Легенды Воронежа. Дом губернатора

Спецпроект о городских достопримечательностях

Екатерина Бутцева, 1 августа, 12:00

Михаил Кирьянов

На проспекте Революции расположено здание, сквозь которое, как нерв, прошла история Воронежа с XVIII века по сегодняшний день. В доме №22 решалась судьба всей губернии, вершились революционные события, сменяли друг друга разные организации. И сейчас здание хранит историю – в нем расположены фонды Краеведческого музея, а выставочные залы принадлежат музею имени Ивана Крамского. Речь идет о Доме губернатора. В подготовке материала корреспондентам РИА «Воронеж» помогала сотрудница библиотеки №2 имени Алексея Кольцова Елена Устинова.

Строительные метаморфозы

Особняк был построен в конце XVIII века, в то время, когда после серьезного пожара реализовывался план Екатерины II по переустройству города. А именно в 1780 году воронежский комендант полковник А. И. Хрущев возвел двухэтажную южную часть строения. Через 12 лет новым владельцем здания стал губернатор Осип Хорват, однако он в 1795 году, покидая Воронеж, продал дом городской казне. И именно с этого момента здание стало официальной резиденцией воронежских губернаторов.

В начале XIX века усадьба состояла из дома, двух флигелей и большого сада. Во второй половине XIX века здание перестроили по проекту архитектора Станислава Мысловского, объединив главный дом с правым флигелем. А уже к XX веку на месте правого флигеля возвели двухэтажный дом с лепниной и металлическим навесом у центрального входа.

– Здание построено в стиле классицизма. Если обратить внимание на колонны, то можно увидеть такой элемент декора, как волюта. Таких завитушек существует три вида: ионические, дорические и коринфские. На этом здании как раз мы видим коринфский тип волюты, это самый роскошный ордер из трех. У входа здесь был еще длинный такой проход для благородных посетителей. Чугунный портал организовали, чтобы в дом можно было зайти во время дождя, – показала Елена Устинова.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. И известный воронежский архитектор Николай Троицкий в 1950 году объединил два разных строения при помощи портика, а также пристроил левой части здания третий этаж.

Первые хозяева

Рассказывая о здании, невозможно не вспомнить его обитателей, которые здесь жили на протяжение более чем столетия. Речь идет о губернаторах. Первым хозяином дома, как говорилось выше, стал Осип Хорват. Как видим, он в этой должности побыл недолго и в скором времени отбыл в Екатеринослав.

Со временем его сменил Александр Сонцов. Современники его считали личностью выдающейся. Он очень быстро продвигался по карьерной лестнице – был вице-губернатором, потом губернатором. Сонцов активно помогал митрополиту Евгению (в миру Евфимию Болховитинову) в учреждении типографии в Воронеже. Однако в конце правления Павла I впал в немилость и был отстранен. Но с приходом нового императора, Александра I, вновь возглавил Воронежскую губернию. Во второй свой срок он готовил губернию к серьезным военным действиям. Шли две войны на востоке – русско-турецкая и русско-персидская, а также назревал военный конфликт с Наполеоном. Губернатор заготавливал провизию, обсуждал вопросы о формировании добровольного ополчения, кроме того, принимал меры по предупреждению проникновения чумы в центральные губернии. При Сонцове в городе были открыты губернская гимназия и уездное училище. Его сын Петр пошел по стопам отца и тоже был воронежским губернатором.

Путешественник и англоман

Другим хозяином этого дома был друг Александра Пушкина – Николай Кривцов. Поэт даже посвятил ему два стихотворения ­ - «Когда сожмешь ты снова руку...» и «Кривцову». Николай Кривцов, участник Бородинского сражения и Заграничных походов, во время военных действий потерял ногу и был вынужден перейти на гражданскую службу. После он много путешествовал, прослыл англоманом.

В 1824 году Кривцов был назначен воронежским губернатором. Здесь он стал наводить свои порядки, уличать местных чиновников в недобросовестности, прослыл скандалистом и в скором времени был переведен в другую губернию. За два года, что Кривцов находился у власти, он занимался благоустройством города: мощением улиц, строительством зданий, в том числе были построены три пожарные каланчи. При нем был возведен знаменитый воронежский Каменный мост, который губернатор на свой страх и риск построил без утверждения в инстанциях проекта и сметы. И только в 1828 году после смещения Кривцова было доказано, что это сооружение необходимо городу. Отъезд губернатора вместе с тем был связан и с деятельностью его брата Сергея Кривцова, который был участником Северного тайного общества. К тому же и арест декабриста произошел в резиденции воронежского губернатора.

Губернатор-литератор

Не менее просвещенным был губернатор Дмитрий Бегичев. Будучи сам писателем, он всячески оказывал поддержку молодому Алексею Кольцову. Был вхож в круги столичных литераторов, близок со многими декабристами, дружил с Пушкиным и Грибоедовым. Был женат на родной сестре Дениса Давыдова – поэта и руководителя партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 года. Во время своего губернаторства под псевдонимом издал роман в шести частях «Семейство Холмских». За шесть лет работы вел отважно борьбу с холерой, кроме того, ни разу не взял и копейки из казны, а напротив, иногда вкладывал свои деньги на общественные нужды.

Начало XX века

Трудное время пришлось и на губернаторство Михаила Бибикова. Он был приговорен социал-революционерами к смертной казни. В 1908 году сельская учительница Мария Федоровна неподалеку от Дома губернатора бросила под карету Бибикова бомбу. Губернатор отделался незначительными ранами, жена его была контужена.

Последним обитателем дома на проспекте Революции, 22, в качестве губернатора был Михаил Ершов. Кстати, несколько лет назад в Воронеж приезжала его внучка, которая презентовала книгу своей бабушки Александры Ершовой, жены последнего дореволюционного воронежского губернатора. В книге повествуется о страшных страницах жизни женщины в тюремном заключении в 1920-е годы.

Знаменитые гости губернаторов

Естественно, в этом доме бывали многие известные люди. Через Воронеж в Тегеран ехал поэт и дипломат Александр Грибоедов, который останавливался в Доме губернатора. А потом его растерзанное тело везли из Персии также через наш город.

Здесь гостил поэт Дмитрий Веневитинов, а позже нес службу при губернаторе его племянник – будущий директор Румянцевского музея Михаил Веневитинов. По приглашению губернатора Дмитрия Толстого сюда приезжал драматург Александр Островский.

А Льву Толстому так понравился Дом губернатора, что он описал его в своем романе-эпопее «Война и мир».

– Лев Николаевич Толстой упоминает этот дом в IV томе, когда Николай Ростов приезжает в Воронеж получать лошадей и здесь узнает о ранении Болконского, – напоминает Елена Устинова.

«В самом веселом расположении духа Николай ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе все то, чего он долго лишен был в армии, и на другой день, чисто-начисто выбрившись и надев давно не надеванную парадную форму, поехал являться к начальству. <...>От начальника ополчения он поехал к губернатору. Губернатор был маленький живой человечек, весьма ласковый и простой. <...>- Вы графа Ильи Андреевича сын? Моя жена очень дружна была с вашей матушкой. По четвергам у меня собираются; нынче четверг, милости прошу ко мне запросто, – сказал губернатор, отпуская его. <...>Общество, собранное у губернатора, было лучшее общество Воронежа. Дам было очень много, было несколько московских знакомых Николая; но мужчин не было никого, кто бы сколько-нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером-гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовым. В числе мужчин был один пленный итальянец – офицер французской армии, и Николай чувствовал, что присутствие этого пленного еще более возвышало значение его – русского героя. Это был как будто трофей. Николай чувствовал это, и ему казалось, что все так же смотрели на итальянца, и Николай обласкал этого офицера с достоинством и воздержанностью».

Конечно же, в особняке неоднократно бывали и воронежские звезды: Алексей Кольцов и Иван Никитин.

– Съемки губернаторского бала для художественного фильма про Алексея Кольцова «На заре туманной юности» в 1997 году проходили в этом здании, – рассказала краевед.

В 1900 году Дом губернатора стал центром краеведения, здесь состоялось открытие Воронежской ученой архивной комиссии.

Революционные и послевоенные события

Драматичные события разворачивались здесь в революционном 1917 году. В середине марта Дом губернатора поспешили занять многочисленные общественные организации, здание обрело новое наименование – Дом народных организаций. Здесь располагались представительства различных партий, женсовет, редакции газет, милосердные фонды и многое другое. После октября 1917-го в здании обосновался воронежский Дом Советов.

– Отсюда вершилась советская власть, и, к сожалению, не совсем так, как это было принято преподносить в советские годы. В здании располагалась рабочая дружина, которая несколько лет в страхе держала весь город. Члены этой дружины могли зайти в любой дом, взять что угодно и убить кого угодно. Если кто-то оказывал им сопротивление, их убивали, – поделилась Елена Устинова.

В начале 1920-х годов эту шайку мародеров и бандитов, которых боялся весь город, штурмом брала воинская часть.

В 1920-е годы некоторые помещения здания были отданы под Дом крестьянина, а другие – под губсовпартшколу. Марксистко-ленинской грамотности в ней обучался будущий писатель Андрей Платонов, тогда еще Климентов. По окончании этих курсов выдавали в те голодные годы сапоги, шинель и многое другое. Но ничего из этого Андрей Платонов не получил, потому что его не интересовало изучение политических и экономических наук.

С начала 1930-х годов в здание въехала областная публичная библиотека, а потом и музей изящных искусств, в который любил заходить Осип Мандельштам. Перед самой войной в библиотеке работала мама писателя Юрия Гончарова, и он сюда часто наведывался.

В послевоенные годы в доме обосновалась редакция газеты «Молодой коммунар», вход в нее располагался с улицы Чайковского. Здесь трудились поэт Алексей Прасолов, начинающий фотокор Василий Песков. По вечерам тут писал свой роман «Жизнь Кольцова» Владимир Кораблинов.

Позже в здании располагалось еще множество различных организаций: областное управление хлебопродуктов, региональное управление федерального казначейства, Молодежная школа предпринимательства, Областной молодежный центр и другие. На данный момент Дом губернатора закрыт на реконструкцию.

На протяжении более ста лет историю этого здания наблюдает красавец дуб, раскинувший свою шикарную крону над землей. Редкий воронежец знает, какой зеленый «клад» хранится за дореволюционными чугунными воротами в маленьком дворике бывшей резиденции воронежских губернаторов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.