпича и ничем не оштукатурена.
Как отмечает писатель и краевед Павел Попов, в 1901 году в газете «Воронежские епархиальные ведомости» предприниматель рекламировал новый корпус своей гостиницы. Известно, что она насчитывала 28 номеров, которые стоили от 65 копеек до 1 рубля. В гостинице были все удобства: электричество, ресторан, бильярд, а в дворовой постройке можно было оставить на ночь экипаж.
В начале XX века Бибиков выкупил усадьбу Бухоновых и, таким образом, стал владельцем целого гостиничного комплекса. В 1906 году он пристроил к корпусу Бухоновых угловую часть здания и соединил ее со срединным домом №3. Сразу после строительства Федор Бибиков отрекламировал в газете «Воронежский телеграф» свой новый корпус, который назвал «Гостиница Неаполь», но впоследствии передумал и стал считать его частью «Киевского подворья».
С начала 1910-х годов весь трехусадебный комплекс принадлежал уже наследнице Федора Бибикова – его дочери Александре Гиждеу, но через два года она умерла. Усадебный комплекс перешел по наследству ее родственнику – знаменитому купцу-промышленнику Дмитрию Самофалову, который стал его владельцем в 1913 году. В августе 1917 года все три усадьбы, занятые гостиницей, Самофалов, не отличавшийся щедростью, неожиданно для всех решил подарить городу.
От «Металлиста» до памятника
После Гражданской войны бывшую гостиницу занимало жилищное товарищество «Металлист», состоявшее из рабочих и служащих соответствующих профессий. Вот почему соседнюю улицу назвали в 1928 году Горой Металлистов.
Во время Великой Отечественной войны здания бывшего «Киевского подворья» пострадали.
В 1946-1952 годах их восстановил «Воронежстрой» по чертежам «Военпроекта». При восстановлении в бибиковский комплекс внесли изменения. Так, например, юго-западное крыло дома №1 укоротили, а второй этаж основного дома №3 настолько сильно пострадал, что его выкладывали заново.
– Одна из характерных черт послевоенной архитектуры города – ансамблевая застройка. Все здания, стоящие на Университетской площади, восстановили и оформили в одном стиле – сталинского классицизма. Отсюда на домах появились купола. Многие заблуждаются, считая, что здания с куполами – дореволюционной постройки. На самом деле нет. Купола – послевоенные, – говорит краевед Ольга Рудева.
Весь комплекс «Киевское подворье» находится под охраной государства. Статус памятника дом №5 получил в 1983 году, а дома №1 и №3 признали памятниками в 1987 году.
Монастырские конюшни и Лев Толстой
У гостиничного комплекса есть и свои легенды. Известно, что «Киевское подворье» было построено на месте монастырских конюшен. Старожилы говорят, что грунт, на котором стоят здания гостиничного комплекса, – это перепревший навоз.
Как отмечает Павел Попов, в Воронеже долгое время была распространена легенда, что в доме №5 в 1894 году останавливался Лев Толстой. В советское время здесь даже висела мемориальная табличка, извещавшая об этом горожан. Но, по мнению краеведа, это всего лишь миф – в то время дома №5 попросту не существовало. Великий писатель останавливался в усадьбе Быстржинских (улица Платонова, 9, 11).
Дом с «зависшей в воздухе» лестницей
Одно из зданий бывшего гостиничного комплекса «Киевское подворье», увенчанное шпилем, принадлежит школе иностранных языков «Интерлингва», которая открылась здесь в 1995 году. Жемчужина фасада флигеля – выложенные из кирпича крупные тройные кокошники над окнами.
Как отмечает краевед Павел Попов, это дань русскому стилю, который хорошо принимали купцы и поборники православных традиций. А в угловых лопатках флигеля есть ниши в виде крестов – прямое напоминание о русской вере.
Идеальное состояние флигеля – пример бережного и кропотливого восстановления и реконструкции. Первый ремонт в здании школы сделали 25 лет назад. Сейчас здесь идет капитальный ремонт.
– Когда мы впервые оказались здесь, здание было в крайне запущенном состоянии, – вспоминает генеральный директор школы «Интерлингва» Елена Киктева. – Мы сохранили тут абсолютно все, сантиметр за сантиметром. Мне помогали делать ремонт и красить стены наши гости-иностранцы. Ребята из Америки и Европы работали как волонтеры, им очень нравилось восстанавливать старые стены. Причем при реставрации дома мы очень плотно работали с Государственной инспекцией историко-культурного наследия. Бывший руководитель структуры, Татьяна Старцева, отсюда не выходила. Моя задача была ничего не нарушить.
По словам Елены Ивановны, до Великой Отечественной войны корпус нынешней школы был больше, но в войну пострадал. Часть исторического здания была утрачена. Сейчас на месте разрушенного крыла корпуса – облагороженный задний двор школы.
– Когда мы восстанавливали здание, прямо рядом с нашим корпусом была глубокая воронка – сюда во время войны упала бомба. Она угодила во флигель, от которого ничего не осталось. Руины кирпичной постройки разобрали местные жители. В воронку пришлось завозить землю, – говорит Елена Киктева.
В здании «Интерлингвы» остались старинные узкие коридорчики и переходы, характерные для планировки гостиницы. Сохранились и две лестницы – черная, предназначавшаяся для слуг, и парадная – для господ. Узенькая лестница черного хода раньше была деревянной, во время ремонта ее ступени укрепили каменной плиткой. Она выходит прямо в холл языковой школы. А каменная полувинтовая парадная лестница скрыта от глаз. Кстати, первая, черная чугунная ступенька лестницы – подлинная.
– Особенность лестницы в том, что у нее нет опоры – она крепится к стене. Подобного в Воронеже нигде нет. Это как висячие сады Семирамиды, – говорит директор центра «Киевское подворье» Ольга Самсонова.
По инициативе Елены Киктевой во всех помещениях интерьера флигеля открыта старинная кирпичная кладка стен – чтобы каждый посетитель школы мог убедиться в ее подлинности.
Кстати, во флигеле «Интерлингвы» находится единственный в Воронеже музей мишек Тедди.