Квест на 15 минут. Воронежцы раскритиковали платные парковки на общественных слушаниях
На обсуждение зарегистрировались более 150 человек.
Евгения Полухина, 18 марта 2019, 14:05
Воронежцы раскритиковали платные парковки в центре города на публичных слушаниях в пятницу, 15 марта. Мероприятие организовала городская Общественная палата. Ее представителю Галине Кудрявцевой, которая выступила модератором, приходилось несколько раз успокаивать зал, просить собравшихся «не переходить на личности» и уважать друг друга.
В общей сложности на слушания зарегистрировались более 150 человек. Ни один из успевших выступить спикеров не поддержал работу мэрии по внедрению платных парковок. Чем недовольны горожане – в материале РИА «Воронеж».
Разумные предложения
Перед началом слушаний первый заместитель главы администрации по городскому хозяйству Сергей Петрин рассказал журналистам, что администрация оценивает работу парковок удовлетворительно. Финансовая модель, которая была прописана в концессионном соглашении, работает практически на 100%.
Серей Петрин напомнил о внесенных в закон Воронежской области изменениях, по которым организация работы платных парковок немного изменится. Предполагается увеличить бесплатное время на парковках перед учреждениями здравоохранения и образования с 15 минут до часа, сделать парковки бесплатными для многодетных семей и участников боевых действий, а также сократить время платной стоянки в центре города до 19:00 (сейчас – до 20:00). Соответствующие нормативно-правовые акты выйдут в течение месяца. С концессионером подпишут дополнительное соглашение.
Вице-мэр отметил, что вопросы и комментарии горожан по теме были собраны еще до проведения слушаний. Всего поступило 28.
– Предложений действительно было много, начиная с отторжения проекта и заканчивая конкретными, разумными. В основном они касались разъяснения порядка действия: на основании чего заработало парковочное пространство, каким образом оно функционирует. В этих обращениях каких-либо дополнительных требований я не увидел, – добавил Сергей Петрин.
На самих слушаниях вице-мэр зачитал все вопросы горожан, а также озвучил ответы на них. Во многих случаях он процитировал нормативные акты, на основании которых мэрия принимала решения.
Чем недовольны жители?
Выступления участников общественных слушаний были достаточно эмоциональными. Спикеры не скупились на шутки, едкие замечания в адрес администрации, прокуратуры и концессионера – белгородской компании ООО «Городские парковки». Среди выступавших были активисты, эксперты, представители общественных организаций и городской думы. Выражая недовольство, они указывали на конкретные упущения мэрии.
Нет транспортной инфраструктуры
Многие выступающие упрекнули мэрию в том, что платные парковки ввели при отсутствии цивилизованной транспортной инфраструктуры.
– Остаюсь в твердой уверенности: Воронеж не готов к введению платных парковок. Когда слышу слово «концессионер», сразу Остапа Бендера вспоминаю, – сказал председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. – Помнится, один чиновник управления транспорта в ходе совместного радиоэфира полгода назад с пафосом заявил: «Платные парковки – это цивилизация, в Париже есть, и у нас будет». Вот только умолчал о том, что в Париже метро есть, а ПАЗиков с «Газелями» нет. У нас из всего мирового опыта хорошо и быстро внедряется только тот, где можно деньги с народа содрать. Трамвай загубили, троллейбус умирает, оголтелые маршрутки одновременно подъезжают к остановкам по шесть-восемь штук. Это не цивилизованный общественный транспорт, а дикая пародия на него… Я уже 20 лет только и слышу о светлом будущем. Однако город до сих пор ждет обещанных еще к 2014 году 500 новых муниципальных автобусов и 200 троллейбусов. За прошедшие 12 лет ни одного нового надземного или подземного перехода в центре не построено. Обещали десяток транспортных развязок – в итоге лишь в прошлом году мы получили одну, на 9 Января, обещали пять-семь многоуровневых парковок на 2,5 тыс. мест – забыли. Смотрю на городские улицы – складывается впечатление, что из всего богатства практических мероприятий по организации дорожного движения чиновники знают всего два действия: запретить и ограничить.
– Я хочу спросить: а вы на чем автомобилистов перевозить собрались? На маршрутках? Или велодорожки как панацея? Наши маршрутчики уже сейчас в час пик с трудом справляются, а что будет, если армия автолюбителей в маршрутки ринется? Справятся ли? Не думаю. Весьма сомнительное удовольствие – стоять на одной ноге в третьей позиции и держать за пояс пальто соседа в этой коммуналке на колесах, – возмутился участник слушаний Сергей Васильков.
Горожане указали на то, что доехать в отдаленные районы Воронежа вечером невозможно. Люди, которые работают в центре, вынуждены пользоваться личными автомобилями. При этом маршрутки находятся в неудовлетворительном состоянии, доля муниципального транспорта слишком мала.
Нет перехватывающих парковок
Участники слушаний заявили, что перед внедрением платных парковок мэрия должна была позаботиться о перехватывающих. По мнению горожан, мест, где можно оставлять автомобили, в городе практически нет.
– До введения платных парковок не сделано ровным счетом ничего, кроме парковки у Чернавского моста, которую, по мнению администрации, создали строители за собственные средства именно для того, чтобы она стала перехватывающей, а не для бизнес-центра в непосредственной близости. Также администрация планирует строительство и открытие еще двух муниципальных перехватывающих парковок. Непонятно, почему это только спустя полгода после введения платных, – недоумевал участник слушаний Алексей Орлов. – Для сравнения: в Новосибирске с населением 1,6 млн человек на сегодняшний день 498 платных парковочных мест, а на перехватывающих – 1 667, которые находятся на многоуровневых паркингах. Причем все перехватывающие парковки в непосредственной близости от остановок общественного транспорта. В Воронеже с населением 1 млн 30 тыс. человек – 6 тыс. платных мест, а на перехватывающих парковках 460 мест.
В мэрии отметили, что помимо парковки у Чернавского моста обустроены места на улице Ленина в районе стадиона «Динамо», за эстакадой Северного моста. Кроме того, перехватывающие парковки планируют организовать на улице Остужева, 2д (возле Северного моста), и улице 20 лет Октября, 4н (в районе дамбы ВОГРЭС).
Неясно, зачем нужна концессия
Участники слушаний обвинили «Городские парковки» в том, что организация занимается только поборами – притом снег с парковок не убирается (этой работой занимаются комбинаты благоустройства, но, по словам воронежцев, некачественно).
В конечном итоге жителей возмутил сам факт того, что мэрия передала парковки в концессию. Участники поинтересовались, почему город не в состоянии реализовать проект самостоятельно, без привлечения сторонней организации. Распределение доходов – 75% концессионеру, 25% городу – горожане назвали несправедливым.
– На фоне многолетнего бездействия и непрофессионализма власти решили, что Воронежу для счастья не хватает только платных парковок. Так спешили с введением, что даже забыли о решении, кто их от снега будет чистить. Проблема всплыла после первого снегопада. И только весна помогла ее решить. Так спешили, что не обеспечили возможность автоматизированной оплаты парковки наличными, а также оплаты именно на территории парковки, а не где-то в банковском терминале, – заявил Николай Киселев. – Ну и, наконец, совершенно забыли о том, что действующее законодательство не позволяет налагать штраф за неоплату парковки. За прошедшие полгода власти не раз грозились начать наказывать, да все никак. Уже и прямые угрозы из уст мэра пошли: «Все заплатите, зря радуются те, кто не платил раньше». Приказ МВД вступил только 15 марта – хочется спросить: если юридические препоны исчезли только сейчас, каким образом персональные данные двух водителей, которые сейчас судятся, попали на административные комиссии еще в январе? Превышением полномочий попахивает.
Дворы заставлены машинами
Депутат городской думы Андрей Померанцев указал на то, что из-за ведения платных парковок пострадали жители Ленинского и Центрального районов.
– В октябре я начал исследовать влияние платных парковок на качество жизни людей при помощи видеофиксации и общения с гражданами. Выяснилось, что с введением платных мест резко увеличилось количество машин, которые стали парковать в частном секторе. Это серьезная проблема для жителей. Изменения ввели якобы для наведения некого порядка, хотя такой порядок больше подходит для концлагеря, нежели для жителей города. Почему не было предусмотрено специальных мероприятий для недопущения таких проблем? – осведомился депутат.
Паркоматов недостаточно
– Нельзя забывать о воронежцах, не владеющих смартфонами и не умеющих пользоваться банковской картой. Это в основном старшее поколение. Для них наличный способ оплаты – только в офисах банка, – посетовала участница слушаний Анна Ильина. – При полном отсутствии указателей местоположения пунктов оплаты, ее типов (нал или безнал) воронежцам предлагается пройти квест за 15 минут. Выделенного бесплатного времени катастрофически мало. Во многих городах бесплатное время – 30 минут.
«Нецелевое расходование»
Член Общественной палаты Воронежа Галина Кудрявцева также выступила на слушаниях. Она отметила, что говорит как гражданин, а не как представитель палаты. Свое выступление она ни с кем не согласовывала.
– Непонятно, как администрация города до принятия областного закона установила льготы отдельным категориям граждан на платные парковки. Этот вопрос относится к компетенции облдумы. Из каких источников концессионеру возмещаются расходы по льготному обслуживанию граждан? Это вопрос, подведомственный бюджету города. У нас все льготы уже 16 лет монетизированы. Распределением занимается область, а не город. Выделение денег из городского бюджета на эти нужды является нецелевым расходованием, – высказалась Галина Кудрявцева. – Кроме того, можете себе представить, чтобы Абрамович, если бы он был жителем Воронежа, как многодетный получил талон на бесплатную парковку? Смешно.
Член Общественной палаты добавила, что для получения социальной льготы «нужно соответствовать многим показателям»:
– У нас около 5 тыс. многодетных семей, около 10 тыс. участников боевых действий и ветеранов, а еще есть больные. При этом всего 6 тыс. парковочных мест. Белгородская компания просто может предъявить городу счет за льготников.
Законность передачи персональных данных – под вопросом
Приказ МВД об утверждении порядка передачи данных о владельцах транспорта вступил в силу 15 марта. ГИБДД получила право передавать данные о тех, кто не заплатил за парковку, административным комиссиям Ленинского и Центрального районов. Однако участники слушаний заявили, что приказ этот довольно спорный.
Юрист Геннадий Пешков отметил, что передача персональных данных все равно невозможна: приказ МВД – это внутренний ведомственный документ. Кроме того, в нем говорится, что информацию можно передавать должностным лицам, а относятся ли сотрудники административных комиссий к таковым – непонятно. Также, по словам Геннадия Пешкова, в случае с парковками должно быть возбуждено административное дело по протоколу – упрощенный порядок, который действует при видеофиксации нарушений ПДД, тут невозможен.
– Согласно п. 1 ст. 24 Конституции РФ, сбор, хранение, использование, распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Я полагаю, что никто из нас не давал письменных согласий на распространение персональных данных, – отметил Геннадий Пешков. – Поэтому в настоящее время у ГИБДД отсутствуют законные основания для предоставления персональных данных. Так что и ООО «Городские парковки», не являясь оператором персональных данных, в принципе не могут собирать их. Согласия, которые кто-то дает в мобильном приложении, – это несерьезно.
Эксперименты с неоплатой
Против агитации к неоплате парковок выступил общественник Константин Квасов:
– Уважаемые жители, в законах есть тонкости, поэтому я бы просил не экспериментировать с неоплатой. По ч. 8 ст. 9 закона «О персональных данных», в определенных случаях персональные данные могут передаваться. Но при этом я противник той процедуры, по которой реализуется концессионное соглашение. Оно подлежит пересмотру. Количество платных мест нужно сокращать. Деньги, получаемые концессионером, должные быть потрачены на строительство бесплатных паркингов в центре. Это должно быть ключевым условием. Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы уборка территории возлагалась на комбинаты благоустройства.
Выступление Константина Квасова прерывали выкрики другого участника общественных слушаний Виктора Гаршина. Он перебивал спикера и восклицал, что тот за зарплату выражает далеко не свое мнение. Участник практически перешел к угрозам. Попытки Галины Кудрявцевой утихомирить его результата не дали.
Во время своего выступления Виктор Гаршин в достаточно грубой форме обращался к ООО «Городские парковки» и усомнился в том, что компания честно выиграла торги на право заключения концессионного соглашения.
Во-первых, если город построит бесплатную парковку, то за счет бюджета, а это значит, что людей, пользующихся автомобилями, будут субсидировать и те, кто ежедневно автомобиль не использует или вообще его не имеет. Кроме того, в перспективе строительство паркингов приведет к еще более резкому увеличению уровня автомобилепользования, а следовательно, дефицит мест увеличится.
Проблему новых дорог и парковок описали в 1990 году, этот постулат получил название Льюиса – Могриджа, по имени транспортного аналитика, сделавшего вывод: чем больше строится новых дорог и парковок, тем больше в городе появляется автомобилей. Человек выбирает модель поведения, исходя из окружающих его обстоятельств: если строят дороги и парковки – условия меняются и люди пересаживаются из общественного транспорта в личный. А в итоге из-за достаточно большой площади автомобиля на одного человека и ограниченного пространства города происходит нерациональное использование дефицитного ресурса – пропускной способности улиц. А машину еще нужно где-то ставить (для одного автомобиля требуется 8-12 кв. м площади). Поэтому по мере выхода того или иного города на высокий уровень автомобилизации – как правило, от 300 автомобилей на тысячу жителей (в Воронеже этот показатель около 400) – муниципалитет вынужден отказываться от режима «свободного паркинга», то есть бесплатного использования общественного пространства для парковки личных автомобилей.
В Америке это случилось еще в середине ХХ века, в Европе – во второй половине, в России началось только около 10 лет назад. По данным мэрии, платная парковка, в первую очередь, – эффективный и общепонятный инструмент управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц. В других странах не только внедряют платные парковки, но и закрывают въезд в центр города для личного транспорта, вводят плату за въезд, дополнительные налоги, сертификаты на владение автомобилем.
Стоимость платной парковки не рассчитывается по средней зарплате в городе. Парковка должна стоить столько, сколько необходимо для появления свободных мест: в разных зонах по-разному, в зависимости от степени загрузки. Как только при каком-то тарифе начинает регулярно забиваться больше 85% мест, стоимость повышается. Смысл платной парковки в том, что те, кто не хочет/не может платить, не ездит в центр на автомобиле на целый день.
В мэрии считают, что в ХХI веке необходимо требовать от властей развития общественного транспорта и пешеходной/велосипедной инфраструктур, а не бесплатных многоэтажных паркингов, надземных/подземных пешеходов и транспортных развязок. Иначе получится город-парковка, в котором будет неудобно абсолютно всем.
Плюсы от внедрения платных парковок следующие:
для автомобилистов – больше свободных мест в центральной части города и возможность в любое время дня припарковать свой автомобиль по правилам близко к нужному месту; для пешеходов и людей, не имеющих автомобиля (или не использующих автомобиль для поездок на работу) – улицы станут более свободными; на тротуарах нет машин; внедрение платных парковок всегда является толчком для развития общественного транспорта и пешеходных пространств; для всех – улучшение экологии (снижение вредных выбросов в атмосферу из-за уменьшения количества автомобилей и из-за отсутствия блуждающего трафика).Справка РИА «Воронеж»
По статистике ежедневно в Воронеже личным автомобилем пользуется от 25 до 35% населения (а в городах с хорошо развитым общественным транспортом этот показатель редко превышает 20%). Почти у 600 человек из 1000 в городе вообще нет личного автомобиля.Как отметили в мэрии, в связи с постоянным ростом уровня автомобилизации в современных условиях (особенно в крупных городах) считается дикостью хранить автомобиль на улично-дорожной сети города. Количество парковочных мест в городе не увеличивается (или увеличивается медленно), а количество автомобилей растет каждый день (на 5 – 6% ежегодно). Перегруженные парковки увеличивают количество движущихся автомобилей: до 30% трафика в центре города в будний день днем – это автомобиль, курсирующий в поисках свободного места (блуждающий трафик).
Меры по развитию общественного транспорта в Воронеже принимаются: разрабатывается комплексная схема организации дорожного движения, составной частью которой станет новая маршрутная сеть. Она позволит сделать городскую логистику эффективной. В 2020 году истекают договоры с перевозчиками, а новые будут заключаться на более жестких условиях, что вместе с обновлением подвижного состава и внедрением системы автоматизированной оплаты повлияет на качество пассажирских перевозок.