Легендарный воронежский игрок Валерий Шмаров: «Футбол – моя жизнь»
Экс-нападающему «Факела», «Спартака» и ЦСКА исполнилось 50 лет.
Леонид Шифрин, 23 февраля 2015, 12:05
В День защитника Отечества свой полувековой юбилей отметил один из лучших футболистов отечественного футбола 90-х воронежец Валерий Шмаров, поигравший за «Факел», ЦСКА, «Спартак», в клубах Германии и Южной Кореи. 23 октября 1989 года Шмаров стал автором «золотого» мяча в ворота киевского «Динамо», благодаря которому московский «Спартак» стал чемпионом Советского Союза. С 1997 по 2001 год Валерий Шмаров выступал за «Факел», с 2006 по 2008 руководил воронежской командой «ФЦШ-73», полгода возглавлял воронежский «Факел». Несколько лет назад Шмаров с своей семьей переехал из Воронежа в Москву.
«Я в Воронеже еще кому-то нужен?»
– Я что, в Воронеже еще кому-то нужен? – отреагировал Шмаров на звонок корреспондента РИА «Воронеж».
– Конечно. Юбилей Валерия Шмарова – праздник для многих воронежских болельщиков.
– В последний раз в родном городе был перед Новым годом. Сразу скажу: сегодняшний воронежский футбол мне неинтересен и «Факел» – в особенности.
– Это отголоски обиды, связанной с тем, что вам не дали как следует поработать в главной команде Воронежа?
– Да, конечно, и это тоже. Как это ни странно, в родном городе я не видел для себя и своих близких никаких перспектив, потому и уехал в столицу.
– Что знаете о перспективах некогда родного «Факела»?
– Слышал, что команда идет на первом месте в зоне «Центр», что на футбол ходит не слишком много болельщиков.
– В планах не видите себя ее тренером?
– Нет! Я вообще не хочу больше никого тренировать. Тренерская работа, на мой взгляд, сизифов труд – абсолютно неблагодарная и часто бесполезная. Я хотел сделать в Воронеже команду, состоящую из воронежских ребят, которую можно было бы точечно усиливать опытными игроками, только это оказалось невостребованным. В воронежском футболе люди живут одним днем, требуют от тренера мгновенной отдачи. Если команда через полгода не лидирует в чемпионате – все, давай, до свиданья! Я знал, как сделать команду, но никто не захотел ждать. Так что на своей дальнейшей тренерской карьере я на 99% поставил крест.
– Чем занимаетесь сейчас?
– Играю за команду ветеранов московского «Спартака», выступаю на первенстве Московской области за «Сатурн» из Раменского. Так что чисто игровой практики мне пока хватает – футболом я пресытиться не успел. Футбол – моя жизнь, хотя какой-то любимой команды у меня нет. Поиграл-то много где, а какой-то одной нет…
«Черчесов вполне мог бы возглавить «Спартак»
– Что происходит с сегодняшним «Спартаком»? Тренеры меняются чуть ли не каждый год, а игры как не было, так и нет.
– Неправильно, конечно, что «Спартак» тренируют иностранцы, да и футболисты в большинстве – тоже иностранцы. Надо растить своих ребят, давать им возможность себя проявлять, а не покупать пачками футболистов из-за рубежа. И вся эта свистопляска продолжается, по-моему, уже девять лет. Спартаковская футбольная академия – лучшая в стране, а игроки выступают где угодно, только не за родной клуб.
– А чего не хватает нынешнему главному тренеру красно-белых Мурату Якину?
– Прежде всего – футболистов под его видение игры. Он пытается что-то сделать, но у него мало времени. Прежде всего нужны сильные футболисты, а под них уже надо подбирать главного тренера. Это только в «Факеле» такое возможно, когда после первого круга убирают по 30 человек, а тренер остается на месте.
– Сейчас много говорят о том, что Олег Романцев якобы может в очередной раз принять «Спартак».
– Это «утка». Олег Иванович сейчас веселый, бодрый, он отлично выглядит, ездит с командой ветеранов играть, у нас он капитан команды. Думаю, что ему возобновление тренерской карьеры сто лет не нужно.
– Кто из нынешних российских тренеров мог бы возглавить команду?
– Думаю, это Стас Черчесов. Он смог бы наладить игру, подтянуть дисциплину, что, кстати, он сейчас доказывает в «Динамо». Президент «Спартака» Леонид Федун что хочет, то и делает, никакой стабильности нет, каждый день что-то меняется, поэтому я не уверен, что мы в ближайшие годы увидим прежний «Спартак». Надо брать курс на омоложение, дать тренеру 2-3 года работать со спартаковской молодежью, а там есть очень хорошие ребята.
«Халк вообще был нулевым»
– Как изменился российский футбол с 90-х годов, когда вы были действующим игроком?
– Сейчас много беготни и мало мысли. Константин Бесков в свое время так нам вдалбливал в «Спартаке» основные правила командной игры, что они у нас у всех в голове до сих пор. Мы, ветераны, на поле понимаем друг друга как тогда, когда играли за «Спартак». Мне на днях позвонил приятель – агент из Германии, он сейчас находится в Турции, где российские команды первого дивизиона разыгрывают Кубок ФНЛ. Говорит мне: «Это что-то с чем-то! Мяч летает от штрафной до штрафной, игроки бегают за ним, ни мысли, ни импровизации вообще никакой! Типичное “бей-беги”!». Сейчас в основном команды играют так: главное – мяч от своих ворот подальше вынести, а там – как получится. Правильно сказал когда-то первый вице-президент РФС Никита Симонян: «Я в свое время пробегал 30 метров за 3,8 секунды, и сегодняшние игроки пробегают эту же дистанцию за такое же время. Как футбол может стать быстрее?». А вот мысли и импровизации сегодня на поле стало очень мало.
– Кто из элитных российских клубов сегодня выигрывает в зрелищном плане?
– В отдельных мачтах могут «выстрелить» все, а чтоб стабильность была – с этим проблемы. Вот совсем недавно «Зенит» играл в матче Лиги Европы против голландского ПСВ, выиграл 1:0. Что, команда хорошо играла? А самый дорогой игрок нашего чемпионата бразилец Халк вообще был нулевым на поле, несмотря на забитый гол.
– Какой европейский чемпионат сейчас наиболее зрелищный, на ваш взгляд?
– Я смотрю испанский, английский и немецкий чемпионаты. Думаю, в плане зрелищности первым должен стоять именно английский. Между нашим национальным чемпионатом и ведущими зарубежными – большая пропасть, хотя годами она, может быть, немного сужается, прежде всего за счет иностранных футболистов, приезжающих играть в Россию. Наш чемпионат уступает зарубежным в скорости мышления на поле, быстроте работы с мячом. В «физике» мы мало кому уступаем, а в других компонентах пока проигрываем.
– В прошлом году был 25-летний юбилей вашего «золотого» гола, забитого 23 октября 1989 года в ворота киевского «Динамо». Отмечали это событие?
– Нет, никто ничего не отмечал. Так, только друзья звонили, поздравляли – и все. Этот гол у меня записан на диске, я иногда его просматриваю. Хотя в последнее время делаю это редко – все же наизусть помню, кто где стоял, кто куда бежал. Хотя для меня он совсем не уникален – один из многих забитых мячей. Тогда это было событие, а сейчас я к этому отношусь спокойнее. Учу своего «мелкого» – младшего сына, 12-летнего Егора – бить так же по мячу. Недавно, кстати, он такой гол заколотил со штрафного, точно в «девятку». Егор играет за команду «Спартак-2003». Мечтаю, что когда-нибудь он наденет футболку нашего главного «Спартака».
«Сын намного талантливее меня»
– Он талантливее отца, когда тому было 12 лет?
– Намного! Ему больше, чем мне, дано от природы, плюс, конечно, условия, в которых он тренируется. У него огромное желание стать футболистом, футболом он просто бредит. Мне неважно, где он будет играть в дальнейшем – важно, чтобы он развивался и получал удовольствие от игры.
– С ребятами из состава киевского «Динамо» 1989 года поддерживаете отношения?
– Нет. Но 27 марта будем в Ереване отмечать 60-летний юбилей Хорена Оганесяна (игрок «Арарата», выступавший в составе сборной СССР – РИА «Воронеж»). Знаю, многие киевляне из той команды собираются туда приехать – Анатолий Демьяненко, Владимир Бессонов, Алексей Михайличенко. Встретимся, вспомним молодость.
– Свое 50-летие как-то будете отмечать?
– Нет. 23 февраля – первый день Великого поста, так что соберемся дома с семьей, а торжества отложим на потом.
– Какой главный подарок хотели бы получить на юбилей?
– Неплохо бы стать лет на 30 моложе, и чтоб здоровье было как у 20-летнего.
– За какую бы команду в этом случае сыграли?
– В какую взяли бы. Но, скорее всего, приоритет был бы отдан «Спартаку»!