Культура и традиции. Как воронежцы встретили «Русское лето»
Фестиваль, посвященный истории страны, прошел в городе впервые.
Виктория Лушина, 16 сентября 2019, 11:20
Воронежцы встретили «Русское лето» в Центральном парке в выходные, 14 и 15 сентября. Несмотря на непогоду, фестивальные площадки не пустовали. Горожане наслаждались музыкой и театром, историческими танцами и реконструкцией, лекциями и мастер-классами. Как прошел новый фестиваль – в материале РИА «Воронеж».
«Ленинград» был всегда»
Еще до начала «Русского лета» некоторые настороженно отнеслись к событию из-за формулировки «фестиваль традиционной культуры». Что организаторы форума вкладывают в это определение, объяснил писатель Захар Прилепин, идейный вдохновитель фестиваля.
– Не надо ничего возрождать. Все нормально с культурой. Мы не воюем со стендап-комиками. Мы просто говорим, что есть иерархия. Есть вещи, которые останутся. И мы их привезли, чтобы люди чувствовали причастность к этому, – заявил Захар Прилепин журналистам. – Когда жили Горький, Бунин и Куприн, писатели Вербицкая и Арцыбашев были популярнее их всех. А еще цыганские певцы. Человек всегда хочет посмеяться, приколоться, частушку похабную спеть. «Ленинград» всегда существовал, его не сейчас придумали. Но остается другое. Современный человек может говорить, что писатели не отвечают на его вопросы, ему непонятны Раскольников, Анна Каренина. Один мой коллега утверждает: «Да что Анна Каренина! Сейчас любая девушка может переспать с любым парнем, и ничего не будет». Будет. И эта проблема мучит людей. Поэтому «Анну Каренину» во всем мире раз в пять лет экранизируют. Вообще нет никакого современного человека. Есть хам и есть человек мыслящий. Человек мыслящий понимает, что ничто никуда не девается.
По словам писателя, фестиваль начинался как встречи с друзьями в деревне на реке Керженец. Форум в расширенном формате перенесли в подмосковное Одинцово, так появился фестиваль «Традиция». Затем настала очередь других городов России. По словам Прилепина, Воронеж оказался в первой тройке. Как фестиваль пройдет в городе, будет «во многом определяющим опытом».
– Если Александр Викторович Гусев скажет, что фестиваль будет ежегодный, то сделаем ежегодным, – рассказал писатель. – Для меня это важное событие, потому что у меня есть воронежские корни. И вообще у вас красиво, погода хорошая.
Необычный формат
Однако через пару часов после открытия фестиваля небо затянули тучи, начался дождь. За одно утро бабье лето сменилось осенью. Но самые стойкие посетители продолжали гулять под зонтами или доставали цветные дождевики. Казалось, погода наладилась к вечеру первого дня – к выступлению группы «Калинов мост» на открытой площадке Зеленого театра. Но позже опять пошел дождь, зрители достали зонтики. На следующий день, 15 сентября, светило солнце, и количество посетителей сразу увеличилось.
На главной аллее Центрального парка поставили белые шатры для книжной ярмарки. Пруд заняла средневековая лодка, рядом с водоемом расположилась деревня реконструкторов. Создатели зоны придумали, как обеспечить постоянный поток посетителей: раз в час выходили стрелять из оружия, целясь в сторону от театра. Громкие залпы и клубы дыма стабильно собирали зрителей.
Потом горожане оставались понаблюдать, как жители средневековой деревни ткут пояса, пишут по восковым табличкам, стреляют из лука и делают кольчуги. На лекциях рядом можно было пополнить свои знания историческими фактами: кто зарабатывал больше – стрельцы или казаки? Когда был последний набег татар на наши земли? Почему так часто горели средневековые города?
– Формат фестиваля интересный, думаю, что надо его развивать. С одной стороны, есть научная составляющая, с другой – интерактив. Ведь современные люди, особенно дети, привыкли по-другому воспринимать информацию. Они не могут, как раньше, прийти в музей и послушать. Здесь можно дать полезную информацию, разрешить все попробовать самому, пощупать. Я думаю, что у фестиваля есть перспектива. Мне самому понравилось выступление группы «Калинов мост». Узнал новое для себя на лекции об обороне Воронежа войсками НКВД, – рассказал руководитель военно-исторического клуба «Копье» Павел Семенов.
Газовая атака
Одним из центральных событий фестиваля стала реконструкция легендарной «атаки мертвецов». Эпизод боя за крепость Осовец в Первую мировую войну воссоздали на поляне за кафе Botanica. Организаторы огородили площадку и попросили зрителей не перебегать с места на место во избежание давки. Все происходящее пошагово комментировали, чтобы посетителям было понятно.
Воронежцы увидели, как немцы наступают на крепость. После перестрелки враги распылили газы на защитников Осовца, оборонявшихся без противогазов. На этом моменте повалил густой белый дым. Часть родителей с детьми испугалась «газовой атаки» и отошла подальше от ограждения. Другие зрители решили, что это отличный шанс снять происходящее на видео без толп людей, и заняли их места. Раздался звонкий детский крик: «Наши, вперед!». И полуживые защитники крепости в окровавленных повязках поднялись в наступление, когда немцы уже решили, что русские погибли от газов.
«Старинные законы»
Большой популярностью на фестивале пользовалась детская зона, оборудованная парком семейного отдыха «Нелжа.ру». Для малышей сделали игровое поле из соломы, на котором пробовали свои силы «сумоисты». Всем желающим выдавали надувные костюмы, в них дети даже стояли с трудом. Во время спарринга нужно было уронить противника и самому не потерять равновесие.
– Знаете, есть легенда про «поднимателя» пингвинов, которые падают, глядя на самолеты. А у нас есть специально обученный «подниматель» детей. Ему даже в спортзал ходить не надо, он получает нагрузку, помогая детям, – зазывала народ сотрудница парка.
– Нам фестиваль нравится своей направленностью, тем, что он посвящен русской культуре и традициям. Конечно, нам это очень близко. Ведь мы театр, который изучает и сохраняет традицию. При этом мы не занимаемся реконструкцией и музейным воспроизведением. Но играем так, чтобы это было понятно всем. Ведь Петрушка – это никуда не уходящая история про дурака. В нем есть две составляющие: это нечто актуальное, злободневное и непреходящее, вневременное, – пояснил Всеволод Мизенин.
Космос и скука
Даже посвятив фестивалю оба выходных, посетить все события было физически невозможно. На одной площадке «Активный театр» с участием группы «25/17» показывал спектакль по «Обители» Прилепина, следом выступала «Маваши group». Параллельно шли лекции историков и краеведов о крепости Воронеж и путешествиях Петра Семенова-Тян-Шанского или баттлы историков с писателями.
– Я здесь с утра субботы, но к сожалению, не все площадки успела посмотреть за день. Мне понравилось, что достаточно масштабно и объемно были представлены разные культурные пласты. Приходили люди с разным достатком, образованием, потребностями, наклонностями, и каждый мог найти здесь что-то для себя. Можно было услышать былины или классическую музыку, узнать что-то новое или просто развлечься. Мне была интересна музыка, потому что я сама музыкант. Все, что слышала, было хорошего качества, – рассказала доцент факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педуниверситета Елена Березкина.
Стандартно много публики собирало выступление создателя Музея забытой музыки Сергея Плотникова: даже в дождь его палатка не пустовала. Зрители могли узнать, какую эволюцию проходили музыкальные инструменты, и даже попробовать поиграть. Создатель музея рассказал, что доволен фестивалем, но ему не хватило выступления фольклорных коллективов.
– Былины так и сказывали, одну за другой. Чаще всего за работой, чтобы себя развлечь. Вырастешь, тоже сможешь сказывать, – улыбнулся Александр Маточкин бойкому мальчику лет семи, закончив рассказ о Добрыне Никитиче.
– Ой, да я когда вырасту, в космос полечу, – уверенно заявил ребенок.
– Конечно. Но что там, в космосе, делать, пока ждешь стыковки? Скучно. А былины позволяют себя занять. И это память. Киев был столицей Руси до XII века, а крестьяне на Севере даже после Великой Отечественной еще пели про «стольный град Киев». Живая традиция.
Смогут ли воронежцы и в следующем году прикоснуться к истории и традициям, пока неизвестно. Решение еще не принято.