Легенды Воронежа. ДК 50-летия Октября
Спецпроект о городских достопримечательностях
Анастасия Сарма, 29 июля 2021, 14:00
В этом выпуске спецпроекта мы расскажем об истории знаменитого «Полтинника» – Дворца культуры 50-летия Октября. Здание, расположенное по адресу ул. Ворошилова, 19, – едва ли не единственное в Воронеже, связанное с первым полетом человека в космос. На охране Дворец не стоит, при этом, по мнению краеведов и архитекторов, для Воронежа он имеет большую ценность.
О том, как строили Дворец культуры и почему его создатели вдохновлялись идеями знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье, расскажем в нашем материале.
Клубная преемственность
Большинство воронежцев знают, что ДК 50-летия Октября построен в 1967 году – он был открыт к полувековой годовщине Октябрьской революции.
Занимательна предыстория открытия Дворца. Как утверждают историк Олег Бобров и бывший директор механического завода Георгий Костин, здание было восстановлено на месте старого разрушенного в годы войны клуба. От прежнего сооружения оставалось пять колонн.
– На месте «Полтинника» до войны был клуб рабочей молодежи, он был прикреплен к мехзаводу. Предприятие в то время считалось элитным, здесь делали моторы для самолетов, – отметил Олег Бобров.
Как рассказывает Олег Бобров, в планах мехзавода было возвести ДК еще в 1950-е годы. Но, когда к власти пришел первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, к строительству стали подходить максимально экономно, и возведение ДК решили перенести на 1967 год – к 50-й годовщине Октябрьской революции.
Как вспоминает Георгий Костин, в 1950-е и 1960-е годы, когда шло послевоенное восстановление промышленности страны, заводам было категорически запрещено строить объекты типа дворцов культуры – их возведение было затратным. К тому же у мехзавода уже был один клуб, он находился на ул. Депутатской, рядом с поликлиникой (ныне здание не сохранилось, на его месте сейчас – современные жилые дома). Но Дворец был нужен всем – и работникам мехзавода, и их детям, которых нужно было занять в кружках после школы.
Осознавая это, директор механического завода Иван Абрамов решил пойти на хитрость. В документах, поданных в Министерство общего машиностроения, руководство предприятия попросило ассигнования не на строительство нового ДК, а на реконструкцию старого здания. Эту же историю подтверждает 90-летний ветеран мехзавода Анатолий Гордон, который в 1960-е годы был молодым инженером.
– Реконструкция выходила дешевле возведения объекта с нуля, – добавил Анатолий Михайлович.
– Мы хитро сфотографировали пять старых колонн и поехали в Москву. Документацию и расчеты передали в Министерство. В итоге нам разрешили строить Дворец и наш завод получил на его возведение нужные ассигнования, – отметил Георгий Костин.
Народная стройка
На месте будущего объекта культуры развернулась грандиозная стройка. Причем работали на ней сами сотрудники мехзавода.
Здание ДК возводили методом так называемой народной стройки. По словам Анатолия Гордона, Дворец построили всего за два-три года.
– Строили Дворец от фундамента до крыши работники завода. Для нашего предприятия не было задачи, которую оно не могло решить. На заводе тогда работали около 20 тыс. человек. У нас были мощные цеха деревообработки, стальных конструкций, строительный цех, – рассказал Анатолий Михайлович.
Как сообщала газета «Коммуна», для строительства Дворца использовались такие материалы, как железобетон, стекло, алюминий, гранитная штукатурка, лучшие сорта мрамора и ценные породы дерева.
По словам Георгия Костина, колонны старого здания оставили – их боялись разрушить даже спустя два года после сдачи ДК в эксплуатацию.
Основная часть здания в своем нынешнем виде была построена в 1967 году. А через несколько лет, в 1970-е годы, появилась круглая пристройка – так называемая «шайба».
По словам Николая Федоровича Гуненкова, автором проекта ДК 50-летия Октября стала архитектор Римма Березина, его бывшая коллега по институту «Облпроект» (позже был переименован в «Гражданпроект»). Выпускница Московского архитектурного института (МАРХИ), Римма Владимировна приехала в Воронеж после войны, в 1947 году, и застала последствия масштабного разрушения города. Тогда же Римма Березина начала работать в архитектурной мастерской при управлении главного архитектора города, которым в то время был знаменитый Николай Троицкий.
Спустя три года, Римма Березина перешла на работу в институт «Облпроект» (ныне «Воронежпроект»). Она спроектировала интерьеры ДК Железнодорожников им. К. Маркса, ДК Шинного завода, театра оперы и балета, разработала проект реконструкции клуба Семилукского огнеупорного завода, молодежного кафе «Россиянка». Она же – автор реконструкции кинотеатра «Юность», жилого пятиэтажного дома на проспекте Революции, 36−38.
– Римма Владимировна относилась к плеяде наших старых архитекторов, которые восстанавливали город, среди них – Николай Троицкий, Николай Неведров, Александр Миронов, – говорит Николай Гуненков.
Ветеран завода, Анатолий Гордон, отметил, что Дворец был хорош всем, но фундамент здания все же следовало приподнять, чтобы здание смотрелось более величественно. Сейчас ДК находится на одном уровне с улицей.
Космический дворец
Дворец построили спустя шесть лет после первого полета человека в космос – 12 апреля 1961 года корабль «Восток-1» с советским космонавтом Юрием Гагариным вышел на околоземную орбиту. К этому революционному для всего мира событию Воронеж имел непосредственное отношение – на Воронежском ОКБ-154 (ныне КБХА), которое после войны расположилось на базе мехзавода, под руководством главного конструктора Семена Косберга была разработана третья ступень ракетного двигателя РД-0109, который поднял в космос корабль «Восток-1». После успешного запуска Юрий Гагарин произнес знаменитую фразу: «Косберг сработал!»
Успехи воронежских конструкторов в освоении космоса создатели Дворца отразили в его оформлении. Так, на стене бокового фасада появились космические горельефы – парящие в космосе «Адам и Ева» – мужчина и женщина. Их создатель – знаменитый скульптор Федор Сушков. По словам его друга и коллеги, архитектора Николая Гуненкова, они были созданы из алюминия в технике выколотки.
Еще один атрибут оформления, имеющий отношение к космосу, можно увидеть на первом этаже в фойе Дворца. Это мозаичное полотно, на котором изображены планеты и звезды.
Воронежский художник Владимир Клепинин пояснил, что его автор – воронежский художник-монументалист Григорий Перцев. Для создания мозаики он использовал смальту и антрацит. Кстати, еще одно мозаичное полотно Григория Перцева сохранилось на здании НИИ лесной генетики и селекции на улице Ломоносова.
Входную группу «Полтинника» украшают барельефы, на которых изображены шестеренки, перфокарта, палитра, театральные маски, занавес, музыкальные инструменты. По словам Николая Гуненкова, барельефы были выполнены по проекту архитектора Александра Бузова, который работал в одной группе с Риммой Березиной.
– На этих барельефах Александр Гаврилович изобразил специфику мехзавода, – отметил Николай Гуненков.
Вращающаяся сцена и кинозал
Открытие ДК 50-летия Октября освещала газета «Коммуна». Журналисты сообщали, что ДК объединяет два комплекса: клубный и зрелищный. Зрелищная часть включала в себя большой зрительный зал на 1200 мест. Сцену зала оборудовали современным высокомеханизированным управлением, с вращающимся кругом диаметром 12 метров.
Журналисты также указывали, что в ДК имелся не только большой, но и малый зал на 300 мест с кинопроекционной, где на широком экране показывали фильмы. Спортивный зал с балконом был оснащен раздевалками и душевыми.
В ДК имелась и библиотека – с абонементом и читальным залом.
Справа от входа в «Полтинник» был фонтан с медными чашами. Его помнит искусствовед Наталья Бакина. Сейчас на месте фонтана – клумба.
С момента открытия в ДК работало множество кружков самодеятельности: танцевальный, эстрадного оркестра, ансамбль гитаристов, сводный хор, оперные студии, драматический и хореографический и другие. Уже в ноябре 1967 года в кружках занималось более 1000 человек.
Георгий Костин вспоминает: среди воспитанников кружков было много детей сотрудников мехзавода и КБХА. Причем, когда старшеклассники на сцене устраивали концерты, на них обязан был присутствовать директор мехзавода.
– Завод поддерживал и педагогов, работавших в кружках: если было нужно, им снимали квартиры, – добавил Георгий Костин.
Газета «Молодой коммунар» за май 1970 года рассказывала о досуге рабочих и служащих мехзавода во Дворце. После работы они занимались в спортивных секциях, кружках самодеятельности, объединении художников, театре миниатюр. Работал даже университет культуры. Уже тогда в стенах Дворца проходили репетиции народного ансамбля «Родина», которым руководил Александр Шостак. Помимо молодых рабочих, артистами ансамбля были школьники, студенты вузов и техникумов.
«Только в 1969 году силами участников художественной самодеятельности Дворца культуры было поставлено 279 спектаклей и концертов, которые посетило 223 200 человек», – писал «Молодой коммунар».
Бывший директор мехзавода Георгий Костин вспоминает, что после работы приходил во Дворец играть в волейбол.
– Поскольку я был директором, со мной шли играть мои замы, а те приглашали играть начальников цехов. Народу набиралось на две команды. И шла игра с 7 до 9 вечера, – вспоминает Георгий Васильевич.
«По лабиринтам коридоров разгуливает народный мотив «Калинки-малинки», который заглушает арии из опер. Звон электрогитар здесь смешивается с переливами баяна и голосами чтецов, а этажом ниже содрогается пол от лихой русской пляски».
Газета «Молодой коммунар» за 26 мая 1970 года
Лев Лещенко и призрак девочки
«Полтинник» был известен и как концертная площадка, куда приезжали выступать звезды советской эстрады. Георгий Костин вспомнил, что в ДК по приглашению мехзавода выступали советские артисты Марк Бернес, Леонид Утесов, Иосиф Кобзон, Александра Пахмутова, Лев Лещенко, Валентина Толкунова. Причем гонорары советским звездам завод не платил.
– Иногда мы привозили артистов самолетом, который был в распоряжении завода, – отметил Георгий Костин.
Однажды в день, когда в ДК должен был состояться концерт двух самодеятельных коллективов – мехзавода и Хохольского района, – Георгий Костин узнал, что в Воронеж с концертом приехал Лев Лещенко.
– Мы позвонили в обком, спросили, как пригласить Лещенко выступить в ДК, но там нам сказали: «Вы что? Лещенко выступает за гонорар». Тогда члены профкома узнали, в какой гостинице остановился Лев Валерьянович, пришли к нему в номер и попросили выступить на концерте в «Полтиннике». Он ответил: «Нет проблем». Мы пригласили его к нам на завод, провели экскурсию, накормили обедом. А когда в ДК начался концерт заводчан и районного коллектива, никто и подумать не мог, что на сцену выйдет Лещенко, – вспомнил Георгий Костин.
В 1990-е на сцене ДК проходили рок-концерты – например, здесь выступали Майк Науменко, Борис Гребенщиков, Гарик Сукачев, «Крематорий». По аналогии с московским ДК Горбунова воронежский «Полтинник» стали называть воронежской «Горбушкой». Кстати, в эти годы в кинозале ДК показывали современное кино. Наталья Бакина вспоминает, что именно здесь в 14 лет посмотрела культовый фильм «Асса».
На первом этаже круглой части «Полтинника» в советское время работало кафе «Минутка». На втором этаже «шайбы» был танцевальный зал. Николай Гуненков вспомнил, что здесь устраивались всесоюзные смотры дипломных проектов архитекторов. В 1990-е здесь располагался ночной клуб «Коррида».
Олег Бобров рассказал, что с советских времен с «Полтинником» была связана и городская легенда – якобы здесь в советские годы появлялся призрак девочки в белом платье.
– Согласно легенде, при бомбежке Воронежа погибла девочка в белом платье, которой было 10−11 лет. Поговаривали, что в ДК видели ее привидение. Истории о девочке-призраке всплывали вплоть до 1990-х годов, -отметил историк.
«Стекломания»
Сейчас, как и в советские годы, в фойе первого и второго этажей посетителей встречает огромное пространство – за счет того, что стены полностью остеклены, здесь много света и воздуха. На второй этаж ведет красивая парадная лестница, ступени которой облицованы натуральным мрамором. Кстати, мрамором выложен и пол вестибюля. Под лестницей – цветы, а в фойе разносится пение живущих здесь птиц.
Воронежцы, выросшие в советское время, с ностальгией вспоминают, как на втором этаже ДК проходили новогодние елки. Родители наблюдали за детьми, стоя на антресолях.
Искусствовед Наталья Бакина пояснила, что «Полтинник» был построен в стиле советского модернизма. Один из его признаков – пластичная выразительность, гармоничное сочетание в нем разных объемов.
Наталья также добавила, что в облике и инженерных решениях «Полтинника» угадывается влияние идей знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье. Он одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах.
– Посмотрите на открытые столбы-опоры нижнего этажа, на сплошное и ленточное остекление – это же Ле Корбюзье! – говорит Наталья Бакина.
В 1960-е годы советские архитекторы с удовольствием копировали модные европейские тенденции, проектируя здания из железобетона, со сплошным остеклением. По словам Николая Гуненкова, это была эпоха «стекломании».
– За сплошное остекление зодчих ругали: во-первых, это дорого, а во-вторых, сплошное остекление приводило к большим потерям тепла – для климата средней полосы России такое конструктивное решение не подходило, – пояснил Николай Гуненков.
Чтобы снизить теплопотери, стеклянные стены «Полтинника» построили в два «слоя».
– Благодаря остеклению в фойе светло – даже когда сюда не попадают прямые солнечные лучи. Чтобы осветить огромное пространство, не требуется дополнительного освещения. Я очень люблю зимние сады в таких зданиях: за стеклянной стеной – холод и снег, а тебе тепло, – поделилась Наталья Бакина.
В ДК сохранился уютный внутренний дворик, своеобразный атриум. По словам Натальи Бакиной, это непременный элемент античной жилой постройки.
Из внутреннего дворика можно было попасть в зеленый скверик за Дворцом – сейчас выход в него закрыт воротами.
– В таких двориках греки и римляне прятались от жары. С одной стороны, ты находишься на воздухе, а с другой – в тени. Чем больше я хожу по зданию, тем больше понимаю, как много город потеряет с его утратой. Даже сейчас не выработан его потенциал. Оно сделано гораздо умнее, лучше, сложнее, чем эксплуатируется сейчас, – заметила Наталья Бакина.
В хорошем состоянии сохранился концертный зал «Полтинника». На сцене, за кулисами, сейчас стоит памятник Ленину. По словам руководителя ансамбля «Родина» Татьяны Четвериковой, сцена большая и удобная, с грамотным закулисным пространством.
«Забытые иероглифы»
Новость о том, что здание ДК 50-летия Октября прежний собственник – Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева – продал крупному застройщику, финансовой компании «Аксиома», вызвало волну негодования горожан. Они опасаются, что Дворец разрушат, а на его месте построят высотки.
Архитектор Николай Гуненков, искусствовед Наталья Бакина, урбанист Илья Бейлин, краевед Ольга Рудева убеждены, что здание «Полтинника» нужно сохранить.
– В других городах подобные здания стоят на охране, – отметила Ольга Рудева.
Урбанист Илья Бейлин заметил: история с ДК 50-летия Октября показывает, что в городе уничтожается наследие советской эпохи.
– Все ДК, оставшиеся в Воронеже со времен СССР, находятся в плачевном состоянии. Этот Дворец, как и остальные, – символ советской эпохи, который, возможно, будет разрушен. Пропадет объект, связанный с первым полетом человека в космос, – рассказал урбанист.
Илья Бейлин также рассказал, что ДК находится в большом квартале, где раньше жили работники мехзавода.
– Этот микрорайон был построен как маленький город. Убивая «Полтинник», мы можем разрушить социальную инфраструктуру вместе с доступными по цене кружками. Взамен нее появится коммерческое жилье. Кроме того, за зданием есть зеленый сквер, но, к сожалению, он не стоит на учете как сквер. Когда в нем вырубят деревья, в Воронеже одной озелененной территорией будет меньше, – рассказал Илья Бейлин.
Внучка Федора Сушкова, Анна Сушкова-Назарова, в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» рассказала, что в случае, если здание ДК будут сносить, она намерена сохранить горельефы дедушки – они имеют большую художественную ценность.
– Я попрошу нового собственника здания демонтировать горельефы. Я хотела бы сохранить их для воронежцев и повесить на стене будущего дома-музея Федора Сушкова, – отметила Анна Назарова.
По мнению Натальи Бакиной, здание ДК 50-летия Октября, – не архитектурный шедевр, но «очень хороший, крепкий, грамотно спроектированный образец архитектуры советского модернизма». В силу того, что понимание ценности такой архитектуры пока не пришло, город рискует ее утратить.
– Прогуливаясь недавно мимо «Полтинника» и рассматривая барельефы Федора Сушкова, я поняла, что подобные объекты можно сравнить с иероглифами давно прошедшей и забытой цивилизации. Наблюдая их, мы видим следы ушедшей жизни и следы ушедшего общества. Мы уже так не живем и забываем смысл, который они несут. «Прочесть» их многие из нас уже не могут. Поэтому становится возможной их утрата, – рассказала искусствовед.
Наталья Бакина также отметила, что вместе с Дворцом город может лишиться человечности.
– Люди в соседнем доме покупали квартиры во многом потому, что через дорогу есть Дворец, куда они могут ходить, водить своих детей на относительно бюджетные кружки. Им не нужно никуда ехать. Быть человеком, живущим в городе, – это не просто выполнять простые функции типа «поспать», «поработать», «пошопиться». Люди протестуют против расчеловечивания города. Если не станет Дворца – у горожан не будет возможности заниматься простыми, бесцельными и ненужными вещами, которые и представляют прелесть нашей жизни. Можно прожить, не танцуя в народном коллективе, не посещая спортзал в ДК. Можно прожить, не посещая музеев. Можно существовать в режиме «офис-квартира». Но разве это жизнь? – считает Наталья Бакина.