Куда катится Воронеж?
Как зародилось велодвижение в столице Черноземья, с каким активом город подойдет к велосезону и почему «веловоронежцы» не хотели заниматься массовыми акциями - в интервью с активистами сообщества.
Людмила Минаева, 14 января 2014, 21:00
Точкой отсчета, когда «междусобойчик» велолюбителей начал заявлять о себе, можно считать сентябрь 2011 года, когда в Воронеже прошла первая «Велоночь». С тех пор велосипедные «движухи» собирают все больше поклонников двухколесной езды. Правда, эти яркие акции едва ли ставили перед собой цель популяризации велосипедов как транспорта на каждый день.
Масштабная велосипедизация Воронежа началась фактически год назад, когда под «вывеской» «ВелоВоронеж» и девизом «Воронеж – велосипедная столица России» объединились почти все велосипедисты города.
– В Воронеже много совершенно разных велогрупп: профессиональные велосипедисты, поклонники даунхилла, апхилла, велотрюков или каких-то еще экстремальных направлений, кому-то нравится проводить тематические веловечеринки, как, например, «I bike VRN», кому-то интересны показы кино о велосипедах. «ВелоВоронеж» пытается объединить всех велосипедистов, при этом никоем образом не поглощая первые группы. Для чего? Главная наша задача – это развитие велоинфраструктуры в Воронеже, которая нужна всем велосипедистам, независимо от интересов, – еще год назад в первом интервью объяснил смысл «еще одного сообщества» Игорь Титов, один из его инициаторов.
Реальность бытия
«ВелоВоронеж» фактически начался с одного активиста и нескольких сотен зрителей. Кстати, узнаваемый многими логотип группы, тот самый, где в имени Воронежа нарисован велосипед из двух «о» и «р», Игорь Титов придумал сам, чем искренне гордится. «Он практически идеальный», – считает автор.
К новой инициативе, откровенно говоря, многие отнеслись скептически. Думали, что «все равно ничего не получится». Титов не стал никого переубеждать, просить денег у спонсоров, а объявил об установке в городе 30 велопарковок. За свой счет. Но как будет выглядеть конструкция и где установить велопарковки, выбирал с одобрения велосипедистов зарождающегося коллектива, затем этот список согласовал с мэрией.
Резким стартом велодвижения в Воронеже можно считать 2 февраля – день, когда в Петровском сквере установили первую парковку. С этого момента колеса завертелись.
Когда в землю воткнули первые рамы, велосообщество стало настоящим, материальным. Мы показали, что настроены закрепиться в городе в каких-то ощутимых вещах, а не просто что-то требуем и пишем бумажки. Поверьте, после этого к нам поменялось отношение и властей, и бизнеса, и даже самих велосипедистов, Игорь Титов, организатор «ВелоВоронежа».Спустя год в городе более 100 «веловоронежских» парковок (на каждую городскую стоянку оформлены все документы, в том числе паспорта), 25 рам для студентов установили у главного корпуса ВГУ, о готовности сделать парковку заявила медакадемия. Кроме того, до весны поставят первую велодостопримечательность – креативную парковку.
«Кто за вами стоит?»
На старте велодвижения к Титову присоединился студент медакадемии, будущий педиатр Евгений Кондратьев, дизайнер Алексей Бабкин и владелец бизнеса в сфере IT Иван Толкачев.
– Мы вообще-то с Лехой двоюродные братья, но до «ВелоВоронежа» практически не общались, зато теперь – каждый день, – говорит Иван.
Сейчас группе «ВелоВоронежа» в соцсети более 2800 участников, из них членские именные карточки имеют около 500 велосипедистов.
– Любой может влиться в штаб организаторов. Мы открытая команда, и рады всем, кто готов, реализуя свой личный потенциал, менять к лучшему наш город, от идей до участия в полноценных проектах, вместе мы сможем многого добиться – уверен Игорь Титов. – К нам присоединяются ребята, которые давно вынашивали различные идеи от формата «покатушки» до производства велосипедов, но по каким-то причинам не смогли этого еще реализовать. Мы стараемся уделить внимание всем, оценить каждый проект, реализовать вместе наиболее интересные для всех нас.
Правда, здесь ты ничего не зарабатываешь, но постоянно вкладываешь. Но вопросы: «кто за вами стоит?», «сколько вы пильнули?» - периодически слышим. Мало кто верит, что мы совершенно искренне этим занимаемся. Что нам просто нравится кататься на велике, и мы хотим, чтобы нам было удобно кататься на велике. Да, мы сливаемся и с госсектором, и с бизнесом. Но не надо путать причину и следствие. Мы хотим видеть среди организаторов представителей мэрии, которые бы курировали административные вопросы, Алексей Бабкин, организатор «ВелоВоронежа».К слову, все организаторы «ВелоВоронежа» используют велосипед круглогодично и практически каждый день, их можно заметить на улицах города на велосипедах.
В этом году уже под эгидой «ВелоВоронеж» прошло несколько крупных акций: Велоночь-2013, парад в деловых костюмах, велосвадьба, первый велофестиваль, который теперь будет ежегодным, и даже новогодний велопробег.
– Если честно, я не планировал заниматься фестами. У меня был бизнес-проект «по решению социальной задачи на основе государственно-частного партнерства» – создание велоинфраструктуры. Хотел его реализовать и не париться с организацией «покатушек», которые проводили и без нас (я в них участвовал как обычный велосипедист), – добавляет Игорь Титов. – Массовые акции притащили ребята, и они стали отличным пиаром. Это круто, потому что продвижение на рынке проекта «ВелоВоронеж» - очень важный момент, который выпал из моего поля зрения.
Профессиональные велообщественники
«Четверо смелых» занимаются общественным делом между работами и учебой. Среди организаторов нет субординации. Но Игорь Титов, хотя всячески протестует против «культа личности» в «ВелоВоронеже», все же является центральной фигурой. Дело в том, что по одному из «вторых высших» он – профессиональный велообщественник. В 2012-ом Игорь защитил диплом на тему: «…реализации комплексного бизнес-проекта создания инфраструктуры велосипедного транспорта на основе государственно-частного партнерства» в Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
– Титов – организатор велодвижения с факультета велосипедизации, – смеется Алексей Бабкин.
В «бизнес-плане» на 2014 год основными задачами прописаны установка еще как минимум 50 велопарковкок и перенос нескольких установленных, но невостребованных, в более актуальные места, создание службы велоремонта и старт единого велопроката, проведение Велоночи-2014 и Второго международного фестиваля, открытие школы езды на велосипеде, строительство совместно с управой Центрального района велопарка на «Динамо» и – голубая мечта всех велосипедистов – создание, но пока еще только концепции велодорожек по всему городу с выездами в пригород. Проект хотят реализовать на базе Управления Главного архитектора.
– Это серьезная проблема – интегрировать велодорожки в существующую инфраструктуру. Хорошо, что у нас есть партнеры в Англии, опыт старинного Лондона, который смог это сделать, – неоценим, –говорит Игорь. – Есть мнение, что велодорожки вовсе не нужны. В какой-то степени я с этим согласен: сам уверенно чувствую себя среди машин, никогда не езжу по тротуару. Но если мне нужно отвезти в школу или на бокс сына или с женой куда-то собрались, мы едем на машине. Никуда не успеваем, но на машине. Потому что я побаиваюсь пускать их на общую дорогу.
«Общественные работы» веловоронежцев не носят сезонный характер и продолжаются круглый год, несмотря на то что многие на зиму прячут велосипед на балконе.
Сейчас мы плотно занимаемся клубными картами, их продвижением среди участников и среди спонсоров. Мы хотим добиться того, чтобы одна карточка «ВелоВоронежа» заменяла любой дисконт и при этом давала максимальную скидку. Позиционирование – весь спектр услуг, вплоть до приобретения железнодорожных билетов. Работа в этом направлении на самом старте. Мы начали, что логично, со спортивных магазинов, с некоторыми уже сотрудничаем. Одним из первых «непрофильных» партнеров стала цветочная студия, Евгений Кондратьев, активист «ВелоВоронежа».