Легенды Воронежа. Дом чекистов

Спецпроект РИА «Воронеж» о необычных достопримечательностях города.

Мария Андреева, 10 марта 2016, 21:10

Евгения Емельянова

РИА «Воронеж» продолжает проект «Легенды Воронежа». Корреспондент Мария Андреева вместе с известными краеведами побывает в самых необычных местах Воронежа, узнает, какими легендами окутаны городские достопримечательности, и попытается отделить правду от вымысла.

Жилое здание на улице Володарского, 70 известно в Воронеже как дом работников НКВД, а в наши дни его чаще называют «домом чекистов». Здание стало частью целого комплекса, построенного в первой половине XX века для работников спецслужб.

 
 

В историческом центре города сотрудники ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление, занимавшееся обеспечением госбезопасности, борьбой с контрреволюцией и шпионажем) закрепились еще во время Гражданской войны. Для работы воронежские чекисты выбрали себе дом купцов Нечаевых, что возле памятника Бунину. Для жилья – еще несколько домов «врагов народа» неподалеку, купцов Бухонова и Трубецких.

 Краевед Ольга Рудева
 

В этих закоулках до сих пор можно найти стену, которая, по свидетельствам старожилов, была расстрельной: у нее на приговоренных к смерти «тренировались» студенты пулеметных курсов. В 30-х годах на нынешней улице Володарского стали строить новые здания для тогда уже работников НКВД (Народного комиссариата внутренних дел) – и рабочее, и жилое, возвели клуб работников НКВД (сейчас в нем размещается Театр юного зрителя). Соседствовавший с клубом парк переименовали из Сада «Аквариум» в парк Дзержинского, а близлежащим улицам Покровская и Воскресенская присвоили имена Дзержинского и Орджоникидзе. Работая, проживая и отдыхая в шаговой доступности, сотрудники НКВД заполучили лучшие места в центре города.

Бывший клуб работников НКВД, сейчас - Театр юного зрителя
 

Пятиэтажку на улице Володарского, 70 возводили в стиле модного тогда конструктивизма: высокие кирпичные стены, огромные окна (их частично заложили в конце 40-х), остекленная башенка, шикарный главный подъезд с широкой лестницей, сдвоенные лоджии. Квартиры тут огромные и по нынешним меркам – больше 120 кв. м на три комнаты. Дом был полностью автономным: своя водонапорная башня, котельная, во дворе – санчасть, детский сад, магазин, еще один магазин со стороны улицы.

 
 

Попасть в дом можно было лишь через центральный угловой подъезд, где круглосуточно сидел дежурный с наганом. Он записывал имя каждого входящего в тетрадь посещений. Простому смертному проникнуть в «семидесятку» было непросто.

 
 

Были у здания и другие особенности: в закрытом дворе «дома чекистов» имелись тюрьма-трехдневка и склад конфискованных вещей. Тюрьма представляла собой небольшое полутораэтажное здание.

И сейчас в подвале одного из подъездов имеется дверь с глазком и тюремным засовом. Скорее всего, когда после войны тюрьму сносили, какой-то рачительный хозяин решил прихватить «добро» в виде крепкой двери. Сейчас это кажется несколько жутковатым: жить с семьей и детьми в доме с видом на тюрьму, а потом тащить к себе предметы, видевшие столько страданий. Но в те времена подобное никого не смущало,
Ольга Рудева

краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком», бывшая жительница «семидесятки»

Старожилы дома уверяют, что между ним и зданием обкома партии на площади Ленина, построенном в то же время, был подземный ход.

– Сама я этого хода не видела. Но в его существование твердо верю. Это в духе того времени. О подземном ходе рассказывают люди. Он был проложен из центрального углового подъезда. Когда дом перестал быть ведомственным, пришли люди из КГБ и ход зацементировали, – объяснила Ольга Рудева.

 
 

Но и над властителями судеб – в «семидесятке» жили прежде всего большие чины НКВД – судьба могла подшутить. Когда Воронеж захватили фашисты, чекистскую верхушку эвакуировали. Пока обитателей дома не было, здание сильно пострадало: у его значительной части сгорели перекрытия. Вернувшимся генералам и начальникам пришлось жить в той самой полутораэтажной тюрьме, где некогда содержались подследственные. Чекисты вместе с семьями обитали там, пока пленные немцы восстанавливали здание. Когда работы завершились, тюрьму снесли. Жильцы дома рассказывают, что иногда в подземные ходы на ее месте проваливается грунт, и ямы приходится засыпать. По их словам, в стенах дома при ремонте то и дело обнаруживаются какие-то арки, проемы и трубы между квартирами – будто для связи.

 
 

Странности дома касаются не только тайных ходов и подвалов. На мистику старинного здания обратили внимание и его жители. Судьба оказалась строга к семьям коренных обитателей дома – работников НКВД. Сами офицеры и их жены проводили дни в удобстве и комфорте, а их дети, прекрасно воспитанные и образованные, заканчивали жизнь трагически: попадали в катастрофы и жуткие аварии, заболевали тяжелыми болезнями, спивались. Их ровесников, переехавших в «семидесятку» по воле случая и к «органам» отношения не имевших, несчастья обходили стороной.

 
 

Упрекать в чем-то сам «дом чекистов» глупо: он не виновник, а свидетель трагедий. Но и напомнить о том, что все имеет свою цену и последствия, этот дом тоже может.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.