Криминальное чтиво. Как «каскадеры» на ходу обчищали большегрузы в Воронежской области

Спецпроект о громких делах прошлых лет.

Светлана Тарасова, 13 ноября 2019, 00:30

Андрей Архипов

Летом 2008 года 70-километровый участок федеральной трассы «Москва – Астрахань» на территории Грибановского района и Борисоглебского городского округа стал аномальной зоной для водителей тяжеловозов. На этом участке непонятным образом улетучивался их груз. С мая по сентябрь там произошли десятки краж из фур дальнобойщиков. Остановки в пути машины делали редко, разве что на заправках, а там висели камеры наблюдения. На месте коллективного ночлега все друг у друга на виду. По всем признакам выходило, что авто грабили на ходу, но представить, что кто-то «потрошит» машины на скорости, было сложно. О диковинных грабителях, которые вдохновлялись сериалом «Дальнобойщики», и запоминающемся задержании – в материале РИА «Воронеж».

Имена и фамилии преступников изменены по этическим соображениям.

Манна небесная

Ранним июньским утром 2008 года вдоль федеральной трассы Курск – Саратов ехал мужчина на лошади. Едва преодолев мост через реку Хопер неподалеку от борисоглебского села Третьяки, он заметил на обочине что-то темное. Остановился – оказалось, мешок. Заглянул в него и ахнул – внутри желтела гора печенья. Свежий крекер! Подивился, порадовался, загрузил мешок в телегу и поехал дальше. Через десяток метров разглядел еще один такой же, потом еще. Первый мешок с лакомствами пенсионер решил отвезти домой, остальными угощал всех встречных. Случайным попутчикам хвастался: на него буквально свалилась манна небесная.

О пропаже крекеров в местный райотдел никто так и не сообщил. Зато с завидной регулярностью там появлялись заявления от водителей о пропаже товаров с транзитных большегрузов. За лето 2008-го поступило больше десятка обращений. Раскрыть кражи не удалось – не было даже понятно, как они происходят.

Через Борисоглебск и Грибановку курсируют сотни большегрузных машин. Здесь пересечения федеральных трасс Курск – Саратов ­– Москва и Волгоград­ – Астрахань. Стратегические транспортные артерии оказались прекрасным местом для разбойников с большой дороги.

Слепая зона

– В районе села Третьяки есть затяжной подъем, местные называют его «Березки». Предположительно, там и садились на хвост дальнобойщикам бандиты. Водители в этих местах частенько слышали какой-то стук и скрежет, но принимали это за звук машины при движении, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» бывший в 2008 году начальником ОВД по Борисоглебскому городскому округу Геннадий Кононов.

– Там для водителя «слепая зона». Он едет в гору на малой скорости – фуры-то груженые, тяжелые, больше 60 км в час разогнаться не получается, и резких маневров в этом месте обычно не делают, – объяснил бывший тогда начальником уголовного розыска Борисоглебского ОВД Алексей Ширяев.

На подъеме машины неожиданно становились легче. И вот однажды выяснилось, как.

– Дальнобойщик, проезжая во встречном направлении около 23:00, сообщил по рации, что у водителя встречной фуры открыта дверь прицепа и внутри что-то происходит. Тот резко дал по тормозам и успел заметить хвост развернувшейся легковушки. Впотьмах удалось разглядеть только, что это «универсал». Ни цвета, ни марки, ни номера, – рассказал Геннадий Кононов о первой зацепке.

После этого случая было дано указание патрулировать ночные трассы, особенно в глухих местах, там, где нет заправок и постов ДПС, и, конечно же, в том месте, где обнаружили кражу.

Колесо

Бывший в то время начальником отделения ГИБДД ОВД по Борисоглебскому городскому округу Виктор Десятников в начале сентября 2008 года около полуночи лично выехал для такой проверки. Он направился в самое дальнее борисоглебское село – Макашевка.

– Мы знали приблизительно, как происходят такие кражи. В других регионах нечто подобное случалось. Знали, что для амортизации грабители привязывали колесо, когда прижимались к прицепам. Следы покрышки мы обнаружили на наших ограбленных фурах. Где-то в районе села Третьяки я заметил старенький Volkswagen Passat, у которого на багажнике было веревкой привязано колесо. Обратил внимание, что капот машины помят. Записал номер и по рации попросил задержать эту машину при въезде в город, – сообщил корреспонденту РИА «Воронеж» Виктор Десятников.

Гаишники больше двух часов караулили авто, но машина в город так и не въехала. Как потом выяснилось, свернула раньше. Однако по номеру машину «пробили» и довольно скоро отыскали в одной из частных мастерских, где ей выравнивали капот.

Сначала задержали владельца автомобиля, а потом и всю компанию.

Американский боевик

В борисоглебской съемной квартире одного из задержанных, 42-летнего хозяина машины – жителя Терновского района Владимира Гордиевского – произвели обыск. Чего там только не было: холодильники, обогреватели, кондиционеры, одежда, обувь, банки грибов, детское питание, тренажерный комплекс, лампочки и прочее добро – на миллионы рублей. Это была лишь часть украденного Гордиевским и его подельниками – 36-летним гражданином Украины Игорем Буйдиным и 31-летним уроженцем Калуги Алексеем Хурькиным. В ОВД по Борисоглебскому городскому округу целый гаражный бокс отвели для хранения вещей, изъятых при обыске.

– Квартира больше напоминала склад, там практически не было мебели. Только надувные матрасы, на которых они спали, и груды награбленных вещей. Там даже медицинское оборудование нашлось – гинекологические инструменты! – вспомнил Алексей Ширяев.

Он отметил, что задержание было весьма необычным:

– Мы приходим в эту квартиру, а дома никого нет. Оказалось, один из жильцов вышел на балкон и повис там на перилах. Мы диву дались – это же был четвертый этаж! Никого не убил, не изнасиловал, а так рисковал. Ведь он бы не выжил, сорвись с такой высоты.

– Хорошо помню то дело. Нечасто в наших краях бывали банды акробатов. Чтобы проворачивать такое, нужно было иметь недюжинную смелость и отличную спортивную форму, – поделился Геннадий Кононов.

Кроме смелости и физподготовки, стоило учитывать множество нюансов.

– Разбойники были прекрасно подкованы. К примеру, понимали, что находиться сбоку от фуры нельзя – на скорости сдует с капота. За автопоездом же образуется безветренная зона. Кроме того, груженый тяжеловоз, как правило, не делает резких маневров и движется на стабильной скорости, иначе фура рискует сложиться и пойти в кювет, – объяснил Виктор Десятников.

Как установило следствие, Гордиевский промышлял этим около трех лет, а вот его подельники менялись, работая «вахтовым методом», – «побомбили» на трассе месяц-другой и возвращались домой. Кроме Гордиевского, Буйдина и Хурькина, по делу проходили и другие люди, но их личности так и не установили.

Владимир Гордиевский

Старый Volkswagen Гордиевского, на котором троица выезжала «на дело», был оборудован аж тремя багажниками. Преступники выслеживали фуру, догоняли ее на трассе, через опущенное боковое стекло один из них бросал шину, заранее привязанную к багажнику легковушки, так, чтобы она вертикально встала между задним бампером фуры и передним бампером машины Гордиевского. 

Иномарка вплотную (через шину) прижималась к грузовику, и Буйдин вылезал на капот легковушки либо через опущенное стекло правой двери, либо через лобовое, которое грабители иногда снимали. Он на скорости доходил по капоту до кузова фуры, кусачками перекусывал замки, залезал в кузов и передавал подельнику, стоявшему на капоте иномарки (Гордиевский сидел за рулем), товары, которые тот складывал на багажник. 

Однажды воры таким образом перегрузили из фуры на багажник своей машины целых три холодильника!

Вся операция занимала минут семь-десять. За это время багажник загружался полностью, а если товар не помещался, его сбрасывали на обочину, чтобы, вернувшись, подобрать с дороги. Жители окрестных деревень иногда натыкались на такие «подарки судьбы» – в темноте (а грабили всегда в темноте) злоумышленники часто находили не все.

– Они по всей стране орудовали, не только в нашей области. Рассказывали, что частенько попадали в передряги. Однажды открыли дверь, и на них посыпались арбузы. Чудом живы остались. Говорили, что, бывало, срывались с капота. Ломались. Кто-то вспомнил, как один из подельников упал и разбился насмерть. Его прикопали прямо у дороги, неподалеку от места гибели. Это был другой регион, и искать погибшего мы не стали. Американский боевик, да и только. Тамошним каскадерам за это, правда, миллионы платят, а эти непонятно за что рисковали, – рассудил Геннадий Кононов.

Сбытом украденного занимался Гордиевский. Товар вывозили на границу с Волгоградской областью. Туда подъезжала «Газель», преступники перегружали вещи и продукты в нее и продавали. По низким ценам все уходило влет.

– Помню, как-то они машину с сыром ограбили. Были огромные такие котелки, под 10 кг. В красных упаковках. Мы позвонили на завод, где этот сыр производился, а там почему-то ответили, что у них ничего не пропадало, – рассказал Кононов.

Каскадеры в неволе

Уголовное дело было заведено по кражам, совершенным с 31 мая по 28 сентября 2008 года.

У главного «каскадера» – 36-летнего Игоря Буйдина – уроженца Кременчуга Полтавской области, отца двоих детей – раньше неладов с законом не было.

– Я человек физически подготовленный, – заявил он на следствии. – Качаю пресс, отжимаюсь. А как же иначе, наш способ требует серьезной физподготовки. Вообще, это не наше ноу-хау, мы скопировали способ из сериала «Дальнобойщики» – конечно, добавили в него что-то свое.

– Это вам не старушек грабить, – поддержал подельника Алексей Хурькин. – Конечно, и у нас накладки случались: вскроешь фуру, а внутри, например, шифер или пиво – и что с этим делать? Тогда по капоту обратно пробираться и новую фуру искать…

Алексей Хурькин – тоже отец двоих детей, работал в торговой сфере в Калуге. До этого служил в армии, воевал в Кавказском регионе. Данных о его прежних судимостях у следствия тоже не нашлось.

Самый взрослый грабитель – 42-летний Владимир Гордиевский – сам на капот машины никогда не вылезал, сидел за рулем. Гордиевский – инвалид II группы. Инвалидность получил при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. У него четверо детей. На официальной работе и по месту жительства Гордиевского характеризовали исключительно положительно. Ко всему прочему, он был «афганцем» и награжден медалью «За спасение погибавших».

Борисоглебский городской суд в августе 2009-го приговорил Буйдина к 8 годам колонии общего режима за семь краж, в том числе за две – в особо крупном размере. В октябре 2009 года судебная коллегия Воронежского областного суда смягчила ему наказание на два месяца.

Алексея Хурькина осудили на 5 лет. После подачи кассационной жалобы срок уменьшили на год. Владимир Гордиевский получил 4 года колонии общего режима и свое наказание не оспаривал.

Не все кражи удалось раскрыть, ведь водители зачастую не могли точно определить, на каком отрезке пути машину вскрыли и забрали груз. Многие грешили на охранников стоянок, некоторые вообще не заявляли о пропажах. В грибановском и борисоглебском ОВД частыми гостями были коллеги из Саратовской и Волгоградской областей – подобные кражи совершали и там. Один из обвиняемых на суде заявил: «Таким промыслом занимаются многие, практически все трассы поделены».

Кражи на ходу, по информации правоохранителей, продолжаются и сейчас. В том же Грибановском районе совсем недавно распотрошили несколько грузовиков, перевозивших табачную продукцию. Преступления раскрыть пока не удалось.

Редакция РИА «Воронеж» благодарит сотрудников Борисоглебского городского суда за помощь в подготовке материала.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.