Курс на спорт. В Воронеже эксперты обсудили вопросы развития гимнастики в образовании

Межотраслевое совещание состоялось 25 мая

Эльвира Бутырина, 26 мая 2021, 10:29

Виталий Грасс

В Воронеже во вторник, 25 апреля, состоялось выездное межотраслевое совещание по вопросам реализации образовательных программ по гимнастике в системе общего и дополнительного образования. В нем приняли участие представители профессионального педагогического и спортивного сообщества, политические деятели, представители правительства РФ и Воронежской области, а также управленцы и спортсмены.

Эксперты обсудили вопросы повышения квалификации педагогов в рамках дополнительного профобразования по программам гимнастики, поговорили о новой концепции развития массового детского спорта и проблемах, связанных со значительным снижением мотивации обучающихся к занятиям физкультурой.

Новые стандарты и подготовка кадров

Помощник полномочного представителя президента РФ в ЦФО Алексей Мошков в своей вступительной речи отметил, насколько важны для развития гимнастики в образовании профессионально подготовленные специалисты.

– Правительством РФ поручено обеспечить внесение в примерные и основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования изменения, предусматривающие обязательное выполнение учащимися упражнений основной гимнастики в целях их физического развития, – подчеркнул Алексей Мошков.

Он также отметил, что на сегодня имеется достаточно подготовленная нормативная база и проработанные программы подготовки специалистов по гимнастике в рамках физической культуры. По словам Алексея Мошкова, реализовать поручение уже сейчас ничего не мешает. Для этого «прежде всего необходим системный подход и желание ответственных лиц реализовать мероприятия на деле».

Первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов подчеркнул, что тема сегодняшнего совещания актуальна всегда.

– Здоровье подрастающего поколения – залог нормального развития общества. Гимнастика – это один из видов физических занятий, которые доступны любому возрасту. Она является составной частью большинства спортивных программ, – рассказал Владимир Попов.

Директор «Международной академии спорта Ирины Винер», член исполкома Всероссийской федерации художественной гимнастики Ольга Цыганкова рассказала об образовательных программах профессора Ирины Винер-Усмановой, которая участвует в концепции развития физической культуры и спорта в стране.

–  Скоро состоится совет при президенте, на котором будет озвучена концепция развития массового детского спорта. Ведь школьный спорт является частью детского. Хотя сейчас в нормативных документах об этом ничего не сказано. В этой концепции будет все прописано, и, надеюсь, мы ее поддержим, – сказала Ольга Цыганкова.

Она также отметила, что за последние годы произошло много положительных изменений в законодательной сфере. Началась гармонизация законодательства в области физической культуры, спорта и образования. Так, в соответствии с поручением президента РФ, организации, реализующие программы спортивной подготовки, должны относиться к организациям дополнительного образования спортивной направленности.

Заместитель директора по научно-образовательной деятельности института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) Дмитрий Метелкин рассказал, что многое в части методической базы и программ делается уже сегодня, не дожидаясь принятия новых стандартов.

А действующие стандарты, которыми руководствуются более 40 тыс. школ в РФ, позволяют «интегрировать в образовательный процесс программы, учитывающие необходимость формирования аналогов гимнастических упражнений».

– Введение стандарта необходимо для того, чтобы это стало общим и обязательным явлением для российской школы. Министр просвещения готов подписать новые стандарты, в которых будут сформулированы предметные результаты. Во-первых, это сформированность общего представления о физкультуре и спорте, прикладных умениях и навыках основных физических упражнений как гимнастических, так и игровых. Это умение использовать основные гимнастические упражнения для формирования и укрепления здоровья. Данные образовательные результаты создают нормативное основание для обязательности внедрения в общеобразовательный процесс тех гимнастических комплексов, которые должны стать профилактикой гиподинамии и других заболеваний, которые провоцируются малоподвижностью школьников из младших классов, – отметил Дмитрий Метелкин.

Он также рассказал, что сегодня уже проработаны примерные программы, которые будут в этом году вынесены на Федеральное учебно-методическое объединение. Школы со следующего учебного года смогут широко использовать данные документы в своей деятельности.

– Разработаны программы дополнительного профобразования, которые позволят во всех субъектах РФ обновить методическую базу под повышение квалификации. На этом задача, связанная с федеральным уровнем, завершается, и далее все дело за регионами, – подчеркнул Дмитрий Метелкин.

На вопрос, запланировано ли материальное обеспечение подготовки преподавателей, Дмитрий Метелкин ответил, что на федеральном уровне соответствующее финансирование есть.

– Но надо понимать, что повышение квалификации учителей – это полномочия субъекта РФ. Поэтому в полной мере закрыть эту нишу на федеральном уровне мы не можем, – пояснил он.

Гимнастика против гиподинамии

Вице-президент по издательской деятельности Управляющей компании «Просвещение» Виктория Копылова представила учебно-методический комплекс по программам профессора Ирины Винер-Усмановой начального общего допобразования.

– Мы понимаем, что, чтобы донести до школьника всю информацию о пользе спорта, нужно менять свой подход к преподаванию в том числе. Физиология ребенка поменялась. Те упражнения, которые мы делали в своем детстве спокойно, современные дети, к сожалению, сделать не могут. Поэтому мы выпустили свой первый учебник по физкультуре. Он сделан по тому самому новому стандарту и новым программам. Мы учли, что современный учебник должен быть ярким, визуально насыщенным, там минимум текста и большое количество иллюстративного материала, – рассказала Виктория Копылова.

Она также затронула тему гиподинамии – нарушения функций организма при ограничении двигательной активности у детей.

– Сегодня 50% детей, которые приходят в 1-й класс, с ярко выраженной формой ожирения. Гиподинамия, к сожалению, это не только бич белых воротничков и взрослых, но и бич маленьких детей. Если мы не закладываем определенную привычку делать физические упражнения, то это остается с ребенком на всю жизнь, – отметила Виктория Копылова.

Главный внештатный специалист департамента здравоохранения региона Андрей Буслов также подчеркнул, что гиподинамия считается социальным заболеванием.

– В основном дети посещают музыкальные, языковые школы и гораздо реже – спортивные. Регулярно занимаются спортом 8% детей по РФ, в Воронеже – 12,8%. Последствиями гиподинамии являются функциональные изменения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Существенно снижается иммунитет. Предупредить и избежать данные патологические изменения у детей помогают уроки физкультуры. Очень важны в этом возрасте занятия плаванием, легкой атлетикой, игровыми видами спорта, в том числе художественной гимнастикой. Навыки, полученные при занятии художественной гимнастикой, в дальнейшем пригодятся и в других видах спорта, – рассказал Андрей Буслов.

Инертность и отсутствие мотивации

Руководитель управления образования и молодежной политики администрации Воронежа Любовь Кулакова отметила снижение мотивации обучающихся к занятиям физкультурой.

– Это связано со многими факторами: несоответствие личных интересов ребенка тем видам двигательной активности, которые предлагаются ему на уроках физкультуры, содержание самого предмета, которое часто не учитывает интересы детей, – пояснила Любовь Кулакова.

Также она рассказала, что в Воронеже достаточно тесно осуществляется взаимодействие между муниципальными учреждениями общего образования и учреждениями спортивной подготовки, которые есть и в городе, и в области. Всего действуют 60 учреждений как муниципальных, так и областных на базе общеобразовательных школ, где бесплатно проводятся кружки по всем видам спорта, учитывающие интересы детей.

– Этот опыт хорошо себя зарекомендовал. Кроме этого, есть несколько школ, на базе которых реализуются очень интересные образовательные программы. Например, средняя общеобразовательная школа №37 по спортивной гимнастике имени Штукмана. Учебный процесс сформирован там таким образом, что позволяет без отрыва от учебы проводить тренировки, – отметила Любовь Кулакова.

Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики региона Олег Мосолов отметил, что на территории Воронежской области уже существует отдельная программа поддержки видов школьного спорта. Он рассказал, что ее планируется немного переформатировать.

– Для меня как для руководителя принципиальным будет являться не наличие двух-трех экспериментальных площадок, куда мы всех будем приглашать, а системное решение, когда значительное количество воронежских школ смогут использовать эту программу. Иногда у нас есть инертность, в том числе и у учителей физической культуры. Ведь как рассуждают: зачем использовать что-то новое, когда можно проводить урок по традиционной схеме, – подчеркнул Олег Мосолов.

Открытый урок

После совещания в средней общеобразовательной школе № 106 состоялся открытый урок по программам профессора Ирины Винер-Усмановой. Его комментировала Ольга Цыганкова.

Она отметила, что на уроке были показаны основные упражнения в гимнастике, которые могут выполнять буквально все люди.

– Мы были бы очень рады тому, если бы такие уроки были внедрены во всех школах Воронежа. На самом деле эта программа давно реализуется в образовании. Как вы обратили внимание, это не художественная гимнастика, хотя ее элементы, конечно, используются. Разносторонние направления в художественной гимнастике помогают детям гармонично развиваться, – подчеркнула Ольга Цыганкова.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.