«Лазейки всегда найдутся». Воронежские хостельеры – о новом законе

Как владельцы дешевых гостиниц собираются подстраиваться под реалии.

Светлана Тарасова, 12 апреля 2019, 14:00

Андрей Архипов (из архива)

Совет Федерации одобрил закон о запрете размещения хостелов в квартирах в среду, 10 апреля. Это стало реакцией на жалобы жильцов многоэтажек, которых не устраивали бесконтрольный поток посетителей, мусор и шум дешевых гостиниц. Нормативно-правовой акт вступит в силу 1 октября 2019 года, чтобы дать возможность бизнесменам адаптироваться.

Разместить гостиницу или хостел в помещении многоквартирного дома теперь можно будет только после перевода помещения в нежилой фонд. Помещение нужно будет оснастить оборудованием, системой звукоизоляции, средствами противопожарной безопасности, сейфами, сигнализацией и предметами для уборки и саночистки номеров. Перевести квартиру в нежилое помещение можно, если она расположена на первом этаже дома. Помещение может располагаться и выше первого этажа, но в этом случае квартиры под ним должны быть нежилыми. Также для хостела будет обязателен отдельный вход.

Как нововведение отразится на гостиничном бизнесе региона, спровоцирует ли взлет цен и сократит ли выбор для туристов – в материале РИА «Воронеж».

От 300 рублей

Хостел в переводе с английского – молодежное общежитие. Это спальное место без дополнительных удобств в комнате. На Западе такого рода временное жилье распространено давно и особенно популярно у студентов. В России хостел позиционируется как та же гостиница, только без звезд.

Нужда в недорогих гостиницах в Воронеже несравнима с Москвой и Санкт-Петербургом, но она есть. Кто-то останавливается проездом, другие – на несколько дней, приехав на соревнования, концерт, для лечения. Бывает, койко-местом пользуются паломники или сами воронежцы, пережидая ремонт в своем жилье.

Приливы и отливы, как и во всем гостиничном бизнесе, сезонные. Зимой (декабрь – январь) номера чаще пустуют, летом, в дни фестивалей и городских событий, спрос высок. Во время чемпионата мира по футболу, хоть Воронеж и не принимал матчей, хостелы были забиты иностранцами. Отсюда они ездили на турниры мундиаля за сотни километров.

В системе онлайн-бронирования отелей Booking.com чуть больше десятка воронежских хостелов. По информации самих хозяев таких гостиниц, официально в городе представлено 38 хостелов, неофициально – почти вдвое больше, около 64. Цены – от 300 до 800 рублей в сутки за койко-место. А если постоялец снимает двухместный номер, то от 1,4 тыс. до 1,7 тыс. рублей.

Большинство таких мини-отелей расположено в жилых домах. Последнее время произошел бум их открытия. Связано это с тем, что в Воронеже много новостроек, но из-за кризиса продать многие квартиры не получается. Сдавать непроданное жилье под хостелы – выход для застройщика.

«Мы все предусмотрели»

Сергей Никитин владеет хостелом в центре Воронежа, рядом с кинотеатром «Юность». В сезон принимает до 50 человек в сутки. Этот бизнес для Никитина не единственный и не основной. Его профиль – компьютеры и все, что с ними связано. По словам Сергея, большинство его коллег совмещают виды деятельности.

Хостел существует четыре года и находится в многоквартирном доме, но на первом этаже и с отдельным входом.

– Когда мы открывались, уже нависла угроза, что хостелы в жилых домах запретят, поэтому мы все предусмотрели, и нам теперь нечего бояться.

На цокольном этаже у входа – коробки с бахилами. На потолке смайлики, светлые обои, мебель из дерева. Три душевых, три санузла, есть даже библиотека. В спальне, где 12 койко-мест, над каждой кроватью шторки. Любому желающему выдают беруши.

Постоялица Ольга Старшинова с мужем сняли здесь двухместный номер на две недели. Приехали из Туркменистана с прицелом на переезд.

– Нашли этот номер через интернет. Нас интересовала регистрация, центр города, нормальные условия и доступная цена. Гостиницу мы бы не потянули, – поясняет Ольга.

По словам Никитина, проблем с жильцами дома у хостела почти нет.

– Мы вложились в благоустройство придомовой территории: сделали дорожки, замостили их тротуарной плиткой, установили систему контроля доступа и видеонаблюдения. За четыре года помогли разобраться в двух авариях и одной краже. Хотя совсем избежать жалоб не удалось. Был шум от вентиляции – полетел подшипник, мы не уследили. Люди пожаловались. Мы отремонтировали – теперь все хорошо.

По поводу нововведения мужчина высказывается осторожно:

– Регламентирующий нашу деятельность закон обязательно нужен. Но хотелось бы, чтобы в нем максимально подробно были расписаны правила игры, чтобы не было возможностей для разночтения. Сейчас он «что дышло». В российском законодательстве нет даже четкого определения, что такое хостел. Поэтому многие хостелы, которые находятся в жилых квартирах, возможно, просто станут называться как-то по-другому.

Никитин убежден, что для тех, кто имеет хорошую репутацию и сумел найти общий язык с ТСЖ, надо делать исключения.

– В Питере большинство хостелов находится в жилых помещениях и их рейтинг даже соответствует международным стандартам. Если сейчас они будут вынуждены закрыться или переходить на иную форму деятельности, то туристическая отрасль понесет серьезные убытки, – уверен бизнесмен.

Ребрендинг

Хостельеры, которые вынуждены будут закрыться после вступления в силу закона, общаются с журналистами неохотно. В интернете их заведения по-прежнему обозначены как хостелы. Но сами владельцы перестали использовать это слово заранее, не дожидаясь октября.

У обозревателя РИА «Воронеж» получилось заказать в одном из таких мест койку за 400 рублей в сутки. Гостиница без звезд находится на последнем этаже в высотке в центре города. Подстроиться под требования закона уже физически не получится.

– Я просто сдаю квартиру. Это мое право – заселить туда одного человека или десять. Лазейка, чтобы обойти закон, всегда есть. Просто теперь мы не хостел, а аренда жилья. Этого же закон не запрещает? А для жильцов многоэтажек, я уверен, ничего не изменится. Да и не было у них таких уж великих проблем, – уверен владелец этого места Андрей.

Замучили!

Однако люди, соседствующие с мини-отелями, считают по-другому. Они с нетерпением ждут осени, когда закон вступит в силу.

Сергей Пономарев живет в многоэтажке в Северном микрорайоне рядом с хостелом, который больше похож на ночлежку.

– У нас тут останавливаются сезонные работяги. Они пьют, ругаются, дверь постоянно ломают. Из-за них у нас вечные перебои с водой. Замучили нас! Я в полицию на них заявление писал, – признался Сергей, но фотографироваться на всякий случай отказался.

Проблемы гарантированы

Леоза Чапоргина – старший администратор хостела на 16 мест в многоэтажке недалеко от цирка. Цена за сутки – 650 рублей за койко-место. Двухместный обойдется в 1650 рублей.

– Конечно, у нас возникнут проблемы после принятия нового закона. Как минимум гарантированы массированные проверки. Мы находимся на втором этаже. Хоть под нами только цокольный этаж и рядом с нами две квартиры, в которых никто не живет, это никого не волнует. Согласно новому законодательству, нам нужно переехать со второго этажа на первый. А это невозможно. Пока не решили, что будем делать, – поделилась Леоза.

По мнению администратора, новый закон вряд ли сможет помочь навести порядок в этой сфере:

– Люди еще больше уйдут в тень. Они не будут позиционировать себя хостелами: просто станут сдавать квартиры. Соответственно, налогов платить меньше.

Еще один результат нововведения Леоза видит в том, что вырастет безработица.

– Если, к примеру, наш хостел все-таки закроется, то четыре человека лишатся работы. Все зрелые женщины. Я приехала из Ростова-на-Дону, где работала в пятизвездочном отеле помощником управляющего. В Воронеж переехала по семейным обстоятельствам и столкнулась с очень жестким возрастным цензом при устройстве на работу. Смогла найти себе работу только в хостеле. Если и он закроется, куда идти? – разводит она руками.

Про взятки и цены

Еще один хостельер, не захотевший представиться, заявил, что нововведение увеличит суммы взяток, которые придется давать разрешительным организациям. И число их увеличится.

Смысл закона мужчина истолковал так:

– Народ нищает и все чаще вынужден искать то, что подешевле. Соответственно, гостиницы простаивают. Закон лоббирует интересы владельцев больших гостиниц.

Сергей Никитин с этим мнением не согласен:

– Наш контингент в дорогие гостиницы не пойдет. Будет снимать квартиры на Аvito или все же поищет дешевые мини-отели. Даже если благодаря закону часть конкурентов уйдет, мы не сможем этим воспользоваться и задрать цены: 500 рублей за койко-место в сутки – сложившаяся цена. Есть мировая практика, с которой мы должны считаться: 8-10 долларов и 7-9 евро за место в хостеле. К нам приезжают иностранные туристы, и они рассчитывают на такую стоимость. Мы им должны соответствовать. Произвольно прыгать цены не могут.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.